Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Даньшов Сергей Николаевич
директор МБОУ
«Городецкая СОШ»
кандидат педагогических наук, учитель высшей категории
Слайд 2Педагогику интересуют вопросы создания детского, школьного (классных) коллективов и использования его
возможностей для всестороннего развития личности.
Основная цель – воспитание такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая «умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».
Слайд 3Идея создания и развития коллективной, духовно-нравственной среды воспитания обусловлена становлением новой
гуманистической педагогической парадигмы образования.
Одной из первых задач был поиск современно-результативного средства воспитания, духа коллективизма школьников, создания сплоченных классных коллективов, способных к решению сложных жизненных задач.
Слайд 4«Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться
к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье»
Шалва Александрович Амонашвили
академик АПН СССР, доктор психологических наук, профессор
г. Тбилиси
Слайд 5Использование традиций казачества выступает средством воспитания и формирования классного коллектива в
современной образовательной среде школы в условиях роста национального, патриотического самосознания людей, обращении педагогической науки к историческим памятникам, культурным традициям, в частности традициям казачества, как средству воспитания подрастающего поколения.
Слайд 6Ценности отечественного казачества
духовно-нравственное
совершенствование
коллективное
единство и сплочение
Слайд 7Самобытность культуры, традиции являются важнейшим фактором национального единства и солидарности.
Слайд 8«Каждому народу свойственна своя культурная традиция, как в материальном, так и
в духовном плане». Национальная традиция «создается национальными общностями, объединенными общим языком, территорией, экономикой, этническим самосознанием»
К. Леви–Стросс
(1908-2009г.)
Слайд 9В основе веры казаков лежит глубокая идея любви к ближнему, казак
готов «положить душу свою за други своя».
Слайд 10Заповеди казаков
Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
Казаки все
равны в правах.
По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.
Служи преданно своему народу, а не вождям.
Держи слово, слово казака дорого.
Чти старших, уважай старость.
Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
Погибай, а товарища выручай!
Будь трудолюбив, не бездействуй.
Береги свою семью, служи ей примером!
Слайд 11Высокий духовно-нравственный коллективный воспитывающий потенциал:
любовь и уважение к близким, родной земле,
почитание веры и культуры других народов, ответственность, сплоченность, взаимопонимание, защищенность, взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, «чувство локтя», гласность и здоровая критика, соревнование.
Слайд 13Казачьи традиции - это устойчивая транслируемая компонента содержания образования, эффективность использования
которых в процессе формирования классного коллектива вызывает у подростков и старшеклассников патриотические чувства, активизацию познавательных мотивов, «согласование» содержания воспитания с «образом» духовной культуры казачества, усвоение духовно-нравственных норм морали и поведения.
Слайд 14Коллектив
Коллектив
Коллектив
Школьный коллектив
Производственные отношения
Эмоционально-волевые отношения
Личные
отношения
Интеллектуальные отношения
Среда освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями
Слайд 15Гипотеза: эффективность процесса формирования классного коллектива как инструмента духовно-нравственного воспитания его
субъектов зависит, во–первых, от вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность;
во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.
Слайд 16Основные направления образовательно-воспитательной деятельности:
духовно-нравственное, патриотическое воспитание на исторических традициях Оренбургского
казачества, общефизическая, огневая и строевая подготовка, песенный фольклор, всестороннее развитие, углубленное изучение предметов по выбору.
Слайд 17Изучение быта казаков,
создание образцов одежды
Слайд 18Изучение инструментов,
предметов декоративно-прикладного искусства
Слайд 19МЕРОПРИЯТИЯ
военно-спортивный лагерь
поездки, пешие походы и марш-броски
посещение краеведческих музеев
посещение областного цирка
посещение
воинских частей
плавание
верховая езда (джигитовка) и т.д.
Слайд 20Учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях
Слайд 21Программа имеет духовно-нравственную основу и направлена на формирования единого, сплоченного детского
коллектива
Слайд 22Традиционные наказы казакам
По тебе судят о народе твоем!
Каждое слово твое
– слово народа твоего.
Все люди равны, и нет народов больших и малых.
Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь ровно добр и открыт всем – «как аукнется, так и откликнется!
Не мсти! Будь свободен душой, но страсти держи в оковах.
Никогда не воюй со слабеющим, но только с тем, кто сильнее тебя!
Сразив врага, будь милостив. Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе, чем мы остановим ненависть человеческую.
Прощай врагам своим, не трать души своей на ненависть и зависть.
Слайд 24Самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости.
Именно высокий
уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм – в группу-коллектив.
Слайд 25Культурные традиции казачества раздвигают границы выбора.
В коллективной деятельности школьники сами
могут найти ответы на волнующие их вопросы, овладевают способами ведения диалога, дискуссии, умениями рефлексии.
Слайд 26Людмила Борисовна Соколова
доктор педагогических наук, профессор
г. Оренбург
Каждый в коллективе осваивает роль
лидера - организатора; подчиненного - исполнителя, сохраняющих стиль, тон и традиции коллектива. Объединенные единством цели и деятельности, они все вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов коллектива.
Слайд 27Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные, стимулирующие, воспитывающие функции!