Презентация, доклад на тему Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и защиты

Содержание

– это сложный и длительный процесс, который включает в себя все разновидности и проявления психической деятельности, направленные на лишение себя жизни.Суицидальное поведение

Слайд 1Педагог-психолог МАОУ СОШ №48
Насырова И.А.
Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы

риска и защиты
Педагог-психолог МАОУ СОШ №48Насырова И.А.Суицидальное поведение у детей  и подростков: факторы риска  и защиты

Слайд 2– это сложный и длительный процесс, который включает в себя все

разновидности и проявления психической деятельности, направленные на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение

– это сложный и длительный процесс, который включает в себя все разновидности и проявления психической деятельности, направленные

Слайд 3Детерминанты 1 ранга (предрасполагающие).
1.Биологические факторы:
- снижение активности серотонина, нарушения в гипоталамо-гипофизарной

системе;
- генетические факторы: наследуется не само суицидальное поведение, а риск его возникновения, он выше в семьях, где ранее уже наблюдались суицидальные попытки у родственников.

Факторы, способствующие совершению суицида

Детерминанты 1 ранга (предрасполагающие).1.Биологические факторы:- снижение активности серотонина, нарушения в гипоталамо-гипофизарной системе;- генетические факторы: наследуется не само

Слайд 4Детерминанты 1 ранга (предрасполагающие).
2.Личностно – психологические факторы:
- стрессовые факторы: потеря любимого

человека, отвергнутая любовь и т.д.;
- особенности характера: эгоцентризм, несамостоятельность, не умение планировать, слабое противостояние проблемам, признание только крайних позиций («черное-белое»), фрустрированость потребности в безопасности, личных достижениях, доверии, дружбе; убеждение, что душевное страдание никогда не закончится.


Факторы, способствующие совершению суицида

Детерминанты 1 ранга (предрасполагающие).2.Личностно – психологические факторы:- стрессовые факторы: потеря любимого человека, отвергнутая любовь и т.д.;- особенности

Слайд 5Детерминанты 1 ранга (предрасполагающие).
3. Медицинские факторы:
- алкоголь часто провоцирует самоубийство: 60%

случаев суицида;
- психические расстройства: наблюдаются более, чем у 80-90% суицидентов (депрессия, шизофрения, наркомания, зависимость от лекарств, расстройства личности);
- тяжелое соматическое заболевание (почечный гемодиализ, трансплантация, новообразования, особенно в области головы и шеи, СПИД/ВИЧ).


Факторы, способствующие совершению суицида

Детерминанты 1 ранга (предрасполагающие).3. Медицинские факторы:- алкоголь часто провоцирует самоубийство: 60% случаев суицида;- психические расстройства: наблюдаются более,

Слайд 6Детерминанты 2 ранга (потенцирующие) их воздействие в повышение вероятности осуществления суицидальных

действий.

Этнокультуральные факторы:
например - Бурятия, Алтай, Ненецкий, Корякский и Коми-Пермяцкий авт. округа имеют высокий уровень суицидов; Ингушентия, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – самый низкий уровень суицидов в России.


Факторы, способствующие совершению суицида

Детерминанты 2 ранга (потенцирующие) их воздействие в повышение вероятности осуществления суицидальных действий.Этнокультуральные факторы: например - Бурятия, Алтай,

Слайд 7Детерминанты 2 ранга (потенцирующие)

2. Макросоциальные факторы:
- асоциальная или неполная родительская семья:

в таких семьях выросли 40% детей и подростков с суицидальным поведением;
- патологическое воспитание в родительской семье: более 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения подверглись патологическому воспитанию в родительских семьях.


Факторы, способствующие совершению суицида

Детерминанты 2 ранга (потенцирующие)2. Макросоциальные факторы:- асоциальная или неполная родительская семья: в таких семьях выросли 40% детей

Слайд 8Детерминанты 2 ранга (потенцирующие)
3. Микросоциальные факторы:
конфликты со сверстниками, в т.ч. любовные;


- индуцирование суицидального поведения средствами массовой информации: неадекватное освещение проблемы самоубийств в СМИ может провоцировать развитие суицидального поведения и совершение самоубийств, зачастую групповых.


Факторы, способствующие совершению суицида

Детерминанты 2 ранга (потенцирующие)3. Микросоциальные факторы:конфликты со сверстниками, в т.ч. любовные; - индуцирование суицидального поведения средствами массовой

Слайд 9Детерминанты 3 ранга (реализующие) - вызывают переход суицидального процесса на завершающую

стадию – совершение суицидальных действий: стрессы личной жизни, представляющие собой критические жизненные события, приводящие к реализации суицидальных намерений.

Факторы, способствующие совершению суицида

Детерминанты 3 ранга (реализующие) - вызывают переход суицидального процесса на завершающую стадию – совершение суицидальных действий: стрессы

Слайд 10Поведенческие признаки:
1. Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаление

от близких.
2. Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам.
3. Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток.
4. Посещение врача без очевидной необходимости.
5. Расставание с дорогими вещами или деньгами.

Предсуицидальное поведение

Поведенческие признаки:1. Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаление от близких. 2. Склонность к опрометчивым

Слайд 11Поведенческие признаки:
6. Приобретение средств для совершения суицида.
7. Подведение итогов, приведение

дел в порядок, приготовления к уходу.
8. Пренебрежение внешним видом.
9. Нарушения сна.
10. Частое прослушивание печальной музыки.
11. Резкое снижение повседневной активности.

Предсуицидальное поведение

Поведенческие признаки:6. Приобретение средств для совершения суицида. 7. Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу.

Слайд 12Словесные признаки:
1 . Уверения в беспомощности и зависимости от других.
2. Прощание.


3. Разговоры или шутки о желании умереть.
4. Сообщение о конкретном плане суицида.
5. Двойственная оценка значимых событий.
6. Высказывания самообвинения.


Предсуицидальное поведение

Словесные признаки:1 . Уверения в беспомощности и зависимости от других.2. Прощание. 3. Разговоры или шутки о желании

Слайд 13Эмоциональные признаки:
1. Беспомощность-безнадежность.
2. Переживание горя.
3. Признаки депрессии: нарушение сна

или аппетита, повышенная возбудимость, отгороженность, отсутствие удовлетворения, печаль.
4. Вина или ощущение неудачи, поражения.
5. Чрезмерные опасения или страхи.
6. Рассеянность или растерянность.


Предсуицидальное поведение

Эмоциональные признаки:1. Беспомощность-безнадежность. 2. Переживание горя. 3. Признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная возбудимость, отгороженность, отсутствие

Слайд 14- открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством знакомым, в письмах

родственникам, любимым;
- косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление с петлей на шее из веревки, телефонного провода и т.п., «игра» с оружием, имитирующая самоубийство и т.д.);
- активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.);

Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства

- открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством знакомым, в письмах родственникам, любимым;- косвенные «намеки» на возможность

Слайд 15- фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);
- символическое

прощание человека с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов);
- изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
- сужение круга контактов, стремление к уединению и другие.

Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства

- фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);- символическое прощание человека с ближайшим окружением (раздача

Слайд 16Условия семейного воспитания:
- отсутствие отца в раннем детстве;
- матриархальный стиль отношений

в семье;
- воспитание в семье, где есть люди, страдающие алкоголизмом или психическими заболеваниями;
- отверженность в детстве;
- воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т.д.

Факторы «Группы риска»:

Условия семейного воспитания:- отсутствие отца в раннем детстве;- матриархальный стиль отношений в семье;- воспитание в семье, где

Слайд 17Стиль жизни и деятельности:
- акцентуация характера;
- активное употребление алкоголя и наркотиков;
-

наличие суицидальных попыток ранее;
- совершение уголовно наказуемого поступка.

Факторы «Группы риска»:

Стиль жизни и деятельности:- акцентуация характера;- активное употребление алкоголя и наркотиков;- наличие суицидальных попыток ранее;- совершение уголовно

Слайд 18Взаимоотношения с окружающими людьми:
- изоляция от социального окружения, потеря социального статуса

(исключение из школы, заведения доп. образования);
- разрыв высоко значимых любовных отношений;
затрудненная адаптация к деятельности и др.

Недостатки физического развития (заикание, картавость и др.).

Длительные соматические заболевания.

Факторы «Группы риска»:

Взаимоотношения с окружающими людьми:- изоляция от социального окружения, потеря социального статуса (исключение из школы, заведения доп. образования);-

Слайд 19- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные

эмоции;
- неспособность к адекватной реакции на похвалы или награды;
- чувство горькой печали, переходящей в плач;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

Признаки депрессии:

- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;- неспособность к адекватной реакции на

Слайд 20- повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;
- снижение внимания или

способности к ясному мышлению;
- вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
- снижение эффективности или продуктивности в учебе;
- изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;
- изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса.

Признаки депрессии:

- повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;- снижение внимания или способности к ясному мышлению;- вялость, хроническая

Слайд 21- Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в

беседе.
- Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол.
- Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей.

Рекомендации по проведению профилактической беседы

- Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.- Уделять все внимание собеседнику, смотреть

Слайд 22- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только

тогда, когда перестанет говорить он.
- Говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства.
- Произносить только позитивно-конструктивные фразы.

Рекомендации по проведению профилактической беседы

- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.- Говорить

Слайд 231. Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих

лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).
2. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
3. Желательно спланировать встречу не в учебное время.
1. Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы

Слайд 244. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать

на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
5. Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к врачу психиатру в ближайшее лечебное учреждение.

4. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не

Слайд 25- детской психиатрической службы (г. Тюмени, ул. Герцена 74)– 50-66-35;
- детской

психотерапевтической службы (г. Тюмень, ул. Герцена 74) - 50-66-47;
- телефон кризисной помощи, работающий в круглосуточном режиме – 50-66-43.

Телефоны:

- детской психиатрической службы (г. Тюмени, ул. Герцена 74)– 50-66-35;- детской психотерапевтической службы (г. Тюмень, ул. Герцена

Слайд 26 Подростки совершают суицид преимущественно в случаях: когда не видят решения своих

проблем, если попытки справиться с проблемами завершились неудачно и при резком обострении чувства безнадежности.
Формирование психологической устойчивости - важное направление психопрофилактики самоубийств.

ЗАПОМHИТЕ !!!

Подростки совершают суицид преимущественно в случаях: когда не видят решения своих проблем, если попытки справиться с проблемами

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть