Презентация, доклад на тему Урок -презентация Арт-терапевтическое занятие Мандала.

Содержание

Цель занятия:психологическое единение коллектива;открытие уникальной красоты другой души;изучение групповых взаимоотношений;развитие креативных способностей;повышение настроения.

Слайд 1Мандала, как метод изучения коллектива
(арт–терапевтическое занятие)

Мандала,  как метод изучения коллектива(арт–терапевтическое занятие)

Слайд 2Цель занятия:
психологическое единение коллектива;
открытие уникальной красоты другой души;
изучение групповых взаимоотношений;
развитие креативных

способностей;
повышение настроения.
Цель занятия:психологическое единение коллектива;открытие уникальной красоты другой души;изучение групповых взаимоотношений;развитие креативных способностей;повышение настроения.

Слайд 3Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита «круг» или «центр».

Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире.
Мандала (Mandala) –  в переводе с санскрита «круг» или «центр».  Мандалы могут быть как произведениями

Слайд 4Стоунхендж

Стоунхендж

Слайд 5Бубны сибирских шаманов

Бубны сибирских шаманов

Слайд 6Схемы лабиринтов

Схемы лабиринтов

Слайд 7Архитектурные композиции

Архитектурные композиции

Слайд 8Витражи церквей

Витражи церквей

Слайд 9Снежинки под микроскопом

Снежинки под микроскопом

Слайд 10Радужка человеческого глаза

Радужка человеческого глаза

Слайд 11Мандала издревле является визуальным выражением символического языка души и психической гармонии.


Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой.

Мандала издревле является визуальным выражением символического языка души и психической гармонии.  Люди интуитивно научились успокаивать свой

Слайд 12Открыл тайну мандалы австрийский психолог XX века Карл Юнг.
Он

же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью. Она отражает
центр человеческой души.
Открыл тайну мандалы австрийский психолог XX века Карл Юнг.  Он же открыл и то, что созерцание

Слайд 13Инструкция:
выберите одну любую фигуру, которая вам нравится;


нарисуйте на ней что-то, что

вам по душе или доставляет удовольствие.

Инструкция:выберите одну любую фигуру, которая вам нравится;нарисуйте на ней что-то, что вам по душе или доставляет удовольствие.

Слайд 14КВАДРАТ: Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорстве, позволяющее добиваться

завершения работы,- вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведен-ный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения при-вычного хода событий.
КВАДРАТ: Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорстве, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты

Слайд 20ПРЯМОУГОЛЬНИК: Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные

периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
ПРЯМОУГОЛЬНИК: Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не

Слайд 25ТРЕУГОЛЬНИК: Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться

на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
ТРЕУГОЛЬНИК: Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники

Слайд 30КРУГ: Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией -

способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
КРУГ: Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально

Слайд 35ЗИГЗАГ: Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой

основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зиг-загам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь многих.
ЗИГЗАГ: Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального

Слайд 40Мандала: как расшифровать эмоциональное состояние ребенка
Процесс работы над мандалой можно сравнить

с увлекательным путешествием к центру собственного Я, с помощью рисования мандал человек рассказывает о своей жизни. По сути, рисунок в круге это автопортрет художника, состояние его личности на данный момент времени, не только его отношения с миром, но и мир внутри него. Исследователи сравнивают мандалу с клеткой крови, взятой на анализ, с живой и обладающей целостностью и жизнеспособностью. Так, здоровым мандалам, присуща гармония и красота.

Метод мандала ненавязчивый, мягкий способ для психологической диагностики и коррекции, так как все психическое выражается с помощью символов. Исцеление и поиск выхода происходит когда человек спонтанно создает цвета и формы внутри круга. С помощью рисунка в круге человек концентрирует внутренние силы, чтобы потом направить их на решение внешних задач. Можно пользоваться и готовыми мандалами, но все же самой лучшей будет та, которую человек создаст самостоятельно.

Мандала: как расшифровать эмоциональное состояние ребенка Процесс работы над мандалой можно сравнить с увлекательным путешествием к центру

Слайд 41Рисование и разукрашивание мандал полезно всем без исключения, но особенно необходимо:
гиперактивным

детям, так как учат их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной личности и увидеть где начинаются границы других людей.
Нервным, тревожным, агрессивным малышам, так как  активизирует внутренний ресурс исцеления, позволяет гармонизировать психическое состояние, приносит спокойствие и даёт несомненное разрешение напряжения.

С какого возраста можно заниматься?
Для работы подойдет альбом готовых мандал - раскрасок германского арт-терапевта и психолога А. Цайри. Можно брать готовые и самые простые мандалы по формам и символам, включающие детские элементы, сейчас в
С 6-7 лет полезно использовать в работе акварельные краски, так как их тяжело удержать, сложно создать посильное изображение.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
Совместная работа взрослого и ребенка над одной мандалой. Это важная и полезная практика. Это учит понимать своего ребенка без слов, договариваться без давления, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.
*Фломастеры детям до 6 лет лучше не давать, если стоит задача развития мелкой моторики рук.

Рисование и разукрашивание мандал полезно всем без исключения, но особенно необходимо:гиперактивным детям, так как учат их концентрировать

Слайд 42Правила работы с мандалой:
Работа должна приносить радость, т.е. ребенок не должен

работать по принуждению.
В день работать только с одной мандалой.
Готовая мандала предлагается ребенку в распечатанном на бумаге виде на выбор из множества других (15-20 штук), либо круг рисует сам ребенок (обводит тарелку или блюдце). Это должен быть только самостоятельный выбор, без давления взрослого.
Необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе раскрашивания, ведь эта работа требует от него высокой концентрации внимания и усидчивости;
Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия, избегайте комментариев по поводу результата, ребенок буден напряжен и зависим от вашей оценки;
Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к середине, это и есть способ расслабления (для взрослых и подростков в идеале мандала должна раскрашиваться от периферии к центру). Здесь нет четких правил - работа с мандалой это творчество и интуиция.

Правила работы с мандалой:Работа должна приносить радость, т.е. ребенок не должен работать по принуждению.В день работать только

Слайд 43Ход занятия:
Посмотри, какой волшебный круг (тарелочка). Ты можешь его раскрасить так,

как тебе нравиться». Звучит музыка и ребенок работает в спокойной обстановке. По окончании работы пусть придумает название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать. «А теперь покрути волшебный круг, посмотри на не него издалека, полюбуйся им. Куда тебе его хочется разместить на своем теле? Найди ему место в комнате» (повесить на стену). Стоит спросить у ребенка о его чувствах и переживаниях во время работы, нравиться ли ему рисунок. Если получившийся результат не нравиться круг можно изменить, разрезать или порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть потребность можно написать рассказ к получившейся картинке.
Ход занятия:Посмотри, какой волшебный круг (тарелочка). Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравиться». Звучит музыка и

Слайд 45На что следует обратить внимание в рисунке:
Центр – непосредственно то, что является

ядром личности - Я автора. (Два центра встречается при различных зависимостях и патологиях развития личности). Незаполненный пустой центр – готовность к переменам. Часто вся мандала является центром и отражает персону автора, т.е. весь круг используется как основная форма, а из нее делается мордочка животного, или лицо. Это может быть также большая фигура в центре, занимающая много пространства круга. Это говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на определенном возрастном этапе.

Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линией. Отсутствие границ – утрата психической целостности.

На что следует обратить внимание в рисунке:Центр – непосредственно то, что является ядром личности - Я автора. (Два

Слайд 46Связь центра с внешними границами – способность Я ставить цели и достигать

их, хорошая воля и сознание.
Пустоты, большие незакрашенные участки – желание скрыть или подавить свои чувства.
Хаотичность – низкий уровень контроля, импульсивность, может быть у холериков, либо указывать на сильное эмоциональное возбуждение.
Симметрия – внутренняя гармония с самим собой.

Ассиметрия – процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).
Значение распространенных символов.
Извилистые линии в мандале, преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с женственность. И наоборот, прямые это признак рациональности и мужского начала.
Квадрат в центре – сад души, врата для прохода энергии.
Треугольник в центре – в зависимости от направления вершины. Вверх – личностный рост и развитие, вниз – стремление к смерти и разрушению. (Сочетание звезда Давида – созидательное и разрушительное начало).

Связь центра с внешними границами – способность Я ставить цели и достигать их, хорошая воля и сознание.Пустоты, большие

Слайд 47Крест в центре – перекресток, может быть связан с христианской символикой (нести

свой крест). Ситуация выбора, изменение или формирование новой личности.
Звезда – символ силы, мужественности, устойчивой жизненной позиции, символ человеческого тела. Много звезд – соревнующиеся цели, потенциал.
Сердце – символ любви, проткнутое стрелой символ преданности, не смотря на возможные испытания, неразделенные чувства. Здесь важен цвет и что он означает для автора.
Спираль – закрученная по часовой стрелке – стремление развиваться, против часовой - регресс, желание остаться на прежнем уровне развития.
Капли – слезы, очищение, возможно истощение энергии.

Значение символики цвета в мандале.
Красный – способность отстаивать свои интересы, кровь, сексуальная энергия, в сочетании с черным – агрессивные тенденции, способные реализоваться в разрушительных действиях.
Розовый – нежность, чувственность, эмоциональная хрупкость, незащищенность, в сочетании с черным разрушительные тенденции.
Желтый – цвет солнца, сильный характер и высокий интеллект, указывает на хорошую связь с отцом.
Оранжевый – высокие амбиции, противостояние авторитетам.
Салатовый – означает распускаться, раскрываться, но для этого нужны внешние воздействия.

Крест в центре – перекресток, может быть связан с христианской символикой (нести свой крест). Ситуация выбора, изменение или

Слайд 48Зеленый – указывает на способность заботиться о себе и о других, цвет

«зрелого родителя», много зеленого указывает на ригидность или склонность к гиперопеке.
Голубой – символизирует воду как источник жизни, легкость, воздушность, чистота и спокойствие души.
Синий – интуитивные способности, очищает душу, вдохновляет на творчество, но при использовании сверх меры – состояние тревоги и подавленности.
Фиолетовый – цвет духовного познания бытия и всего мистического.
Коричневый – надежность, прочность, трезвый расчет, цельность.
Черный – цвет перемен, конец и начало всему новому, рационализм, четкость, преобладание может указывать на депрессию.
Белый – путь к преобразованию, возможно желание избавиться от неприятных переживаний.

Зеленый – указывает на способность заботиться о себе и о других, цвет «зрелого родителя», много зеленого указывает на

Слайд 49Следует обратить внимание на общую цветовую гармонию в круге, сочетание цветов

и впечатление, на избегание какого либо цвета или слишком активное его использование.
Интерпретировать цвета и символы, использованные в мандале можно только со слов ребенка, задав вопрос: «Что это? Какой это цвет? Какие чувства ты испытываешь, когда используешь этот цвет? Почему ты выбрал для контура именно такой цвет? Что он для тебя значит?» Подсчитывается число символов, элементов, мандалы (например, круги, лепестки, сектора, сердечки). Чтобы понять глубинный смысл символики чисел, цветов, фигур и образов можно обратиться, например, к словарю символов Шейна. Но анализировать данный вид работы может только квалифицированный арт-терапевт.
Однообразное штрихование фигур снимает напряжение, а также развивает мелкую моторику рук и опосредованно влияет на развитие речи и мышление. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем легче ему сконцентрировать свое внимание, тем меньше возникает трудностей с целенаправленным поведением.
Работа с мандалой увлекает взрослых не меньше чем детей, открывает в них небывалый творческий потенциал, дает возможность раскрыть себя как многогранную личность, вернуться к своему внутреннему Ребенку

Следует обратить внимание на общую цветовую гармонию в круге, сочетание цветов и впечатление, на избегание какого либо

Слайд 51«Алфавит»
Построиться по именам в алфавитном порядке.( не произнеся ни слова)

«Алфавит»Построиться по именам в алфавитном порядке.( не произнеся ни слова)

Слайд 521.Я уважаю тебя и твои мысли.

2.Я уважаю образ твоих мыслей, которые

ты выбираешь.

3.Я уважаю судьбу которую ты выбираешь.
1.Я уважаю тебя и твои мысли.2.Я уважаю образ твоих мыслей, которые ты выбираешь.3.Я уважаю судьбу которую ты

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть