Слайд 1Тренинг родительской эффективности «Учимся разговаривать с ребенком»
Подготовила:
Учитель-логопед
Аджимамбетова Э.А.
Слайд 2Цель и задачи:
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, формирование мотивации на
улучшение взаимоотношений с детьми.
Познакомить родителей с основами построения эффективных навыков коммуникативного общения.
Активизировать позитивную модель взаимодействия с ребенком.
Формировать гармоничные детско-родительские взаимоотношения.
Помогать родителям сохранять контакт с ребенком.
Познакомить с эффективными формами работы по развитию артикуляционной моторики для правильной постановки звукопроизношения.
Слайд 3Правила работы в группе
Доверительный стиль общения («нет" насмешкам и издевкам»).
Уважение к говорящему (не перебиваем, вопросы после выступления).
Искренность (если нет желания говорить честно, молчим).
Активность (старайтесь участвовать во всех упражнениях).
Уважайте друг друга! (говорить можно только в слух, нельзя шептаться с соседом)
• Правило поднятой руки. (не выкрикиваем, если что-то очень хочется сказать, поднимите руки.
Слайд 4Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок добился в жизни
значительных успехов, сделал блестящую карьеру, чтобы состоялся как личность и чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, -основа существования человека в обществе, основа его успешности.
Слайд 5«Коррекция речевых нарушений у детей».
Девиз :
«Расскажи – и я забуду.
Покажи
– и я запомню.
Сделай со мной – и я научусь».
Слайд 6Виды речевых нарушений:
Нарушение звукопроизношения
- Искаженное произношение звука. Например:
р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка.
- Отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его. Например: "коова" (корова).
- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: "колова" (корова).
Нарушение фонематического слуха
- Не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь. Например: о «белой косе» или о «белой козе», о прическе или о животном?
Слайд 7 Дисграфия
-Замены на письме похожих по написанию букв (П-Н, П-И, Ц-Щ, М-Л,
П-Т и др.)
-Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-С и др.)
-Неправильное обозначение мягкости согласных на письме (лубит, писмо).
-Замены гласных даже в ударном положении (лес-лис).
-Пропуски гласных, согласных, слогов (диктант-диктат, собака-сбака, комната-кота).
-Перестановка букв, слогов (тропа-прота, стакан-ката).
-Добавление букв, слогов (таскали-тасакали).
-Слитное написание слов, особенно предлогов (идет дождь – идетдошь, в доме – вдоме).
-Раздельное написание приставки и корня (наступила – на ступила).
-Аграмматизмы (козлята-козленки, много деревов, около него – около ним, дети бежит, белая дом).
Слайд 8 Дислексия
-Нарушение чтения фонетически сходных звуков (Ш-С, Ж-З и др.)
и графически сходных по написанию (Х-Ж, П-Н, З-В и др.)
-Побуквенное чтение (буквы называются поочередно – р,а,м,а).
-Искажения звукослоговой структуры слова:
пропуски гласных и согласных звуков
добавление звуков
перестановка звуков
пропуск, перестановка слогов
-Нарушение понимания прочитанного (на уровне слова, предложения, текста).
-Аграмматизмы при чтении (нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др).
Слайд 9 Общее недоразвитие речи
-Нарушение всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны
(фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.
Заикание
-Паузы ,растяжения какого-либо звука.
-Повторение отдельных слогов,звуков,слов.
Слайд 10Причины, задерживающие нормальное развитие звукопроизношения у детей
Привычка взрослых подстраиваться к неправильному
произношению детей;
Неясное, косноязычное, торопливое произношение взрослых;
Взрослые не исправляют неправильную речь ребенка;
Неразвитая мелкая моторика у детей;
Проблемы с артикуляционным аппаратом;
Родители разучились общаться с детьми, дети предоставлены сами себе;
Слайд 11Артикуляционная гимнастика -
это зарядка для органов речи:
языка, щёк,
челюсти, губ.
С её помощью они становятся сильными, подвижными, контролируемыми.
Без этого невозможно чёткое звукопроизношение. Её нужно выполнять ежедневно в виде игры.
«ЛОШАДКА»
Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.
Я - весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
«ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
«БЛИНЧИК»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
«ДЯТЕЛ»
Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.
«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
«СЛОНИК»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
«ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Будешь пить с друзьями чай Ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!
«УЛЫБКА»
Улыбнуться, показать сомкнутые губки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем.
Слайд 23«Грибок»
Вот на тонкой ножке
Гриб стоит среди дорожки
Способ выполнения:
улыбнуться, открыть рот, присосать
широкий язык к нёбу; в пощёлкивании управляется нужное движение языка.
Слайд 24«Гениальность ребенка на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Дети, которые регулярно выполняют упражнения
по развитию мелкой моторики, раньше начинают говорить, у них быстрее формируется правильная речь . В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
Слайд 25Развитие мелкой моторики
Самомассаж пальцев: массаж шестигранными карандашами, орехами, шишками, пористыми губками,
прищепками, стеклянными камушками марблс, морскими камнями;
Шнуровки;
Арт-терапия – работа с песком, с крупой.
Су-Джок терапия – массаж специальным шариком, эластичным кольцом;
Слайд 26Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" –
кисть, "Джок" – стопа). Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Слайд 27Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.
- (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
СКАЗКА «ЁЖИК»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку. Трясём свои ладошки и дуем.
Слайд 30Спасибо за внимание!
Желаем успеха!