Слайд 1 Тренинг
«Призвание – преподаватель»
Слайд 2Цель:
- путем взаимообучения, определить новые, эффективные подходы к студентам;
- поиск резервов
для более эффективной работы.
Слайд 3Задачи:
используя основы фасилитации и партисипаторные методы, провести
- организационно-деятельностную игру,
- «мозговые штурмы»,
-
различные упражнения,
- мини-лекции,
- анализ имеющегося в колледже опыта по организации позитивного общения со студентами,
-снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные эмоциональные состояния.
Слайд 4Знакомство.
Участникам семинара предлагается, называя свое имя, ответить на вопрос: “Почему я
решил стать учителем?”
Слайд 5Ожидания. На клейких листочках участники записывают свои ожидания от занятия озвучивают
их, прикрепляют их на импровизированное дерево. Ведущий говорит, что в конце занятия мы вернемся к этим ожиданиям, чтобы выяснить, насколько они исполнились.
Называются тема, цели и задачи занятия.
Слайд 6Выработка правил работы.
Их называют сами участники. Правила записываются на флипчарте и
вывешиваются на обозреваемом всеми пространстве.
Примеры правил работы:
-обращаться по имени;
-отвергая, предлагай;
-правило поднятой руки;
-цени время, будь точен;
-говорить по существу, «не выпадать из шкафа»;
-уважение;
-не переходить на личности, обсуждать идею;
-слушать и слышать;
-быть веселым, активным, шутить;
- шуточные «штрафные санкции» и другие правила.
Слайд 7Упражнение «Дерево самочувствия»
На флипчарте или на отдельных листах А-4, розданных каждому
участнику, изображено дерево, на нём от корней до макушки нарисованы в разных позах человечки: кто-то качается, кто-то просто обнял дерево, кто-то мирно спит на ветке, кто-то просто возлежит у дерева и т.д. Участникам необходимо написать своё имя рядом с тем человечком, настроение которого совпадает в данный момент с Вашим.
Слайд 9Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson).
Он был создан для школьников с целью проверить, как они освоились в школе за первые три года. Однако позже выяснилось, что он актуален и для взрослых. Тест помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе.У каждого из этих человечков на дереве разное настроение, и они занимают различное положение. Для начала определите, какой из них больше всего похож на вас. После этого выберите человечка, на которого вы бы хотели быть похожи.
Расшифровка результатов теста:
Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград.
Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям.
Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей.
Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил.
Выбор пал на человечка под номером 9 — вы веселый человек, любящий развлечения.
Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете частого общения с людьми.
Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и погружаться в собственный мир.
Если вы выбрали номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии.
Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису.
Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому.
Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием.
Слайд 10Упражнение с руками: участникам предлагается, согнув в локте, сложить, как они
привыкли, руки, а затем поменять их положение.
Как правило, делать это непривычно. Вот так и с переменами, с чем-то новым: сначала дискомфорт, привыкнуть можно, но через какое-то время, тренируясь. Мы все не любим перемены, но от них никуда нам не деться.
Слайд 111. Ледокол «Кто родился в том месяце, когда проводится занятие» (Снятие
эмоциональной напряжённости, создание благоприятного психологического климата):
Кто родился в этом месяце, пусть скажет: «Весна идёт…»;
У кого карие глаза – трижды подмигните;
Тот, кто позавтракал сегодня хорошо, погладьте себя по животу;
Кто родился зимой, пусть возьмёт соседа за руку;
Кто любит собак, пусть трижды пролает;
У кого есть кошка, пусть скажет «Мяу»;
Кто находит, что игра длится долго, должен трижды хлопнуть в ладоши, скрестить руки на груди и громко крикнет: «Хватит!» и др.
Слайд 12Экспресс – опрос.
Каждому из присутствующих задаются вопросы, на которые нужно ответить
устно «да» или «нет», можно дать очень краткий ответ.
Вопросы экспресс - опроса:
1 Относитесь ли вы ко всем студентам как к личностям?
2 Смотрите ли вы в глаза или прикасаетесь, чтобы убедить студентов в вашем внимании и участии?
3 Извиняетесь ли вы, когда допускаете ошибку?
4 Позволяете ли вы студентам участвовать в принятии ваших важных решений?
5 Улыбаетесь ли вы во время занятия?
6 Кричите ли вы для восстановления тишины?
7Поощряете ли вы всю группу за то, что было хорошо сделано вместе?
8 Хвалите ли вы сотрудничество, заботу, мирную жизнь в группе или только хорошую учебу?
9 Наклеиваете ли вы на студентов ярлыки «хороший» или «плохой» ?
10 Боитесь ли вы беспорядка или шума даже тогда, когда причиной этому стала усиленная работа?
11 Есть ли среди ваших студентов неуспевающие?
12 В чем причина неуспеваемости студентов?
13 Какого преподавателя любят студенты?
14 Как индивидуализировать обучение на занятии?
15 Кого вы называете «одаренный студент»?
16 Кто такой «преподаватель»?
17 Что он делает на занятии?
18 Ваши занятия - рай или ад для студента?
19 Что, в первую очередь, не должен делать преподаватель?
20 Какой вы преподаватель?
21 Если бы родителем был я, то…
22 Для своих коллег я стану…
23 Если я всегда буду вести индивидуальную работу, то…
24 Я мечтаю, чтобы в нашем свободном колледже было…
25 Когда меня вызывает директор, я…
26 Чтобы на работе не уставать, мне надо…
27 Если студенты не захотят идти на мои занятия, то я…
28 Продуктивность нашей работы можно оценить, исходя из… Ведущий подводит итоги.
Слайд 13Упражнение «Похвалилки».
1) Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой,
повторяем: « Меня замечают, любят и высоко ценят»;
2) поворачивая голову вправо-влево, повторяем: «Всё идёт хорошо!» ;
3) приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: «В моей жизни случается только хорошее».
Слайд 14
Упражнение «Я могу научиться у тебя»
Участники бросают друг другу в произвольном
порядке мячик или игрушку со словами: «Я могу научиться у тебя…». Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
Слайд 15 Упражнение «Домино».
Неуспевающий, троечник - посмотрите на него с другой
стороны, постарайтесь в своих студентах видеть только хорошее и поверьте, они станут другими. Из любого негатива можно и нужно вытянуть позитив. На это и направлено данное упражнение.
Первый человек говорит, что он любит, например, дождь, но не любит жару, т.к... Следующий человек берет его за руку и говорит: « Я люблю жару, так как она позволяет… , но я не люблю телесериалы…» и так далее. В итоге получится круг позитивов.
Слайд 16Упражнение
«Проблемные слушатели»
Слайд 17Все участники делятся в зависимости от количества типов слушателей. 5 минут
дается группам, чтобы назвать причины и действия преподавателя, а затем в течение 2 – х минут презентовать полученный материал. В итоге должна получиться своего рода «шпаргалка» по работе с проблемными слушателями.
Проблемные слушатели
(шпаргалка, составленная участниками семинара )
Слайд 19 Упражнение «Зато».
Цель упражнения «Зато»: самосознание, тренировка способности к самораскрытию,
тренинг спонтанности высказываний.
Я устала, зато…
Я небольшого роста, зато…
Я иногда несдержан, зато…
Я ленива, зато…
Я застенчива, зато…
Я криклив, зато…
Я молчалив, зато…
Я слишком уступчива, зато…
Я не умею печь пироги, зато…
Я зануда, зато…
У меня нет домашнего телефона, зато…
Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…
Я написал контрольную работу на двойку, зато…
Я не люблю слушать классическую музыку, зато…
Я слишком часто фантазирую, зато…
Я не очень хорошо пою, зато…
Я иногда слишком много ворчу, зато…
Я несколько легкомысленна, зато…
Меня легко рассмешить, зато…
Я бываю капризна, зато…
Слайд 20
Упражнение «Умение видеть неординарное в обычном и занять позицию другого».
Раздаются рисунки,
нужно их рассмотреть, сказать, что увидели, для чего рассматривали картинки, имело ли это смысл.
Выводы: на одном и том же рисунке можно увидеть несколько предметов, лиц и т.д., кто-то не всё видит. Упражнение помогает понять другого человека, принять его действия и т.д.
Слайд 21 Упражнение «Как мы объясняем».
Известно, потоки между субъектами и объектами носят
многомерный характер.
Задание №1: один из участников объясняет своими словами то, что изображено на рисунке №1.
Нельзя задавать вопросы, выполнять упражнение молча.
Задание №2: ведущий словами и с помощью жестов объясняет то, что изображено на рисунке №2. Присутствующие могут задавать вопросы.
Вопросы к участникам:
Что происходило? Что чувствовали участники?
Какое из заданий было легче выполнять? Почему?
Для чего проводилось это упражнение?
Вопросы к объясняющему:
Каково самочувствие?
Легко ли было объяснять?
Вывод : если преподаватель хочет, чтобы его поняли, он должен толково объяснять.
Слайд 22«Мозговая» атака «Карусель»
Используется как эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в
котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Принцип «мозговой атаки» прост: необходимо разделить коллектив на небольшие группы, поставить перед ними задачу и попросить всех участников обсуждения высказать свои мысли по поводу этой задачи. Задачи связаны с темой семинара, должны соблюдаться правила «мозговой атаки» и правила работы в малых группах. Все члены малой группы в течение 3-х минут называют любые идеи, все идеи записываются, хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы. По истечении 3-х минут группы переходят к другому столу, читают то, что записала предыдущая группа и записывают на их флипчарте свои идеи по названной проблеме и т.д. Из всех записанных идей группы выбирают по 4 лучших и затем их презентуют, обосновывая свой выбор.
Слайд 23«вопросы «Мозговой» атаки «Карусель»
1. Для чего я работаю?
2. Что мешает вам
получать удовлетворение от профессиональной деятельности?
3. Что способствует получению вами удовлетворения от профессиональной деятельности?
Слайд 24Цитата из книги Ю.Л. Львовой “Творческая лаборатория учителя”: “Учитель — маг,
виртуоз, фокусник, умеющий сделать урок безразмерным, вмещающим крупные исторические периоды, сложные литературные и научные судьбы, эпохальные открытия; он властелин дум, врачеватель, духовник, и он же тягач и трудяга”.
Слайд 25
Упражнение «Рецепт приготовления хорошего урока».
Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите
дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:
• мудрости;
• терпения;
• храбрости;
• работоспособности;
• оптимизма;
• преданности своему делу;
• вольнодумия и свободомыслия;
• доброты;
• отдыха и заботы о здоровье;
• доброго юмора;
• такта;
• веры в каждого студента.
Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.
Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом преподавателя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!
Слайд 26 Упражнение «Слон».
Участникам дается задание на клейких листочках нарисовать слона. Слоники
вывешиваются, это своеобразный портрет коллектива. Слоник- это вы сейчас, ваше состояние, а листочек - ваша территория.
Слайд 27Итоги упражнения «СЛОН».
Если нарисованы:
-уши - это значит, что человек внимательно
слушает, воспринимает больше на слух;
- глаза – человек внимательно ко всему присматривается, воспринимает больше зрительно;
-хобот- это «пища», то есть знания, которые вы приобретаете, у вас есть такие способности и желание;
-голова- это мыслительные процессы, умение мыслить; необходимо посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова- автор рисунка больше действует головой;
-ноги – тонкие – это свидетельствует о неуверенности автора рисунка, толстые ноги – человек прочно стоит в жизни, больше делает ногами;
-хвост- это признак несерьезности человека;
- бивни – человек нуждается в защите.
Слайд 28 Упражнение «Чемодан».
Группе объявляется, что сейчас каждому участнику дается воображаемый чемодан
и предлагается «собрать» его в «дорогу» – что полезного для себя почерпнули в КУ. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешной работы, аттестации и личностного развития.
Слайд 29Наша игра подошла к концу. И мы должны с Вами подвести
итоги сегодняшней работы. Я прошу вас заполнить анкету-интервью, в которой вы выразите отношение к участию в игре.
Анкета
Больше всего мне понравилось …
Самым полезным для меня было …
Мои пожелания и предложения …
Слайд 31Кто любит сладко поесть, дарю сладкую картинку, изображением на которой вы
можете насладиться.
Слайд 33Кто не представляет себе жизнь без животных, могут ещё раз на
них взглянуть и убедиться, что в этом мире без них невозможно.
Слайд 35Кто родился осенью, желаю вам хорошей, тёплой осенней погоды.
Слайд 37Всем вам желаю вот таких активных учащихся.
Слайд 39Желаю вам скоростную машину, чтобы к своим любимым студентам вы мчались
быстрее ветра.
Слайд 41Желаю провести свой отпуск на море.
Слайд 43От всего сердца дарю вам эти прекрасные цветы.
Слайд 45Желаем вам больше
методических находок!
Уважаемые коллеги!
Будьте здоровы
и успешны !