Слайд 1Родительское собрание
в пятом классе
Тема:
«Трудности адаптации
пятиклассников в школе»
Ионова
Слайд 2Красный – радость, восторг,
от того, что ваш ребёнок
учится в
данном классе, школе.
Зелёный – спокойствие за
будущее моего ребёнка.
Синий – тревога, озабоченность,
растерянность.
Чёрный – страх, ожидание беды,
беспокойство.
Слайд 3 Пятый класс
– это переход не только на
новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
Слайд 4Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в
семье;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
переоценка своих возможностей;
отсутствие адаптации к неудачам;
ярко выраженная эмоциональность
Слайд 5За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли
успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.
Слайд 6Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники
Слайд 7Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Слайд 8Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о
проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Слайд 9Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в
школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Слайд 10Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок
охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах.
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Слайд 11Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “+”, 3 “-”, 4 “-”, 5
“-”, 6 “-”, 7“-”, 8 “+”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение
к школе, связанное с конфликтами,
снижением успеваемости.
Слайд 12
Опросник Сергея Степанова "Стили родительского поведения"
Из четырех вариантов ответа выберите
самый предпочтительный для вас.
Слайд 13 1) Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется
характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б.Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В.Главным образом врожденными задатками.
Г.Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2) Как вы относитесь к мысли, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В.Готов с этим согласиться при условии,
что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
Слайд 14 3) Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее
удачным?
А. Если вам нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Шоу).
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас(Эрнст Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер) .
4) Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявления безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
Слайд 15
5) Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные
расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно давать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6) Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б.Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести в таких ситуациях.
Слайд 16
7) Как вы отнесетесь к
сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок в праве выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8) Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
Слайд 17 9) Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам
лгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10) Считаете ли вы, что падаете ребенку достойный пример?
А . Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю
Слайд 20
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».
Слайд 21
В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не
сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Слайд 22
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к
учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Слайд 23
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи,
которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании
Слайд 24
Школьная мотивация или мотивация обучения - осознание ребёнком важности обучения в
школе, которому необходимо уделять большую часть времени.
Слайд 25Результаты диагностики уровня школьной мотивации
Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся
начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения
Слайд 26
15-20 баллов - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся
начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Слайд 27
10 – 15 баллов – положительное отношение к школе, но школа
привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Слайд 28
5 – 10 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают
школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Слайд 30Результаты, полученные по опроснику «Чувства в школе»
Слайд 31
Если на фоне одного-двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные,
это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезадаптации и начать глубже исследовать ее причины.
Слайд 32Результаты опросника «Отношение к учебным предметам» 5 класса
Слайд 33
Если в начальной школе предмет не вызывал отторжения, неприятия, а в
средней он получает максимальное число негативных выборов, то очевидно, он — причина временной дезадаптации. Далее можно попытаться выяснить, чем вызван «негатив» при изучении данного предмета: трудностью в изучении или проблемами, возникающими при взаимодействии педагога с классным коллективом. В этом нам может помочь опросник «Черты идеального учителя».
Слайд 35
Опросник о чертах идеального с точки зрения школьников учителя позволяет выявить
еще несколько причин дезадаптации, связанных с деятельностью учителя.
В итоге, имея перед собой результаты всех трех опросников можно делать выводы:
1) об отсутствии или наличии временной дезадаптации, характерной для периода перехода из начальной школы в среднюю, и силе ее проявления (опросник 1);
2) об отсутствии или наличии «проблемных» предметов (опросник 2);
3) об ожиданиях детей по отношению к педагогам (опросник 3).
Слайд 36Результаты психодиагностики адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения
1
ребенок – высокий уровень адаптации
2 ребенка – средний уровень адаптации
3 ребенка – низкий уровень адаптации
Слайд 37Рекомендации родителям
1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
2. Регулярно
беседуйте с учителями вашего ребенка
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания
5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе
6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме
Слайд 38“Все в ваших руках” Желаем удачи!