Слайд 1Турнир знатоков истории России, посвященный Дню народного единства
Автор презентации: Сунцова Елена
Вячеславовна, учитель истории МБОУ Пышкетская средняя школа Юкаменского района Удмуртской Республики
Слайд 2
1-й конкурс Разминка
Кем приходился Борис Годунов Федору Ивановичу?
Настоящее имя Лжедмитрия II
Кто правил после смерти Бориса Годунова?
Кого называли “боярским царем”?
Где было создано первое народное ополчение?
Светское имя отца царя, избранного на престол в 1613 г.
Как называлось правительство, созданное в апреле 1612 г. в Ярославле?
Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Хронология Смутного времени.
10 Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
11. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
12. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
Слайд 3
2 конкурс О ком писали историки?
А) “При нем московский
дворец стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и негневливым. От светлодушия и доброты правителя было бы ошибочно заключать о правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а он никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду, “государевы опалы”, постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием” (С.Ф.Платонов).
Б) “На престоле московских государей он был небывалым явлением. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной русской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас же показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей” (В.О.Ключевский).
Слайд 4
В) “Когда… , утомленный мирским великолепием, искал отдохновения в набожности; когда,
прервав блестящие забавы и пиры, в виде смиренного богомольца ходил пешком из монастыря в монастырь, в лавру Сергиеву и в иные святые обители, вместе с супругою, провождаемою знатнейшими боярынями и целым полком…телохранителей, в то время правительство неусыпно занималось важными делами государственными, исправляло злоупотребления власти, утверждало безопасность внутреннюю и внешнюю.” (Н.М.Карамзин).
Г) “ Женщина, в начале XVIIв. игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием той римско-католической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи подчинения Восточной церкви папскому престолу” (Н.И.Костомаров).
Д) “Вступивши на престол, … целовал крест, что ему, "не осудя истинным судом с боярами своими, никого смерти не предавать, вотчин, двор и имения у братьев, жены и детей преступника не отнимать, если они не виноваты, доносов ложных не слушать, но исследовать всякое дело как можно обстоятельнее, а ложных доносчиков казнить, смотря по вине, какую возвели на другого". (С.М.Соловьев)
Слайд 53 конкурс. Воззвание к народу
Внимательно рассмотрите репродукцию картины А.Кившенко “Воззвание
к нижегородцам” (1611 год) Напишите, какое историческое событие она отображает. Время для выполнения задания – 5 минут.
Слайд 6 Конкурс болельщиков. Отгадай кроссворд
Слайд 77
По горизонтали:
1. Река, с которой «выдачи нет».
6. Военное формирование, создаваемое
в помощь действующей армии на добровольных началах .
8. Монашеское имя двоюродного брата Федора Иоанновича.
9. Герой обороны Смоленска.
10. Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела другого.
По вертикали:
2. Фамилия беглого монаха, сыгравшего важную роль в истории России.
3. Талантливый полководец Смутного времени.
4. Большинство населения России.
5. Один из руководителей ополчения.
7. Имя «ворёнка».
Слайд 84 конкурс История в живописи
Определите
Название картины
Автора
Какие изображены события
Слайд 13Конкурс 6 Монеты.
1. Восстановите надписи на монетах
2. Укажите имена
и годы правления государей
3. Определите достоинство монеты
Слайд 14№1
На монете надпись:
ЦРЬ И | ВЕЛ | КН
ФЕД | РЪ ВСЕ
Слайд 15№2
На монете надпись:
ВЕЛ |КНЗЬ Б | РИСЪ ФЕ |ДОРОВ | СЕЯ
Слайд 16Конкурс 9.
Задание: составить как можно больше слов (существительных в ед. числе)
из слова
ЕДИНСТВО