Слайд 2Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как
отражающие объективную реальность.
Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции.
Психология - наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности.
Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы.
Задание 1. Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте
Слайд 3Задание 2. Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш
выбор:
Предмет психологии – исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;
Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;
Предмет психологии – изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;
Предмет психологии – изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности;
Слайд 4Задание 3. Дайте определение объекта научного исследования
Объект психологического исследования –
человек;
Объект психологического исследования – человек и животные;
Объект психологического исследования – животные;
Слайд 5Задание 4. С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие
следующей особенности:
Психики;
Речи;
Сознания;
Индивидуальности;
Слайд 6Задание 5. Самое существенное свойство психики это:
Эмоции;
Индивидуальность;
Отражение;
Чувства;
Слайд 76. Недостатком метода интервьюирования является:
а) структурированность;
б) гало-эффект;
в) неструктурированность;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
Слайд 87. К ситуативному тестированию относятся:
а) анкетирование;
б) опросники типа «карандаш-бумага»;
проективные тесты;
в) имитация реальных условий жизни;
г) наблюдение;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Слайд 98. Соотнесите этапы развития психологии как науки и соответствующие им
объекты исследования
1 этап а) сознание
2 этап б) душа
3 этап в) поведение
4 этап г) психика
Слайд 109. Перечислите основные функции психики:
а) отражение окружающей действительности;
б) образная;
в) двигательная;
г) поддержание
целостности организма;
д) регуляция поведения и деятельности в окружающем мире.
Слайд 1110. К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже
примеров?
А. В заповеднике Аскания-Нова были проведены наблюдения над птенцами страуса.
Один пробил отверстие в скорлупке и выглядывал из яйца, другой только что освободился от скорлупы и поднялся на ножки. Как только вблизи раздавался шум, первый страусёнок замирал в своей скорлупке, а второй - припадал к земле и переставал шевелиться.
Слайд 12Б. В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают
обезьян к "работе"
ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов,
которыми пользуются люди, отдавая распоряжения четвероногим помощникам,
прыгающим на ветвях на высоте пятиэтажного дома. Обезьяны обламывают и приносят людям отдельные листья и цветы, которые достать другим способом бывает невозможно. Таких обезьян учёные используют при сборе гербариев в тропиках.
Слайд 13В. Дождевых червей тренировали передвигаться по одной из аллей Т-образного лабиринта,
ведущей в тёмную влажную камеру, и избегать другой аллеи с подключенным электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для выработки таких движений потребовалось около 200 подкреплений. Черви были
способны сохранять выработанную реакцию после удаления первых пяти сегментов тела с мозговым ганглием.
Слайд 14Г. Дельфины чрезвычайно быстро обучаются. Чтобы дельфины усвоили новый сигнал,
им достаточно
лишь два-три раза показать требуемое действие. Так, дельфины обучались ловить пищу на лету, аккуратно брать её с тарелочки, хватать корм из рук и даже изо рта дрессировщика, находившегося на высоте почти 5 метров от поверхности воды. Дельфины позволяли запрягать себя в упряжку, чтобы возить плотик с человеком.
Слайд 15Д. Над широкой площадкой вольеры на высоте 4 м от земли
висит, покачиваясь от ветра, гроздь винограда. Рафаэль (обезьяна) видит её через окно лаборатории, но входная дверь заперта. Обезьяна бежит в одну из комнат, находит подходящий ключ и открывает дверь, ведущую в помещение, непосредственно примыкающее к летней вольере. Здесь Рафаэль наталкивается ещё на одно препятствие - ящик с огнём, преграждающий ему путь. Повернув кран бака, помещённого над ящиком, обезьяна заливает огонь и выходит в вольеру, в разных местах которой разбросаны ящики. Единственный способ достать виноград - соорудить вышку из ящиков. Последовательно, в порядке убывающей величины, обезьяна ставит ящик на ящик и овладевает приманкой.
Слайд 16Е. У молодых овец при первом отгоне на выпас совершенно отсутствовали
многие
реакции, присущие взрослым животным: натуральные слюнные условные рефлексы на движение по направлению к выпасу, на вид и запах зелёного корма, на вид пасущихся других овец, звук проходящего на выпас стада и т д. Эти реакции начинают проявляться у животных только через две - четыре недели
Слайд 17Ж. По наблюдениям французского учёного Фабра, роющие осы-сфексы, протыкая жалом три
ганглия у сверчков, парализуют их, а затем помещают в норку. Личинка сфекса питается таким парализованным, но ещё живым сверчком, сохраняющим необходимые для развития личинки питательные качества.
Фабр с удивлением описывает точность, с которой сфекс находит ганглии у сверчков, как будто он знаком
с анатомией насекомых. Вместе с тем характерно, что сфекс втаскивает сверчка в вырытую норку только за усики. Если обрезать парализованному сверчку усики, то сфекс оказывается совершенно беспомощным и не делает никаких попыток втащить сверчка в норку.
Слайд 18З. У гусей обнаруживается реакция на предмет, который вырисовывается на фоне
неба,
И не производит крыльями хлопающих движений. Поэтому гуси обычно пугаются самолётов, пока не привыкнут к ним. Известный биолог Лоренц описывает гусыню Мартини, которая вывелась в инкубаторе и совершенно не реагировала на самолёты до определённого момента. Затем она сразу стала ужасно пугаться самолётов. Через некоторое время Мартини вновь успокоилась, привыкнув к виду самолётов.
Слайд 19И. Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не
могли у них
перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотины, но и реки.
Слайд 20Задание 11. Прокомментируйте следующие суждения:
На данном этапе развития психология не является
наукой, т.к. эта область знания сегодня мало формализована, не имеет фундаментальных законов и имеет очень условную прогностическую функцию;
Психология должна заниматься тем, что можно реально наблюдать – т.е. поведением.
При изучении психических явлений следует обращать внимание только на то, что поддается самоанализу – т.е. только на осознаваемое;
При изучении психических явлений всегда следует обращать внимание на материальные причины, их вызвавшие;