Презентация, доклад на тему Традиционные методы, формы и средства обучения

Содержание

Традиционные методыПод методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. "Метод" (по-гречески - "путь к чему-либо") - способ достижения цели, способ приобретения знаний.

Слайд 1Традиционные методы, формы и средства обучения
Подготовила Паршукова Э.В.

Традиционные методы, формы и средства обученияПодготовила Паршукова Э.В.

Слайд 2Традиционные методы
Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и

учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. "Метод" (по-гречески - "путь к чему-либо") - способ достижения цели, способ приобретения знаний.
Традиционные методыПод методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели

Слайд 4Форма обучения - это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе

получения ими знаний.
Выделяют формы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также такие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практическое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т. д.
Главное, что отличает метод от формы, это то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого ученика.

Форма обучения

Форма обучения - это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Выделяют формы обучения

Слайд 6В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия

"метод обучения". Так, Ю. К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".
Т. А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия

Слайд 8Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это

словесные, практические и наглядные методы:
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ Рассказ, беседа, инструктаж и др.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Упражнение, тренировка, самоуправление и др.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ Иллюстрирование, показ, предъявление материала

Классификация методов

Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы:СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

Слайд 10Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности -

методы формирования сознания, поведения и чувств:
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ Упражнение, тренировка, самоуправление
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ (стимулирования) Одобрение, похвала, порицание,КОНТРОЛЬ и др.

Классификация методов

Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности - методы формирования сознания, поведения и чувств:МЕТОДЫ

Слайд 11Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие

группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы обучения

Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:а) методы организации и осуществления учебно-познавательной

Слайд 12Классификациям. А. Данилова, Б.П. Есипова исходит из того, что, если методы

обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их можно разделить на следующие группы:
а) методы приобретения новых знаний;
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Методы обучения

Классификациям. А. Данилова, Б.П. Есипова исходит из того, что, если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной

Слайд 13В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:
а) методы устного

изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся - рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала; б) методы закрепления изучаемого материала - беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала - работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков - упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся - наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.

Методы обучения

В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:а) методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной

Слайд 14Остановимся еще на одной классификации методов по характеру (степени самостоятельности и

творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Классификация И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин

Остановимся еще на одной классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную

Слайд 16Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) - осуществляется

как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются "знания-знакомства".
2. Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д.; в результате формируются "знания-копии".

Классификация методов обучения

Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) - осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов,

Слайд 173. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог,

прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа, - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

Классификация методов обучения

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему,

Слайд 185. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и

краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности
Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Классификация методов

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые

Слайд 19Недостатки традиционного обучения многочисленны, например: 1) усредненный общий темп изучения материала;

2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися; 3) большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате ученики "разучиваются думать"; 4) почти полное незнание учителем, усваиваются ли учащимися сообщаемые знания; 5) преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;

Недостатки традиционного обучения

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например: 1) усредненный общий темп изучения материала; 2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых

Слайд 206) затрудненность самостоятельной работы учеников с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного

материала;
7) преобладание нагрузки на память учащихся, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит. Но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного воспроизведения информации по памяти не требуются, не применяются, и, с другой стороны, ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную информацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). 

Недостатки традиционного обучения

6) затрудненность самостоятельной работы учеников с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала; 7) преобладание нагрузки на память

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть