Слайд 1Тренинг:
«Восстановление эмоционального равновесия педагога в современной школе»
Подготовила педагог- психолог Бут
Н.П.
Слайд 2Правила групповой работы:
Обращаться друг к другу по имени.
Доверительный стиль общения, искренность.
Избегать
оценок друг друга.
Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
Активное участие в происходящем.
Уважение говорящего.
Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Общение по принципу «здесь и сейчас».
Слайд 3Я люблю свою работу.
Я приду сюда в субботу,
И, конечно, в воскресенье.
Здесь
я встречу день рожденья,
Новый год, 8 марта...
Ночевать здесь буду завтра,
Если я не заболею,
Не сорвусь, не озверею...
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы.
От работы дохнут кони!
Ну а я....бессмертный пони.
Слайд 4Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром
Г.Фрейденбергом в 1974 г.
Он проявляется в нарастающем эмоциональном истощении, крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих
в системе профессий
«человек-человек».
Слайд 5Эмоциональное выгорание
-это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий
к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Слайд 6Задание №1 для участников:
Разбиться на 4 группы.
В течение 5 мин каждая
группа пишет на листах А3 свои мнения, предложения на темы:
«+» эмоционального выгорания;
«-» эмоционального выгорания;
Причины эмоционального выгорания;
Пути восстановления.
Слайд 7Причины возникновения СЭВ у педагогов:
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных
функций;
Загруженность в течении рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
Слайд 8Ситуации,
влияющие на возникновение СЭВ:
Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов
(функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная);
Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.
Слайд 9Проявление СЭВ у педагогов
(в зависимости от стажа работы):
Более 50% -
у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;
22% - со стажем от 15 до 20 лет;
11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
8% - со стажем от 1 года до 3 лет;
Слайд 10Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
Исчезновение
положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;
Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.
Стадия «приглушенности»
Слайд 11«Деперсонализация»
Вторая стадия:
Возникновение недоразумений с коллегами;
Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения
по отношению к коллегам.
Слайд 12«Мне на все наплевать»
Третья стадия:
Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения
к миру;
Безразличие ко всему.
Слайд 13Диагностика
Тест «Состояние вашей нервной системы» (К.Либельт)
Инструкция: «На листах обведите кружочком одну
из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя»
Слайд 14Обработка результатов:
0 – 25 – эта сумма может вас не беспокоить.
Однако все – таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.
26 – 45 – поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте ,что вы можете сделать для вашего организма.
46 – 60 – ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.
60 и более баллов – ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.
Слайд 15Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Слайд 16Пути восстановления
Упражнение «Мои ресурсы»
Слайд 17Физиологическая саморегуляция
«Болезни души неотделимы от болезней тела».
Спутник стресса – это мышечный
зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.
«Мышечный панцирь» - образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Способы физиологической саморегуляции:
Различные движения потягивания и расслабления мышц;
Посещение бассейна, тренажерного зала и т.д.
Слайд 19Упражнение «Подиум»
Разбиться на 2 команды, каждая команда придумывает и демонстрирует без
слов образ человека:
1) который испытывает синдром эмоционального выгорания;
2) который не испытывает синдром эмоционального выгорания;
Слайд 20Значение цвета фишек:
Красный – за активность
Зеленый – за сложность идеи
Синий –
за исполнительность, командный дух
Фиолетовый – за креативность
Желтый – за яркость, красочность
Оранжевый – за эмоциональность
Слайд 21Способы физиологической саморегуляции:
РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично
или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Слайд 23Естественные способы регуляции организма:
длительный сон;
вкусная еда;
общение с
природой и
животными;
движение, танцы,
музыка;
баня,
сауна, массаж, горячая ванна с пеной;
SPA-процедуры
Слайд 24Способы эмоциональной саморегуляции
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении,
пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам
(Богу, Вселенной, великой идее)
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы,
комплиментов кому-либо просто так;
занятие любимым делом - хобби .
Слайд 25Самовнушение и самопоощрение
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не
менее 3–5 раз;
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!»;
Дарите себе подарочки и милые безделушки
Упражнение «Аплодисменты»
Слайд 26ВЫВОДЫ:
ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!