?
Чем поможет учебный контроль при организации учебного процесса?
Наличие учебного контроля повышает вероятность того, что Ваши инструкции побудят ребенка дать правильный ответ; если Вы не владеете учебным контролем, Вы скорее всего охарактеризуете поведение ребенка как «упрямое и неуправляемое».
Учебный контроль
Наработать опыт взаимодействия с ребенком (установить позитивный контакт).
Эффективный процесс обучения?
Контролировать процесс взаимоотношений ВСЕГДА должны ВЫ (учитель-обучающий), а не ребенок.
У Вас ВЕДУЩАЯ роль
Лучший способ мотивировать ребенка — дать ему понять, что он сможет БЫСТРО и ЛЕГКО получить то, что он хочет, если будет СЛЕДОВАТЬ ИНСТРУКЦИИ
Достижение этой цели — это Ваш ПЕРВЫЙ ШАГ в принятии ребенком ведущей роли учителя и наиболее ВАЖНЫЙ аспект отношений учитель-ученик
Лишь при достижении ЭТОЙ ЦЕЛИ можно говорить о том, что Вы ОВЛАДЕВАЙТЕ УЧЕБНЫМ КОНТРОЛЕМ и УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ ребенка в Ваших руках
В дальнейшем овладении учебным контролем Вам помогут 7 шагов его формирования
Инструкция к заданию
Выполнение инструкции (задания)
Получение желаемого
1. Ребенок должен знать, что Вы полностью контролируете все предметы, которые он хотел бы получить или с которыми он хотел бы поиграть и только Вы решаете, когда, и как долго они будут в его распоряжении.
2. Любая вещь, с которой ребенок любит играть, способна служить для ребенка потенциальным подкреплением при проявлении желательного поведения.
3.Первая ступень формирования учебного контроля — это принятие решения о том, какие из окружающих предметов ребенок может использовать и что он должен сделать для того, чтобы Вы предоставили ему эту возможность или лишили его этой возможности.
2. Этот процесс должен основываться на мотивации ребенка и включать язык невербального общения и повествовательную речь (называйте предметы, которыми он играет: «Это мяч. Он большой и красный. Мы играем в мяч. Мне нравится играть с тобой!» )
2 Шаг. Докажите ребенку, что с Вами интересно!
1. Каждый эпизод общения должен привносить новый опыт в жизнь ребенка и быть ему в радость, чтобы в дальнейшем ребенок следовал вашим указаниям по СВОЕМУ желанию и хотел проводить с Вами как можно больше времени.
3 Шаг. Вам можно доверять!
1. Выполнять сказанное.
2. Давать подкрепление только ПОСЛЕ выполнения инструкции.
3. 25% времени, когда Вы не вовлечены в процесс увлекательных занятий с ребенком, использовать командный язык и варьировать подкрепления в зависимости от ситуации.
5. НЕ ПООЩРЯЙТЕ попытки УКЛОНИТЬСЯ от задания! Если Вы не поощряете моменты, когда ребенок игнорирует ваши инструкции, рано или поздно он выберет обучение (последует инструкциям). И чем последовательнее Вы будете, тем чаще ребенок станет выбирать обучение.
2. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремление участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.
3. Когда Вы установите контроль над предметами или событиями, которые подкрепляют поведение, можете начать использовать их в процессе обучения и поддержания приемлемого поведения.
4.Выполнение инструкций должно быть в радость и заканчиваться игрой (щекотка, пять и т. д.).
2. Чтобы увеличить соотношение ответ-подкрепление (то есть создать режим более редкого подкрепления), Вам необходимо перейти от подкрепления каждого отдельного ответа (1:1) к подкреплению каждого второго, третьего ответа (2:1, 3:1, 4:1) в ситуациях, когда ребенок следует инструкции. Это означает, что в среднем Вы будете поощрять два или три положительных ответа ребенка каким-либо материальным предметом.
3. Дальше Вы можете перейти к подкреплению в среднем каждых пяти положительных ответов. И наконец, перейдете к соотношению десять к одному или больше.
1. Лучший путь найти новое подкрепление (предмет или занятие) для ребенка — это выяснить, что в настоящее время работает как подкрепление и разобраться, какие именно свойства этих подкреплений привлекают ребенка больше всего.
2. Выясняйте, какие новые предметы или занятия со сходными качествами позволят Вам пополнить список подкреплений ребенка.
3. Привычки, ритуалы и самостимулирующее поведение — хорошая почва для расширения спектра подкреплений (например, ребенку, который любит кружиться, может понравиться раскачиваться на качелях, подталкиваемых педагогом, вращаться в рабочем кресле, подпрыгивать на большом гимнастическом мяче).
4. Не существует единственного правильного способа найти подкрепления для ребенка. Лучший подход — постоянно пробовать новые игрушки, предметы, занятия до тех пор, пока нужные способы подкрепления не будут найдены.
5. Составьте список предпочитаемых предметов-подкреплений и поделитесь им со всеми специалистами, кто так или иначе взаимодействует с ребенком.
2. Убедиться, что ребенок не получает подкреплений за нежелательное поведение.
3. Нежелательное поведение практически ВСЕГДА БЫЛО ПОДКРЕПЛЕНО В ПРОШЛОМ, что и вызывает его проявление в настоящем и будущем.
1 - метод гашения. Попытка получить от Вас что либо, используя нежелательное явление. Реакция должна быть однозначной: демонстрация отрицательной реакции - отвернуться, уйти в другую комнату, продолжить свое дело, ЛИШАТЬ ВНИМАНИЯ. Как только негативное явление прекращается, следует подкрепление.
2 — метод. Гашение избегающего поведения. Применяется когда Вам что-то необходимо от ребенка, а он уклоняется от этого. Повторение инструкций до их выполнения, путем выжидания просьбы от ребенка чего-нибудь и использование этого как мотивацию/подкрепление. Стараться, что бы данная техника применялась как можно реже, но если применяется то ИДТИ ДО КОНЦА.
4. Применение гашений обычно всегда приводит к взрывным реакциям - истерикам. Выход - использовать технику гашения ДО КОНЦА ИЛИ ПОЛУЧИТСЯ ОБРАТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Как использовать мотивацию?
- Ограничить подкрепления.
- Обучение без ошибок. Помощь в правильном выполнение инструкции.
- Чередовать последовательность выполнения заданий.
- Чередовать задания по сложности (легкое-сложное-легкое).
- Уменьшить интервал между заданиями.
- Дополнительно поощрять темп и качество выполнения (ты правильно держишь ручку, молодец!)
- Поощрять усилия, старательность (ты стараешься, молодец!).
- Управление контролем. Иногда передавать контроль общения ребенку (например, на перемене правила игры с Вами определяет ребенок).
После изучения текста всегда используются практические задания. Как их адаптировать для ребенка с РАС?
1.Вопрос, ответ на который нужно выбрать из 2-3 слов (картинок).
2.Вопрос, ответ на который нужно дорисовать на картинке.
3. Продолжить предложение, выбрав нужное слово (из предложенных слов).
1. Записывает пример в тетрадь.
2. Берет счетный материал (6 – кругов и 3 квадрата).
4. Ответ проверяет в таблице «Состав числа».
5. Если сходится, записывает в тетрадь, если нет, то возвращается к пункту 2.
Сначала данный алгоритм вместе с ребенком отрабатывает учитель (тьютор) и постепенно ребенок переходит к самостоятельному использованию алгоритма
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть