Слайд 1Теоретико-методологические основания истории специальной педагогики и психологии
Выполнила: Опара Юлия
Слайд 2Специальная педагогика – это теория и практика специального образования лиц с
отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемая существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.
Слайд 3Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения, подготовки
к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.
Слайд 4Цели и задачи обучения и воспитания
ребенка с особыми образовательными потребностями определяются
общими принципами психологии и педагогики:
подготовка к активной общественно- полезной жизни, формирование гражданских качеств.
Слайд 5Современная периодизация истории и философии науки следующие периоды:
-донаучный (мифологический)
- период
античной науки
- период науки Средневековья
- период классической науки Нового времени (XVII — XVIII вв.)
- период неклассической науки (XIX — первая половина XX в.)
- со второй половины прошедшего столетия —начало этапа развития постнеклассической науки, или науки постмодернизма.
Слайд 6Антропологический подход
помогает анализировать факты и явления истории специального образования и
научные достижения специальной педагогики с точки зрения понимания потребностей и возможностей человека, его личностной значимости и соучастного места в человеческом обществе.
ориентирует на внимание к его особым образовательным потребностям
побуждает рассматривать социокультурные и образовательные феномены
обеспечивает гуманистическое обоснование анализа всех исторических фактов и процессов в становлении теории и практики специальной педагогики.
Слайд 7Цивилизационный подход
При исследовании исторических феноменов специального образования учитывают религии, религиозное мировоззрение,
религиозная жизнь в различных цивилизациях и общественно-исторических формациях, обусловливая те или иные особенности теории и практики специального образования, влияя на само развитие специальной педагогики. Являясь глубоко значимым мировоззренческим, идеологическим основанием общественного сознания, религия всегда оказывала огромное влияние на отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, во многом предопределяя исторические сроки первых опытов обучения отдельных категорий таких людей (наиболее ярко это сказалось в истории сурдопедагогики), его характер и содержание, а также на формирование круга лиц, занимавшихся их обучением.
Слайд 8Общественно-формационный подход
Под влиянием религиозных идей складывался этнос той или иной общественной
формации, который включал в себя нормы ценностного, нравственного отношения к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Представители христианской религии сыграли большую роль в распространении практики обучения детей с ограниченными возможностями, способствовали появлению различных видов учебных учреждений, форм социальной и образовательной помощи. Религия выполняла и продолжает выполнять важную функцию психологической помощи людям с ограниченными возможностями, их близким, их семьям.
Слайд 9Важное методологическое значение для специальной педагогики имеют положения педагогической аксиологии, которая
утверждает ценность человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Признается равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей
Слайд 10В настоящее время в специальной педагогике успешно применяются в качестве частнонаучной
методологии гуманитарного похода такие философские концепции, как герменевтика и феноменология.
Слайд 11Герменевтический подход
Предполагает целостное изучение индивида, во всей полноте его отношений, как
человека думающего, желающего, чувствующего, действующего в определенное время, в данном историческом периоде. Основная категория в герменевтике — понимание. На каждом шагу, повседневно, специальная педагогика, ее реальная практика во многом строятся именно на понимании, протекают в поисках и обретении смысла. Осознание смысла, значения любого действия, любого момента встраивается во все сферы специальной педагогики.
Слайд 12Феноменологический подход.
Центральной своей категорией он признает феномен (от греч. phainomenen —
смысл явления, явление или вещь как таковые), т.е. все, чем обогащается опыт нашей внутренней и внешней жизни.
Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.
Феноменологический подход в исследовании направлен на выявление «сущностного» (например, человечность), которое присуще данному человеку, но не полностью и не всегда доступно для эмпирического восприятия.
Слайд 13Вывод
Разработка философских проблем специальной педагогики содействует поиску гуманистических решений насущных задач
этой паутины и является ответом на трудности образования лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Исследования фундаментальных оснований специальной педагогики подготавливают переход к новому этапу ее развития, адекватному современной динамике социальных отношений.