Слайд 1Три уровня проектирования образовательного процесса с позиции учителя
1 уровень – рабочая
программа
2 уровень – технологическая карта темы
3 уровень – технологическая карта урока
Слайд 2Важнейшая задача
программ отдельных учебных предметов, курсов
Обеспечить достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Слайд 3
Разработка и утверждение рабочих
программ отнесены к компетенции
образовательного учреждения
(пп. 6, 7
п. 2 ст. 32 Закона Российской
Федерации «Об образовании»).
Слайд 4Примерные программы отдельных учебных предметов: место и роль
являются составной частью содержательного
раздела примерной основной образовательной программы;
служат основой для проектирования соответствующих рабочих программ, разработка и утверждение которых отнесены к компетенции образовательного учреждения;
определяют содержание образования с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей;
носят ориентирующий характер, обеспечивая возможность вариативной реализации содержания образования.
Слайд 5Статус
примерной учебной программы
определяет инвариантную часть предмета
служит ориентиром для составления рабочей
программы
не задает последовательности изучения материала, его структурирования и распределения по классам (авторы учебников и рабочих программ)
Слайд 6Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ для создания примерных
программ учебных предметов
Определяет:
систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в рамках общего образования;
состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям ФГОС к результатам образования.
Слайд 7
Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически определяет содержательные характеристики программ учебных
предметов (и примерных, и рабочих), а также организацию образовательного процесса по отдельным учебным предметам.
Слайд 8Структура рабочей программы
на основе ФГОС
Пояснительная записка, в которой конкретизируются
общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного процесса
Общая характеристика учебного предмета, курса
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Слайд 9Пункт 1
Пояснительная записка
Слайд 10Пояснительная записка*
конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного
предмета
подчёркивается новизна данной программы, её отличие от аналогичных программ
указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы
пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса
Слайд 11Пояснительная записка: потенциал предмета в воспитании и социализации*
уточняется (расширяется) заявленная в
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России система базовых национальных ценностей
ценностные ориентиры должны раскрывать связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся.
Слайд 12Пояснительная записка
комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания
по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных практических работ, а также
Слайд 13Пункт 2.
Общая характеристика
учебного предмета
Слайд 14
Общая характеристика
учебного предмета
определяет место данного учебного предмета в решении общих
целей и задач на ступени основного общего образования,
устанавливает межпредметные связи
описывает особенности организации учебного процесса по предмету
называет формы организации учебного процесса
указывает предпочтительные формы контроля и оценки
описывает возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов)
Слайд 16
Место учебного предмета
в учебном плане
распределение часов на изучение предмета по
классам
резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества (может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий)
могут быть приведены рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач
Слайд 17Пункт 4
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Слайд 18Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися
ООП ООО, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД;
показывается связь программы учебного предмета с программой развития УУД на ступени основного общего образования.
Слайд 19Пункт 4
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции. Правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Слайд 20Пункт 4
Метапредметные – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
Слайд 21Пункт 4
Предметные – освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения
специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления. Научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией ключевыми понятиями, методами и приемами
Слайд 22Пункт 5
Содержание
учебного предмета
Слайд 23
Содержание
учебного предмета
строится по разделам и темам в соответствии с тематическим
планом
возможная последовательность изложения: название темы; количество часов для её изучения
планируемые результаты (обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме)
содержание учебного материала (дидактические единицы)
темы практических и лабораторных работ
Слайд 24
Пункт 5. Характеристика содержания основного общего образования
Отбор учебного материала для
содержания примерной
программы по предмету для основной школы
осуществляется с учетом:
целей предмета
его места в системе школьного образования
возрастных потребностей и познавательных
возможностей учащихся 5—9 классов
особенностей данного этапа их социализации
(расширение дееспособности, получение паспорта и др.)
ресурса учебного времени
Слайд 25Пункт 6
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Слайд 26Пункт 6.
Основа - примерное тематическое планирование (примерная учебная программа)
Представленный вариант примерного
тематического планирования носит рамочный, рекомендательный характер
Выбор форм занятий и распределение учебных часов в рамках темы, блока уроков осуществляет учитель. Он также формулирует и распределяет конкретные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников, а также наличия учебных пособий и дополнительных источников исторической информации
Слайд 27Пункт 7
Описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Слайд 28
Пункт 7. Комплект учебных материалов
учебники (в книжной и электронной форме)
хрестоматии, сборники
документов
исторические атласы
настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы
рабочие тетради, контурные карты
сборники заданий, электронные обучающие программы
справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме)
книги для чтения
Названные материалы могут быть представлены как в виде
традиционных изданий, так и на электронных носителях
Слайд 29Пункт 7. Комплект методических материалов для учителя
программно-нормативные документы
тематическое планирование
предметные и курсовые
методические пособия
методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы
Слайд 30Пункт 7. Примерный перечень объектов экскурсий
Исторические и культурные центры городов и
поселений (архитектурные комплексы кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. д.).
Места исторических событий, памятники истории и культуры.
Воинские мемориалы, памятники боевой славы.
Краеведческие, этнографические, историко-литературные, художественные и другие музеи (в том числе музеи под от- крытым небом).
Места археологических раскопок.
Слайд 31Пункт 8
Планируемые результаты
изучения учебного предмета,
курса
Слайд 32Пункт 8
Планируемые результаты освоения
учебных программ
описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач,
который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела учебной программы
Блок 1 «Выпускник научится»
Блок 2. «Выпускник получит возможность научиться»
Слайд 33Пункт 8. «Выпускник научится»
Данный блок ориентирует пользователя в том,
достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников
Слайд 34Пункт 8. «Выпускник научится»
В этот блок включается такой круг учебных
задач,
построенных на опорном учебном
материале, овладение которыми
принципиально необходимо для успешного
обучения и социализации и которые в
принципе могут быть освоены подавляющим
большинством обучающихся при условии
специальной целенаправленной работы
учителя.
Слайд 35Пункт 8. «Выпускник научится»
Критериями отбора данных результатов служат:
их значимость
для решения основных задач образования на данной ступени
их необходимость для последующего обучения
потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся.
Слайд 36Пункт 8. «Выпускник научится»: оценка
Достижение планируемых результатов выносится на итоговую
оценку
Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения
Слайд 37Пункт 8. «Выпускник научится»: оценка
1. Оценка может осуществляться как в
ходе обучения (с помощью портфолио), так и в конце обучения, в том числе в форме ГИА
2. Оценка достижения планируемых результатов этого блока
на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня
на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня
Слайд 38Пункт 8. «Выпускник получит возможность научиться»
приводятся планируемые результаты, характеризующие
систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Слайд 39Пункт 8. «Выпускник получит возможность научиться»
Данный уровень достижений могут продемонстрировать только
отдельные мотивированные и способные обучающиеся
В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения
Слайд 40Пункт 8. «Выпускник получит возможность научиться»: оценка
Частично задания, ориентированные на оценку
достижения
планируемых результатов из блока
«Выпускник получит возможность научиться», могут
включаться в материалы итогового контроля.
Цели такого включения:
предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений
выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся.
Слайд 41Пункт 8. «Выпускник получит возможность научиться»: оценка
В ряде случаев достижение
планируемых результатов
этого блока
целесообразно вести в ходе текущего и
промежуточного оценивания, а
полученные результаты фиксировать в
виде накопленной оценки (портфолио) и
учитывать при определении итоговой
оценки
Слайд 42Пункт 8. «Выпускник получит возможность научиться»: оценка
Невыполнение обучающимися
заданий, с помощью которых
ведётся
оценка достижения планируемых
результатов данного блока, не
является препятствием для перехода
на следующую ступень обучения.