Презентация, доклад на тему Учебный контроль в обучении детей с РАС. Адаптация учебного материла.

Содержание

Умение педагога, тьютора или родителя управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации принято называть учебным контролем.?Чем поможет учебный контроль при организации учебного процесса?На­личие учебного контроля повышает вероятность того, что Ваши

Слайд 1«Учебный контроль в обучении детей с РАС.
Адаптация учебного материала»


Учитель-дефектолог
Мурадова

Э. Э.
«Учебный контроль в обучении детей с РАС. Адаптация учебного материала»Учитель-дефектолог Мурадова Э. Э.

Слайд 2Умение педагога, тьютора или родителя управлять поведением ребенка путем осознанного и

целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации принято называть учебным контролем.

?

Чем поможет учебный контроль при организации учебного процесса?

На­личие учебного контроля повышает вероятность того, что Ваши инструкции побудят ребенка дать правильный ответ; если Вы не владеете учебным контролем, Вы скорее всего охарактеризуете поведение ребенка как «упрямое и неуправляемое».

Учебный контроль

Умение педагога, тьютора или родителя управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования

Слайд 3Для получения учебного контроля необходимо
Вызывать у ребенка устойчивую ассоциацию с какими-либо

приятными вещами и занятиями (которые могут служить подкреплением желательного поведения ребенка).

Наработать опыт взаимодействия с ребенком (установить позитивный контакт).

Эффективный процесс обучения?

Контролировать процесс взаимоотношений ВСЕГДА должны ВЫ (учитель-обучающий), а не ребенок.

Для получения учебного контроля необходимоВызывать у ребенка устойчивую ассоциацию с какими-либо приятными вещами и занятиями (которые могут

Слайд 4Овладеть техникой контроля — значит в том числе получить согласие ребенка

позволить Вам принимать решения по поводу того, на каких условиях Вы будете с ним общаться

У Вас ВЕДУЩАЯ роль

Лучший способ мотивировать ребенка — дать ему понять, что он сможет БЫСТРО и ЛЕГКО получить то, что он хочет, если будет СЛЕДОВАТЬ ИНСТРУКЦИИ

Достижение этой цели — это Ваш ПЕРВЫЙ ШАГ в принятии ребенком ведущей роли учителя и наиболее ВАЖНЫЙ аспект отношений учитель-ученик

Лишь при достижении ЭТОЙ ЦЕЛИ можно говорить о том, что Вы ОВЛАДЕВАЙТЕ УЧЕБНЫМ КОНТРОЛЕМ и УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ ребенка в Ваших руках

В дальнейшем овладении учебным контролем Вам помогут 7 шагов его формирования

Инструкция к заданию

Выполнение инструкции (задания)

Получение желаемого

Овладеть техникой контроля — значит в том числе получить согласие ребенка позволить Вам принимать решения по поводу

Слайд 51 Шаг. Контроль в Ваших руках и ребенок это знает!
 
4.Чтобы ограничить

доступ к подкреплению, расположите привлекательные для ребенка предметы в такое место, откуда они будут ему видны, но в то же время окажутся недоступны для него. Убедитесь, что ребенок знает, где находятся эти предметы.

1. Ребенок должен знать, что Вы полностью контролируете все предметы, которые он хотел бы получить или с которыми он хотел бы поиграть и только Вы решаете, когда, и как долго они будут в его распоряжении.

2. Любая вещь, с которой ребенок любит играть, способна служить для ребенка потенциальным подкреплением при проявлении желательного поведения.

3.Первая ступень формирования учебного контроля — это принятие решения о том, какие из окружающих предметов ребенок может использовать и что он должен сделать для того, чтобы Вы предоставили ему эту возможность или лишили его этой возможности.

1 Шаг. Контроль в Ваших руках и ребенок это знает! 4.Чтобы ограничить доступ к подкреплению, расположите привлекательные для

Слайд 64. Поощрять следует только приемлемый, с Вашей точки зрения, отклик на

ваши инструкции.

2. Этот процесс должен основываться на моти­вации ребенка и включать язык невербального обще­ния и повествовательную речь (называйте предметы, которыми он играет: «Это мяч. Он большой и красный. Мы играем в мяч. Мне нравится играть с тобой!» )

2 Шаг. Докажите ребенку, что с Вами инте­ресно!
 

1. Каждый эпизод общения должен привносить новый опыт в жизнь ребенка и быть ему в радость, чтобы в дальнейшем ребенок следовал вашим указа­ниям по СВОЕМУ желанию и хотел проводить с Вами как можно больше времени.

3 Шаг. Вам можно доверять!
 

1. Выполнять сказанное.

2. Давать подкрепление только ПОСЛЕ выполнения инструкции.

3. 25% времени, когда Вы не вовлечены в процесс увлекательных занятий с ре­бенком, использовать командный язык и варьировать подкрепления в зависимости от ситуации.

5. НЕ ПООЩРЯЙТЕ попытки УКЛОНИТЬСЯ от задания! Если Вы не поощряете моменты, когда ребенок игнорирует ваши инструкции, рано или поздно он выберет обучение (последует инструкциям). И чем последователь­нее Вы будете, тем чаще ребенок станет выбирать обучение.

4. Поощрять следует только приемлемый, с Вашей точки зрения, отклик на ваши инструкции. 2. Этот процесс должен

Слайд 74 Шаг. Принцип бабушки «Вначале суп, потом десерт»!
 
1. Покажите ребенку, что

следуя Вашим инструкциям, он сумеет получить то, что хочет.

2. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремление участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.

3. Когда Вы установите контроль над предметами или событиями, которые подкрепляют поведение, можете начать использовать их в процессе обучения и поддержания приемлемого поведения.

4.Выполнение инструкций должно быть в радость и заканчиваться игрой (щекотка, пять и т. д.).

4 Шаг. Принцип бабушки «Вначале суп, потом десерт»! 1. Покажите ребенку, что следуя Вашим инструкциям, он сумеет получить

Слайд 85 Шаг. Используйте метод подкрепления!
 
1. Подкрепляя желательное поведение всякий раз, Вы

заявляете, что в подобных ситуациях Вы хотите снова видеть именно такое по­ведение. Как только ребенок поймет это, он также осознает, что отсутствие подкрепления означает, что Вы не хотите видеть это поведение впредь.

2. Чтобы увеличить соотношение ответ-подкрепле­ние (то есть создать режим более редкого подкрепления), Вам необходимо перейти от подкрепления каждого отдельного ответа (1:1) к подкреплению каждого второго, третьего ответа (2:1, 3:1, 4:1) в ситуациях, когда ребенок следует инструкции. Это означает, что в среднем Вы будете поощрять два или три положительных отве­та ребенка каким-либо материальным предметом.

3. Дальше Вы можете перейти к подкреплению в сред­нем каждых пяти положительных ответов. И нако­нец, перейдете к соотношению десять к одному или больше.­

5 Шаг. Используйте метод подкрепления! 1. Подкрепляя желательное поведение всякий раз, Вы заявляете, что в подобных ситуациях Вы

Слайд 96 Шаг. Покажите, что Вы знаете приоритеты ребенка так же хорошо,

как и свои собствен­ные!
 

1. Лучший путь найти новое подкрепление (предмет или занятие) для ребенка — это выяснить, что в настоящее время работает как подкрепление и разо­браться, какие именно свойства этих подкреплений привлекают ребенка больше всего.

2. Выясняйте, какие новые предметы или занятия со сходными качествами позволят Вам пополнить список подкреплений ребенка.

3. Привычки, ритуалы и самостимулирующее поведение — хорошая почва для расширения спектра подкреплений (например, ребенку, который любит кружиться, может понравиться раскачиваться на качелях, подталкиваемых педагогом, вращаться в рабочем кресле, подпрыгивать на большом гимнастическом мяче).

4. Не существует единственного правильного спосо­ба найти подкрепления для ребенка. Лучший подход — постоянно пробовать новые игрушки, пред­меты, занятия до тех пор, пока нужные способы под­крепления не будут найдены.

5. Составьте список предпо­читаемых предметов-подкреплений и поделитесь им со всеми специалистами, кто так или иначе взаимодействует с ребенком.

6 Шаг. Покажите, что Вы знаете приоритеты ребенка так же хорошо, как и свои собствен­ные! 1. Лучший путь

Слайд 107 Шаг. Техника гашения!
 



1.Перед использованием надо пройти и использовать ВСЕ

предыдущие ступени.

2. Убедиться, что ребенок не получает подкреплений за нежелательное поведение.

3. Нежелательное поведение практически ВСЕГДА БЫЛО ПОДКРЕПЛЕНО В ПРОШЛОМ, что и вызывает его проявление в настоящем и будущем.

1 - метод гашения. Попытка получить от Вас что либо, используя нежелательное явление. Реакция должна быть однозначной: демонстрация отрицательной реакции - отвернуться, уйти в другую комнату, продолжить свое дело, ЛИШАТЬ ВНИМАНИЯ. Как только негативное явление прекращается, следует подкрепление.

2 — метод. Гашение избегающего поведения. Применяется когда Вам что-то необходимо от ребенка, а он уклоняется от этого. Повторение инструкций до их выполнения, путем выжидания просьбы от ребенка чего-нибудь и использование этого как мотивацию/подкрепление. Стараться, что бы данная техника применялась как можно реже, но если применяется то ИДТИ ДО КОНЦА.

4. Применение гашений обычно всегда приводит к взрывным реакциям - истерикам. Выход - использовать технику гашения ДО КОНЦА ИЛИ ПОЛУЧИТСЯ ОБРАТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

7 Шаг. Техника гашения!  1.Перед использованием надо пройти и использовать ВСЕ предыдущие ступени. 2. Убедиться, что ребенок

Слайд 11Мотивация и подкрепления
 
Важно!
- УЧИТЫВАТЬ ФАКТОР ПРЕСЫЩЕНИЯ, т.е. повышать ценность подкрепления

и обновлять их.
- Незамедлительность - в течение 3 секунд после демонстрации положительного поведения.
- Подкрепление ТОЛЬКО после желательного поведения.
- Для расширения списка подкреплений необходимо вместе с ценными для ребенка подкреплениями добавлять нейтральные. Тогда последние, начнут становиться первыми. Пример: шоколад (ценное)+ щекотка (нейтр.).


Как использовать мотивацию?
- Ограничить подкрепления.
- Обучение без ошибок. Помощь в правильном выполнение инструкции.
- Чередовать последовательность выполнения заданий.
- Чередовать задания по сложности (легкое-сложное-легкое).
- Уменьшить интервал между заданиями.
- Дополнительно поощрять темп и качество выполнения (ты правильно держишь ручку, молодец!)
- Поощрять усилия, старательность (ты стараешься, молодец!).
- Управление контролем. Иногда передавать контроль общения ребенку (например, на перемене правила игры с Вами определяет ребенок).

Мотивация и подкрепления Важно! - УЧИТЫВАТЬ ФАКТОР ПРЕСЫЩЕНИЯ, т.е. повышать ценность подкрепления и обновлять их.- Незамедлительность - в

Слайд 12Адаптация учебных материалов
Адаптация СПОСОБА ПОДАЧИ учебного материала и адаптация учебных заданий

-

Договор (между учителем и учеником: Я сижу, как ученик, внимательно слушаю. Я выполняю задания учителя. Во время урока я не выхожу из класса — итог, наличие или отсутствие поощрения за выполнения договора).
- Этапы урока (для ребенка).
- Разбивка инструкции на короткие шаги в виде алгоритма.
- Замена сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать.
- Дублирование устных инструкций письменными.
- Индивидуальный подбор стимульных материалов (учитывающий интересы ребенка).
- Дополнительная визуализация при трудностях понимания задания (непонимание условий задачи).
- Адаптация заданий применяется только при необходимости (может быть как минимальной, так и значительной).
- Сокращение объема заданий с сохранением уровня сложности.
- Предоставление образца: моделирование действий (демонстрация того, как должно выглядеть действие), образец ответа (пример ответа на вопрос).
- Примерная структура работы с текстом.


Адаптация учебных материаловАдаптация СПОСОБА ПОДАЧИ учебного материала и адаптация учебных заданий- Договор (между учителем и учеником: Я

Слайд 13Этапы урока

Этапы урока

Слайд 14Окружающий мир
 
Стандартное задание
Инструкция: назови планеты Солнечной системы.

Окружающий мир Стандартное заданиеИнструкция: назови планеты Солнечной системы.

Слайд 15Структура работы с текстом
1. «Я расскажу Вам про картинку».
2. «Я внимательно

слушаю».
3. «Я знакомлюсь с новыми словами».
4. «Я читаю сам».
5. «Я выполняю задания».
6. «Я расскажу, о чем прочитал».

После изучения текста всегда используются практические задания. Как их адаптировать для ребенка с РАС?
1.Вопрос, ответ на который нужно выбрать из 2-3 слов (картинок).
2.Вопрос, ответ на который нужно дорисовать на картинке.
3. Продолжить предложение, выбрав нужное слово (из предложенных слов).

Структура работы с текстом1. «Я расскажу Вам про картинку».2. «Я внимательно слушаю».3. «Я знакомлюсь с новыми словами».4.

Слайд 16Решение примеров
3. Складывает и считает общее количество фигур.
На доске (карточке)

пример: 6+3 =

1. Записывает пример в тетрадь.

2. Берет счетный материал (6 – кругов и 3 квадрата).

4. Ответ проверяет в таблице «Состав числа».

5. Если сходится, записывает в тетрадь, если нет, то возвращается к пункту 2.

Сначала данный алгоритм вместе с ребенком отрабатывает учитель (тьютор) и постепенно ребенок переходит к самостоятельному использованию алгоритма

Решение примеров3. Складывает и считает общее количество фигур. На доске (карточке) пример: 6+3 = 1. Записывает пример

Слайд 17Соседи числа

Соседи числа

Слайд 18Неравенство. Больше. Меньше. Равно.

Неравенство. Больше. Меньше. Равно.

Слайд 19Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть