Слайд 1
Духовно-нравственное воспитание в Муниципальном Автономном Учреждении Дополнительного Образования «Дом Детского
Творчества» города Когалыма
Педагог – психолог МАУ ДО «ДДТ» города Когалым, ХМАО-Югра, 2017год
Дедович Оксана Николаевна.
Слайд 2 "Надо твердо помнить, что все пережитое
нашим народом окажется напрасным,
а сами мы
станем предателями и изменниками
великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта,
доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.
Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий
подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!«
Митрополит Санкт-Петебрургский
и Ладожский Иоанн
Слайд 3 Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей,
одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является целью деятельность МАУ ДО ДДТ.
Слайд 4Мы стремимся формировать у наших учащихся основы морали через воспитание таких
чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Идеальный воспитанник обладает культурой чувств, скромностью, тактичностью, добротой, состраданием, но при этом - способный к развитию творческих способностей, самосовершенствованию и успешной социализации в жизни, способный сохранять и продолжать традиции своей семьи, любящий свою Родину.
Слайд 5Решению вышеперечисленных задач подчинена вся Воспитательная система « ДДТ». Из нее мы можем
выделить методологию духовно-нравственного воспитания, которая пронизывает такие направления деятельности ДДТ, как образовательную, воспитательную и методическую.
Представим пять блоков мероприятий в рамках воспитательной системы, посредством проведения которых осуществляется духовно-нравственное воспитание наших воспитанников:
Слайд 6Первый блок – традиционные городские, окружные мероприятия, особенно полюбившиеся ребятам. Сложность их заключается в
необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа. Так, в городском туристическом слете школьных команд наряду с воспитанием чувства ответственности каждого за общую победу, взаимовыручки, на этапе "краеведение" ребятам необходимо показать знание истории родного края. А в интеллектуальном конкурсе для старшеклассников "Краеведческая конференция" (название говорит само за себя) ребятам приходится отвечать на вопросы по разделам: культура Югры, здоровый образ жизни, история Ханты-Мансийского края. Принимают участие во всех городских, окружных мероприятиях.
Слайд 8Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщения учащихся к исследовательской деятельности,
мы ежегодно проводим научно-практическую конференцию «Шаг в будущее". Тематика конкурсных работ самая разнообразная, свидетельствует о стремлении учащихся разобраться в проблемах современной жизнедеятельности, в том числе, выяснить, что является основой духовности, определить, какие поступки можно назвать нравственным и безнравственным. Вот некоторые проблемы, которые исследуют ребята в своих работах: «Здоровье – экология души», «Молодежный досуг прошлого и настоящего» и мн.др.
Слайд 10Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, - мероприятия для воспитанников ДДТ, посвященные памятным
датам, государственным праздникам, семейным и историческим традициям ДДТ, нашего города и страны.
Многие данные мероприятия проводятся традиционно в разных учреждениях: это многочисленные концерты (День учителя, День семьи, День матери, 23 февраля, День Победы, День города, День защиты детей и т.д.), это праздники знакомств в начале учебного года и итоговые в конце, и другие. Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.
Слайд 11Особенно хочется остановиться на третьем блоке мероприятий - это мероприятия, проводимые для детей
с ограниченными возможностями здоровья. Данную работу мы традиционно проводим с социальными партнерами БУСО ХМАО-Югры «Центр помощи семьи и детям» «Радуга Надежды», «Жемчужина», КДЦ «Янтарь» . Мы уверены, что такое сотрудничество приносит обоюдную пользу. Во время концертов, спектаклей, мы видим благодарные, восторженные и полные слез глаза людей. Мы также видим трепет и волнение, сопереживание и сострадание наших воспитанников перед выходом на сцену и во время исполнения произведений. Для ребят - это моменты высшего духовного и нравственного становления и формирования их характеров.
Слайд 13Четвертый блок мероприятий - осуществление духовно-нравственного воспитания непосредственно через образовательную деятельность.
Без сомнения, в
каждой образовательной программе прописана цель духовно-нравственного воспитания. Но есть объединения, в которых формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. И тут важно для педагога определить тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка. И мы, педагоги, не сговариваясь, нашли то, что объединяет нас всех: и детей, и взрослых, то, что дорого всем нам - это наш город, а значит люди, живущие в нем, а значит их дела, проблемы, подвиги и успехи. Мы уверены, что конкретные дела по отношению к земле, на которой мы живем, определяют уровень нашей воспитанности, духовности и нравственности. А дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого.
Слайд 14Для примера приведем несколько объединений:
"Юные краеведы" (педагог дополнительного образования МАОУ СОШ
№8 Рустамов М.К.);
"Туризм" (педагоги дополнительного образования МАОУ СОШ №5 Хисамутдинов В.М.,МАОУ СОШ №3 – Гарипов И.Ф.,МАОУ СОШ №8 – Рустасов М.К.) изучают историю родного края в тематических походах и играх;
Слайд 15И, наконец, пятый блок мероприятий основан на одном из управленческих принципов,: сам педагог должен
быть примером духовности и примером высоконравственных дел.
Наши многие педагоги пишут стихи, читают их ребятам, сочиняют и исполняют свои песни, музыку, проводят с ребятами творческие вечера. Для нас самым главным является то, что ребята с искренним желанием и настоящим патриотизмом читают стихи о России, поют песни о родном городе.
Слайд 17Таким образом, занимаясь духовно-нравственным воспитанием, мы стремимся выпустить в жизнь духовно-нравственную
личность, которую отличают следующие нравственные характеристики:
стремление к здоровому образу жизни,
приобщение к общечеловеческим ценностям,
гуманистическое отношение к миру,
любовь к Родине,
осознание ответственности за судьбу своих близких, родного города, Отчизны.