Презентация, доклад на тему Управление инновациями в образовательном учреждении

Содержание

Стратегическая цель образовательной политики Переход к устойчивому инновационному развитию всей системы образования, создание сети развивающегося инновационного образовательного пространства. Одним их механизмов решения этой проблемы может стать создание сетевой системы образовательных инноваций.

Слайд 1Управление инновациями в образовательном учреждении

Управление инновациями  в образовательном учреждении

Слайд 2Стратегическая цель образовательной политики
Переход к устойчивому инновационному развитию всей

системы образования, создание сети развивающегося инновационного образовательного пространства.

Одним их механизмов решения этой проблемы может стать создание сетевой системы образовательных инноваций.
Стратегическая цель образовательной политики  Переход к устойчивому инновационному развитию всей системы образования, создание сети развивающегося инновационного

Слайд 3Педагогическая инноватика, как отдельная наука
Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их

оценкой, использованием и освоением на практике, называется педагогической инноватикой.
Педагогическая инноватика, как отдельная наука	Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике,

Слайд 4Проблемы нововведений в образовании рассматривались в работах отечественных педагогов и психологов
В.И. Загвязинский,

В.Я. Ляудис, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамовой, В.И. Слободчикова, С.Д.Поляков, В.С. Лазарев, О.Г.Хомерики, А.М.Новиков, А.В.Хуторской
Проблемы нововведений в образовании рассматривались в работах отечественных педагогов и психологов	В.И. Загвязинский, В.Я. Ляудис, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамовой, В.И. Слободчикова, С.Д.Поляков,

Слайд 5Исходные понятия педагогической инноватики
новшество,
нововведение,
инновация,
инновационный процесс,
инновационная деятельность.

Исходные понятия педагогической инноватики новшество, нововведение,инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность.

Слайд 6Подходы к определению понятия «новшество»
К. Ангеловски определяет педагогическое новшество как изменения,

направленные на улучшение и развитие воспитания и образования.

Юсуфбекова Н.Р. определяет педагогическое новшество, как такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее неизвестному, не встречавшемуся в данном виде истории образования состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. В этом понимании новшество – это не сделанное, а только лишь возможное изменение.
Подходы к определению понятия «новшество»К. Ангеловски определяет педагогическое новшество как изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания

Слайд 7Подходы к определению понятия «новшество»
В.И. Загвязинский и Р. Атаханов определяют

новшество
как систему или элемент педагогической системы, позволяющие решать поставленные задачи, отвечающие прогрессивным тенденциям развития общества. В этом случае новшество также трактуется как возможность улучшений, а не само изменение.

Подходы к определению понятия «новшество» В.И. Загвязинский и Р. Атаханов определяют новшество  как систему или элемент

Слайд 8Уровни новшеств
1.Усовершенствование – изменение одного или более элементов образовательного процесса;

приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.
2.Модернизация – изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.
3.Рационализация – установление нового правила использования известных педагогических средств решения традиционных задач. Модернизация – изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.
4.Эвристическое решение – отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств решения актуальных педагогических задач.
5.Педагогическое изобретение – новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования. Педагогическое изобретение может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.
6.Педагогическое открытие – постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента.


Уровни новшеств  1.Усовершенствование – изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым

Слайд 9Типы педагогических новшеств
1.Различие по сектору образования. Выделяются относительно самостоятельные сектора: дошкольное,

начальное, основное, полное общее образование, дополнительное образование, начальное; среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование. Новшества, пригодные в одном секторе не могут быть использованы в другом, хотя могут иметь в основе одинаковые идеи.
2.Различие по предмету изменений. Всякое новшество предполагает изменение каких-либо частей образовательного учреждения. Например, изменения в педагогической системе (цели, условия, средства, формы организации и др.) или изменения во внутришкольном управлении (цели, задачи, средства, методы и др.).
3.Различие по количеству изменяемых компонентов. Изменения в одном-двух названных компонентах или комплексные изменения во всех или большей части компонентов.
4.Различие по степени их радикальности.
Модифицирующее новшество может быть связано с усовершенствованием отдельных компонентов образовательного процесса (опорные конспекты В.Ф.Шаталова), либо с новым конструктивным соединением ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались. Модифицирующие новшества направлены на усовершенствование, частичное изменение того, что уже использовалось.
- Радикальные новшества связаны с использованием принципиально новых идей и технологий, не имевших ранее аналогов. Например, педагогическая система «Школы диалога культур» В.С.Библера, педагогическая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
5.Различие по масштабу преобразований
-. Локальные новшества – небольшие изменения модифицирующего характера на узком участке. Примеры: введение разных систем оценки результатов образовательного процесса, разработка и использование компьютерных программ
-. Модульные новшества – целостные изменения в какой-либо подсистеме школы. Например, введение учебного предмета краеведения в основной школе.
- Системные новшества – перестройка всей педагогической системы школы под какую-то общую идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего.



Типы педагогических новшеств 1.Различие по сектору образования. Выделяются относительно самостоятельные сектора: дошкольное, начальное, основное, полное общее образование,

Слайд 10Комплекс параметров оценивания новшеств
Актуальность оцениваемого новшества, определяется по степени его соответствия

потребностям школы, социальному заказу, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе, соответствия региональной и местной политике развития образования, по степени значимости той проблемы, на решение которой направлена инновация.
Соответствие общей идее развития конкретного ОУ. Насколько новшество вписывается в концепцию развития школы.
Результативность нововведения. Она оценивается либо по аналогии с освоением этой идеи в другом месте, либо экспертным путем.
Творческая новизна идеи (инновационный потенциал). Не обязательны только радикальные нововведения. Прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено. Вместе с тем, предпочтение может быть отдано новой идее, если она столь же эффективна.
Методическая разработанность идеи. Наличие конкретных описаний содержания новшества, структуры, а также этапов, технологии его освоения.
Возможности потенциальных участников освоения новшества. Определяются сложностью и доступностью новой программы, технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, интеллектуальным потенциалом тех, кто будет осваивать новое.
Баланс интересов различных групп учителей по отношению к новшеству.
Возможное сопротивление нововведению.Время, необходимое для освоения. Определение реального времени с учетом конкретных условий .
Финансовые затраты на освоение идеи, материально-техническое обеспечение.
Организационные условия. Создание новых структур, открытие новых должностей и др.
Нормативно-правовая обеспеченность. Согласование с учредителем, локальные акты ОУ, заключение договоров, дополнительных соглашений, медицинской или иной экспертизы.
Привлекательность идеи. Это фактор носит субъективный характер, фактически зависит от интересов и взглядов тех, кто выбирает оптимальные идеи для нововведений.
Соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики. Ориентирование на освоение прогрессивных научных разработок.
.

Комплекс параметров оценивания новшествАктуальность оцениваемого новшества, определяется по степени его соответствия потребностям школы, социальному заказу, возможностям устранения

Слайд 11«Нововведение»-
Если новшество – это потенциально возможное изменение, то, что такое

произошедшее изменение? Его называют нововведением.
Нововведение понимается как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое.

Нововведение и инновация чаще используются как синонимы
«Нововведение»- Если новшество – это потенциально возможное изменение, то, что такое произошедшее изменение? Его называют нововведением.

Слайд 12Основные характеристики нововведения

Основные характеристики нововведения – результативность и эффективность.



Эффективными признаются только те нововведения, которые ведут к достижению поставленной цели.

Результативность – это характеристика действий, целенаправленных процессов, показывающая в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели. В отличии от результативности эффективность – это характеристика действий, целенаправленных процессов, отражающая соотношение между целью, результатами и затратами на их достижение.
Основные характеристики нововведения  Основные характеристики нововведения – результативность и эффективность.   Эффективными признаются только те

Слайд 13«Инновационный процесс, инновационная деятельность- »
Под инновационным процессом понимается процесс развития образования

за счет создания, распространения и освоения новшеств.

В основе инновационного процесса лежит инновационная деятельность – целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то компонентов.
«Инновационный процесс, инновационная деятельность- »	Под инновационным процессом понимается процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения

Слайд 14Структура инновационного процесса
Создание новшеств: проектирование, экспериментальное апробирование, экспертиза новшества.
Распространение новшества: подготовка

к распространению, информирование о новшествах, поддержка освоения, анализ распространения и освоения новшеств.
Освоение новшеств: анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях, поиск новшеств, оценка и выбор новшеств, проектирование желаемого будущего образовательной системы
Внедрение новшеств, анализ и оценка результатов изменений, институализация нововведений.


Структура инновационного процессаСоздание новшеств: проектирование, экспериментальное апробирование, экспертиза новшества.Распространение новшества: подготовка к распространению, информирование о новшествах, поддержка

Слайд 15Инновационная образовательная деятельность
Комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на

том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.
К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов образовательного процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
Инновационная образовательная деятельность Комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а

Слайд 16Инновационнная образовательная деятельность
В зависимости от области реализации или внедрения инновации

могут быть: в содержании образования, в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы, в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т.д.
По масштабности распространения: федеральные, региональные, субрегиональные или локальные (для ОУ определенного типа).
В зависимости от научно-образовательной значимости: парадигмальные, организационно-управленческие, технологические, индивидуально-ориентированные


Инновационнная образовательная деятельность В зависимости от области реализации или внедрения инновации могут быть: в содержании образования, в

Слайд 17Предлагается следующая классификация инноваций
В зависимости от функциональных возможностей нововведения можно разделить

на группы:
− нововведения-условия нововведения, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия);
− нововведения продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т.д.);
– оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование)

Предлагается следующая классификация инновацийВ зависимости от функциональных возможностей нововведения можно разделить на группы: − нововведения-условия нововведения, обеспечивающие

Слайд 18Критерии институционального признания педагогической инновации
Воспроизводимость – воспроизведение любым компетентным педагогом

всех перечисленных в инновации признаков должны приводить к заявленному в ней положительному эффекту.
Возможность внедрения в образовательную практику. Если педагогическая инновация удовлетворяет всем эти критериям ее можно назвать охраноспособной педагогической инновацией.
Критерии институционального признания педагогической инновации Воспроизводимость – воспроизведение любым компетентным педагогом всех перечисленных в инновации признаков должны

Слайд 19Критерии институционального признания педагогической инновации
Новизна – если есть хотя бы

один новый для всех педагогов признак или инновация есть новая для всего мира комбинацию известных признаков, то эта педагогическая инновация может быть охраноспособной;
Полезность – наличие положительного образовательного эффекта, конкретной пользы, конкретного результата обучения и воспитания, которые являются следствием использования инновации.

Критерии институционального признания педагогической инновации Новизна – если есть хотя бы один новый для всех педагогов признак

Слайд 20ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целенаправленность;
Сознательность;
Активность;
Предметность;
Преобразующее воздействие инновационной деятельности;
Источник познания мира и самопознания.

ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЦеленаправленность;Сознательность;Активность;Предметность;Преобразующее воздействие инновационной деятельности;Источник познания мира и самопознания.

Слайд 21Факторы препятствующие нововведениям
Причины различного уровня
Стратегический уровень. Административно-командный механизм управления
Уровень образовательных систем.

Ведомственный монополизм управленческих структур, унификация образовательных структур, «закрытость» системы образования
Уровень образовательного учреждения. Отсутствие психологической готовности к нововведениям
Факторы препятствующие нововведениямПричины различного уровняСтратегический уровень. Административно-командный механизм управленияУровень образовательных систем. Ведомственный монополизм управленческих структур, унификация образовательных

Слайд 22СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Причины, которые обусловливают сопротивление педагогических работников

инновациям:
естественная боязнь неизвестного, желание сохранить привычную схему действий, которая хороша знакома, освоена и не вызывает больших психологических усилий;
опасение материальных потерь, например, в заработной плате в случае возросшей нагрузки;
угроза сложившимся социальным отношениям, вызванным изменениями.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ	Причины, которые обусловливают сопротивление педагогических работников инновациям:естественная боязнь неизвестного, желание сохранить привычную

Слайд 23Типичные логические конструкты
«Это у нас уже есть…»
«Это у нас не получится…»
«Это

не решает главных проблем…»
«Это требует доработки…»
«Здесь не все равноценно…»
«Есть другие предложения, но…»
Целесообразно приведение контраргументов, осуществление опережающих шагов, чтобы нейтрализовать возможные воздействия со стороны противников инноваций.

Типичные логические конструкты«Это у нас уже есть…»«Это у нас не получится…»«Это не решает главных проблем…»«Это требует доработки…»«Здесь

Слайд 24Реакции педагога на нововведения
Фаза отрицания, чаще от отсутствия информации
Фаза сопротивления связана

с ощущением неизбежности перемен
Фаза исследования. Период ориентации на новые формы деятельности
Фаза вовлечения. Характерно создание творческих групп
Реакции педагога на нововведенияФаза отрицания, чаще от отсутствия информацииФаза сопротивления связана с ощущением неизбежности перемен Фаза исследования.

Слайд 25СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Способы преодоления инновационного сопротивления персонала образовательного

учреждения:
информирование об всех деталях изменений и последующих положительных эффектах, с тем чтобы педагоги стали убежденными сторонниками перемен; в этом случае они станут охотно участвовать в преобразования;
стимулирование изменений простым материальным или более сложным и индивидуальным поощрением;
осуществление кадровых перестановок; будучи достаточно простым методом, он требует финансовых затрат и при этом возникает угроза социальной напряженности между работниками в будущем;
осуществление принуждения; угроза карательных санкций по отношению к тем, кто препятствует изменениям, заглушает сопротивление, делает возможной быструю реализацию проекта, но при этом возникает риск пробуждения устойчивого недовольства действиями руководства.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ	Способы преодоления инновационного сопротивления персонала образовательного учреждения:информирование об всех деталях изменений и

Слайд 26ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА
Ключевые тезисы:
инновационный потенциал персонала образовательного учреждения является показателем его

конкурентоспособности.
инновационный потенциал персонала образовательного учреждения определяет меру готовности персонала к реализации инновационных проектов.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГАКлючевые тезисы:инновационный потенциал персонала образовательного учреждения является показателем его конкурентоспособности.инновационный потенциал персонала образовательного учреждения определяет

Слайд 27Субъекты инновационной деятельности-
Управленец
Педагог-экспериментатор
Проблематизатор
Исследователь
Методолог
Проектировщик
Конструктор
Плановик
Оформитель

Субъекты инновационной деятельности-УправленецПедагог-экспериментаторПроблематизаторИсследовательМетодолог ПроектировщикКонструкторПлановикОформитель

Слайд 28Функции субъектов инноваций
Управленец обеспечивает перевод нововведения из проектного состояния в конкретное

практическое действие.
Педагог-экспериментатор осуществляет планируемые изменения в образовательном процессе, опираясь на педагогическую структуру и содержание новшества.
Задание. Определите функции оформителя, конструктора, проектировщика, методологапроблематизатора.

Функции субъектов инновацийУправленец обеспечивает перевод нововведения из проектного состояния в конкретное практическое действие.Педагог-экспериментатор осуществляет планируемые изменения в

Слайд 29Задание. Составьте таблицу нововведений в системе общего среднего образования

Задание. Составьте таблицу нововведений в системе общего среднего образования

Слайд 30 «Как разработать программу развития образовательного учреждения»


«Как разработать программу развития образовательного учреждения»

Слайд 31 ГОУ

ДПО ЧИППКРО
ГОУ ДПО ЧИППКРО

Слайд 32

Система образования
Российской Федерации
Государственная политика

РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
Организационной основой государственной политики
Российской

Федерации в области образования является
Федеральная целевая программа развития образования
( ст. 1 Закона РФ «Об образовании»)

Система образования Российской Федерации Государственная политикаРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯОрганизационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная

Слайд 33

Система образования ОУ
Миссия образовательного учреждения

ЛИЧНОСТЬ
ОБЩЕСТВО
ГОСУДАРСТВО
Организационной основой реализации миссии
образовательного учреждения

является программа развития ОУ

Система образования ОУ Миссия образовательного учрежденияЛИЧНОСТЬОБЩЕСТВОГОСУДАРСТВООрганизационной основой реализации миссии образовательного учреждения является программа развития ОУ

Слайд 34Программа развития школы как проект
«Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для

достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями» (руководство 2.20 Всемирного банка)
Основные признаки проекта:
Ограниченный во времени (имеющий четко обозначенные начало и конец) характер проекта
Уникальность создаваемого продукта (уникальность цели) проекта
Ограниченность в ресурсах
Специфическая организация проекта


Программа развития школы как проект«Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени

Слайд 35Программа развития школы как проект
Управление проектом – деятельность, направленная на эффективное

достижение целей проекта с заданным качеством, в установленные сроки, в рамках утвержденного бюджета, при существующих ограничениях и имеющейся неопределенности, за счет использования наличных ресурсов и технологий, а также управленческих знаний, опыта и специализированных подходов, методов и систем.
Цель Цель

Потери
времени,
денег,
качества

Метод проб
и ошибок

Оперативное планирование
на основе стратегии и тактики развития

Повышение
эффективности
использования
ресурсов,
достижение
целей раньше
конкурентов

Программа развития школы как проектУправление проектом – деятельность, направленная на эффективное достижение целей проекта с заданным качеством,

Слайд 36

Программа развития школы как проект
Основой эффективного управления проектом являются

концепции:
жизненного цикла проекта (исходит из необходимости организации единого неразрывного процесса достижения цели проекта);
команды проекта (предполагает построение организационной структуры, отвечающей за успех проекта на всех стадиях его реализации);
финансирования проекта (призвана обеспечить соответствие финансовых затрат проекта объемам и качеству выполненных работ)
Программа развития школы как проектОсновой эффективного управления проектом являются концепции:жизненного цикла проекта (исходит из необходимости

Слайд 37
Программа развития образовательного учреждения (В.С.Лазарев):
– нормативная модель инновационного процесса,

определяющая:
исходное состояние образовательного учреждения;
образ желаемого будущего;
состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему
Программа развития образовательного учреждения (В.С.Лазарев):– нормативная модель инновационного процесса, определяющая:исходное состояние образовательного учреждения;образ желаемого будущего;состав

Слайд 38Качества, которыми должна обладать программа развития ОУ:

АКТУАЛЬНОСТЬ – свойство программы быть

ориентированной на решение наиболее значимых для будущего образовательного учреждения проблем, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально полезный эффект
ПРОГНОСТИЧНОСТЬ – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к образовательному учреждению и изменения в условиях его деятельности, то есть способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем при имеющихся ресурсах позволяют получить максимально полезный результат.
РЕАЛИСТИЧНОСТЬ – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, то есть между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами
ЦЕЛОСТНОСТЬ – свойство программы обеспечивать полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.
КОНТРОЛИРУЕМОСТЬ – свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели, то есть определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СБОЯМ – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозы для достижения поставленных целей.

Качества, которыми должна обладать программа развития ОУ:АКТУАЛЬНОСТЬ – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых для

Слайд 39 Основные этапы разработки программы развития ОУ:
Проблемный анализ
состояния ОУ
Формирование

концепции
новой школы

Разработка стратегии,
основных направлений и задач
перехода к новой школе

Формирование плана
действий

Основные этапы разработки программы развития ОУ:Проблемный анализ состояния ОУФормирование концепции новой школы Разработка стратегии, основных

Слайд 40

ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК СИСТЕМЫ

Существующий
образовательный
процесс

Желаемый
образовательный
процесс

-

Существующие
условия

Желаемые
условия

Рассогласование

Существующие результаты

Желаемые результаты

ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК

Слайд 41 Проблемно-ориентированный анализ направлен на выявление проблем школы, решение которых

позволит повысить результаты ее работы. В процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы: - что не удовлетворяет в результатах на выходе школы? - какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов? - что нужно изменить в содержании и технологиях образовательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и других условиях, чтобы снять имеющиеся ограничения?
Проблемно-ориентированный анализ направлен на  выявление проблем школы, решение которых позволит повысить результаты ее работы.

Слайд 42
Основные требования
к проблемно-ориентированному анализу
Проблемы должны быть определены операционально,

то есть необходимо задать количественную или качественную шкалу, позволяющую оценить степень несоответствия того, что есть и того, что должно быть.
Анализ должен обеспечивать полноту выявления существующих ограничений, позволяющих достигать более высоких результатов работы школы.
Анализ должен обеспечивать обоснованную оценку значимости проблем. Проблемы должны быть ранжированы по значимости и выделены наиболее приоритетные из них.
Основные требования к проблемно-ориентированному анализуПроблемы должны быть определены операционально, то есть необходимо задать количественную или

Слайд 43СХЕМА ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО АНАЛИЗА
УСЛОВИЯ
кадровое обеспечение;

научно-методическое
обеспечение;

материально-техническое
обеспечение;

-финансовое обеспечение;

мотивационное обеспечение


Учебно -
воспита -
тельный

процесс

РЕЗУЛЬ-

ТАТЫ
_______
_______
_______
_______
_______
_______
_______

Направление анализа

СХЕМА ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО АНАЛИЗАУСЛОВИЯкадровое обеспечение;научно-методическое обеспечение;материально-техническое обеспечение;-финансовое обеспечение;мотивационное обеспечениеУчебно -воспита -тельныйпроцессРЕЗУЛЬ-  ТАТЫ   _________________________________________________Направление анализа

Слайд 44


Миссия образовательного учреждения – это совокупность целей и связанных

с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для конкретного образовательного учреждения.

Причины создания миссии можно условно разделить на внешние и внутренние.

К внешним причинам относится необходимость формирования имиджа образовательного учреждения в условиях усиления конкуренции.
Внутренние причины связаны с необходимостью: определения поля поиска решения проблемы; внутренних изменений в организации; определение общего приоритетного направления деятельности (направлений деятельности); повышения уровня взаимопонимания и сотрудничества в организации.
Миссия образовательного учреждения – это совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений

Слайд 45


Миссия – это визитная карточка образовательного учреждения. Она должна

быть привлекательна, понятна для всех, кто может воспользоваться образовательными услугами ОУ.



Ключевым вопросом для определения миссии является
«Кому и зачем все это нужно»?

Ответ на этот вопрос помогает понять ожидания учредителей и учесть их в выборе развития ОУ; с одной стороны, сохранить свое лицо, с другой - быть в курсе изменений, происходящих в системе образования.
Миссия – это визитная карточка образовательного учреждения. Она должна быть привлекательна, понятна для всех, кто

Слайд 46Зачем это образовательное учреждение обществу (социуму)? Нашедшие ответ на этот вопрос получают

ряд преимуществ. В первую очередь точное понимание клиента, тех, на кого ориентирована их деятельность, а также определение того, что и как предлагается в ответ на его запрос.



Зачем это образовательное учреждение обществу (социуму)?  Нашедшие ответ на этот вопрос получают ряд преимуществ. В первую

Слайд 47


Зачем это образовательное учреждение людям, которые в ней работают?

Коллективный

поиск ответа на этот вопрос помогает создать атмосферу сопричастности ко всему происходящему в ОУ, соучастия в его делах, столь важное в наше время чувство социальной принадлежности, позволяет обнаружить то, что отличает сотрудников вашего ОУ от остальных.
Зачем это образовательное учреждение людям, которые в ней работают?Коллективный поиск ответа на этот вопрос помогает

Слайд 48


В процессе формирования миссии можно выделить три этапа:

подготовка,

формулирование и развитие (пересмотр).

Этап подготовки: В большинстве случаев подготовкой руководит управленческая команда ОУ. Если руководство берет на себя один человек, важно, чтобы вся администрация ОУ была вовлечена в ее разработку. В этих случаях полезно создать рабочую группу (с включением в нее учителей) для разработки миссии. Кроме того, формулирование миссии требует учета многочисленных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на ОУ.
В процессе формирования миссии можно выделить три этапа: подготовка, формулирование и развитие (пересмотр).Этап подготовки: В

Слайд 49


Этап формулирования миссии: Управленческая команда должна быть

способна выработать предварительную формулировку миссии. В формирование окончательной формулировки должны быть вовлечены все заинтересованные лица (учителя, родители учащихся, сами учащиеся, представители заинтересованных ведомств и др.).
Для этого можно либо провести анкетирование по вопросам:
Каковы сильные и слабые стороны ОУ, какие факторы больше всего способствуют успеху ОУ и какие меньше?
Каким должно стать ОУ через пять лет (представление некой идеальной модели)?
Что является самым важным в ОУ и что больше всего заботит?
Либо раздать общий список целей ОУ и предложить проранжировать их в соответствии с возможностью реализации.
В результате выявить несоответствия между существующей ситуацией и желаемой.
Этап формулирования миссии: Управленческая команда должна быть способна выработать предварительную формулировку миссии. В

Слайд 50


Этап развития (пересмотра) миссии:

Предварительная формулировка миссии имеет определенное

значение для деятельности ОУ. Развитие означает движение, и в ходе движения участники образовательного процесса будут обращаться к миссии (миссия – это то, к чему люди постоянно возвращаются).
Этап развития (пересмотра) миссии: Предварительная формулировка миссии имеет определенное значение для деятельности ОУ. Развитие означает

Слайд 51Социальный заказ на образование - отражение интересов тех сторон, чьи потребности

удовлетворяются в процессе деятельности образователь-ного учреждения.
Значимость такого анализа: позволяет уточнить миссию образователь-ного учреждения, определить оптимальные модели выпускников, сделать выбор основных направлений развития школы.

Ориентир на
социальный заказ

Выявление и ранжи-
рование проблем

Формулировка целей
и задач



Социальный заказ на образование - отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образователь-ного учреждения.Значимость

Слайд 52Компоненты социального заказа:
государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую

очередь государственным образовательным стандартом, Законом РФ «Об образовании», Программой модернизации образования и др.);
заказ местного сообщества определяется ожиданиями предприятий, бизнес-структур, общественными и иными организациями и учреждениями, находящимися в микрорайоне ОУ, а также региональными особенностями
требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются при заключении договоров, в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа успешности сдачи ими вступительных экзаменов в ВУЗы, при проведении профориентационной работы).
потребности обучающихся (выявляются в ходе устных опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов);
ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, микросоциологических исследований, анкетирования и т.п.)
Компоненты социального заказа:государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь государственным образовательным стандартом, Законом РФ

Слайд 53ГОСУДАРСТВО



СООБЩЕСТВО



ЛИЧНОСТЬ
Образовательные
программы


Сеть объединений


Структура управления


Структура гос.-общ.
управления
Развитие образовательной системы ОУ на основе

социального заказа
ГОСУДАРСТВОСООБЩЕСТВОЛИЧНОСТЬОбразовательные программыСеть объединенийСтруктура управленияСтруктура гос.-общ. управленияРазвитие образовательной системы ОУ на основе социального заказа

Слайд 54

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – это заданный качественно, а где необходимо

количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который реально может быть достигнут к фиксированному моменту времени вследствие реализации изменений, предусмотренных программой.

Основные свойства правильно поставленной цели:
Полнота содержания
Операциональность определения ожидаемого результата.
Временная определенность.
Реалистичность (соответствие возможности).
Побудительность (соответствие мотивам субъекта деятельности).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – это заданный качественно, а где необходимо количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата,

Слайд 55Система мероприятий по реализации программы

Система мероприятий по реализации программы

Слайд 56Финансовое обеспечение
программы развития
Бюджетное
финансирование
Внебюджетное
финансирование
Добровольные
пожертвования
Предпринимат.
деятельность
Платные
обр.услуги
Попечительский
совет
Сдача в аренду


имущества

Гранты

Норматив

Гранты президента,
губернатора, муници-
палитета (эксп.площ.)

Средства депутатов

Максимум



Оптимум



Минимум

Финансовое обеспечение программы развитияБюджетное финансированиеВнебюджетное финансированиеДобровольные пожертвованияПредпринимат.деятельностьПлатные обр.услугиПопечительский советСдача в аренду имуществаГрантыНормативГранты президента, губернатора, муници-палитета (эксп.площ.)Средства депутатовМаксимумОптимумМинимум

Слайд 57Примерная структура документа «Программа развития ОУ»
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
наименование

программы
дата принятия решения о разработке программы
заказчик программы
координатор программы
основной разработчик программы
цель программы
задачи программы
важнейшие целевые индикаторы и показатели
сроки реализации программы
объемы и источники финансирования программы
ожидаемые конечные результаты реализации программы
система организации контроля за исполнением

Примерная структура документа «Программа развития ОУ» 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:   наименование программы   дата принятия решения

Слайд 582. Информационная справка
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

программными методами
4. Основные цели и задачи программы
5. Концепция будущего состояния ОУ, стратегия перехода к новому состоянию
6. Сроки реализации программы (поэтапно)
7. Система программных мероприятий
8. Ресурсное обеспечение программы (включая бизнес-план и программу фандрейзинга)
9. Организация управления и механизмы реализации программы
10. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

2. Информационная справка 3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 4. Основные цели и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть