Слайд 1
Комитет образования,культуры,спорта и работы с молодёжью
Администрации города Костромы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Костромы „Детский сад № 59“
„Обогащение словаря детей с ОНР при ознакомлении с природой родного края“
Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Полтавская Ольга Анатольевна
Слайд 2
Характеристика группы компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи
В МБДОУ «Детский сад №59» осуществляет свою деятельность одна группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
В 2015-2016 учебном году группу посещают 16 детей 6-7 лет с ОНР
В группе работают следующие специалисты и педагоги: учитель-логопед Полтавская О.А.;воспитатели: Кузнецова В.А.,Груздева Т.Ю.Осуществляется взаимосвязь с Администрацией, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, педагогом- психологом, медмедицинскими работниками...
Основные задачи коррекционной работы:
- постановка, автоматизация, дифференциация звуков;
- развитие словаря детей;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- обучение грамоте;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики...
Одним из ведущих направлений работы ДОУ является экологическое воспитание детей на краеведческом материале.
Слайд 3
Особенности развития словаря детей с ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это речевые расстройства, при которых у детей с нормальным уровнем слуха и интеллекта наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики.
В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.) отмечается, что у детейс общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.
В своей коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР я заметила, что для них характерна ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употреблении слов, многочисленные вербальныхе парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря,стереотипность и шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний.
Поэтому своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.
Большую помощь в обогащении словаря детей с ОНР и развитии познавательного интереса детей оказывает изучение лесических тем, связанных с изучением природы родного края, подбор и использование речевого и наглядного материала краеведческого содержания,оформление логопедических альбомов,создание рукописных книг о природе,мини-музея „Природные богатства Костромы“, экологических игр и пособий,выпуск экологических газет,проведение экологических проектов...
Слайд 4
Задачи словарной работы на природоведческом содержании
- обогащение словаря новыми словами, усвоение
детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе
- закрепление и уточнение словаря
- активизация словаря
- устранение из речи детей нелитературных слов
словарной работы
Словарная работа связана со всей коррекционно-развивающей и воспитательной работой в ДОУ.
Прежде всего дети усваивают:
- бытовой словарь:название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.
-природоведческий словарь: названия явлений природы, растений, животных.
- обществоведческий словарь:слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.)
- эмоционально-оценочную лексику:слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный); качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок); образование синонимов (пришли, приплелись; засмеялись, захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова в собственном лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый).
- лексику, обозначающую время, пространство, количество.
Принципы словарной работы
В логопедической работе ,направленной на обогащение словаря детей с ОНР при ознакомлении с природой Костромского края я учитываю следующие принципы:
-единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;
-опора на активное и действенное познание окружающего мира;
-связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
-использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
-решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
-семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).
Слайд 7
Речевой и наглядный материал на развитие природоведческого словаря
В
процессе изучения лексических тем :„Наш город“, „Наша улица“, „Лес.Деревья“, „Цветы“, „Дикие животные“, „Перелётные птицы“,“Зимующие птицы“, „Насекомые“, „Времена года“, я стараюсь включать речевой и наглядный материал, направленный на ознакомление детей с природой Костромского края , что способствует обогащению и активизации природоведческого словаря детей:
- стихи о природестихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают большие по объему стихи с эпитетами и метафорами.
- беседы
- пословицы и поговорки
- чистоговорки
- потешки
- заклички
- песни
-рассказы (широко использовалось чтение художественной литературы: эффективным, на мой взгляд, является сочетание на одном занятии нескольких произведений по принципу сходства или противоположности описания природного явления, животного, растения. Например: сравнение первого снега, описанного А. Пушкиным и Г. Скребицким; описание сосулек Э. Шимом и Г. Поташниковой; описание щенков в произведениях К. Паустовского и Е. Чарушина; и т.п.)
- сказки (путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству,сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами...)
Слайд 8
Приёмы лексической работы в процессе ознакомления детей с художественной литературой природоведческого
содержания
-лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);
-объяснение значений слов педагогом; подбор однокоренных слов; лексические упражнения на подбор антонимов, синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.
-чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства.
Особенности описания природного явления, внешнего вида животных, птиц, растений посредством музыки и картин сравнивается с их описанием в художественной литературе. Так на занятии «Зима» при рассматривании репродукций картин И. Шишкина «Лес», К.Ф. Юона «Русская зима» использовалась музыка П.И. Чайковского «Времена года»; сравнение описаний зимы в стихотворениях С. Есенина, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева сопровождалось просмотром слайдов. В ходе беседы детям задавались вопросы, уточняющие их знания, активизирующие словарь: проводились лексические упражнения.
Слайд 9
Лексическая работа в процессе НОД по ознакомлению природой родного края
В процессе обучения предусматривалось осознание наличия различных значений полисемантичных слов; формирование лексических значений многозначных слов детьми; понимание и подбор антонимов и синонимов к прилагательным, многозначным словам; активизация усвоенных слов в связных высказываниях.
На речевых занятиях и во внеучебной деятельности акцентировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи: сначала уже знакомых им, а затем и новых (анютины глазки, бежать, василек, вьюн, галка, ерш, идти, легкий, лилия, лук, мелкий, молния, петрушка, свежий, сережка, стрелки, хмурый). Антонимические и синонимические сопоставления,составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективностью показать разные значения многозначного слова. Данная работа в значительной мере опиралась на личный опыт детей.
Экологические проекты
В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи ежегодно разрабатываются и релизовываются детско-родительские экологоческие проекты:
- «Лесное царство Берендея»
- «Лесная сказка»,
- «Волшебный мир цветов»,
- «Поле.Хлеб»,
- «Логоцветик»,
- «Волшебная клумба для Звукового города».
- «Море.Океан»,
- «Природные богатства Костромы»
- «Лесная азбука»...
Увеличение активного словаря создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей всё чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений , начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные ( овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, деревья...)
Слайд 11
Мини-музей «Природные богатства Костромы»
Профиль: познавательно-экологический
Цель: расширение знаний детей о природе родного города Костромы,развитие речи детей, воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе...
Задачи:
- расширять представление детей о природных комплексах города Костромы (парках,скверах аллеях...),
- закреплять понимание детьми значения слов: парк, сквер,аллея, газон, клумба,площадь,сад,лес и т. д.
- обогащать словарь детей по лексики-грамматическим темам «Наш город», «Наша улица», «Деревья и кусты», «Цветы»,
- развивать связную речь детей,
- привлечение родителей совместно с детьми к улучшению экологической обстановки в городе,
- воспитывать любовь к природе, стремление содержать в чистоте и украшать родной город, приумножать его природные богатства ,участвовать в озеленении города Костромы...
Экологические газеты
В ходе экологических проектов в каждой группе для родителей выпускается экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем».Выпуски газеты направлены на расширение знаний детей о природе Костромского края, на развитие словаря детей :
« Сад- огород»,
«В гостях у царя Берендея»,
«Как рубашка в поле выросла»,
«Мир цветов»,
«Зелёный город Кострома»,
«Лесная азбука»...
Экологические игры и пособия
В логопедической группе используются игры природоведческого содержания:
- настольно-печатные( „Ботаническое лото“, „Зоологическое лото“,„Изучаем мир животных“, „Кроссворды“...);
- подвижные игры со словами,
- логоритмические игры и упражнения,
- сюжетно-ролевые игры,
- театрализованные игры...
Изготовлены дидактические пособия:
-мнемотаблицы,
-планы-схемы для составления описательных -рассказов о временах года,
-панно«Волшебный цветок»,
-панно«Лесное царство берендея»,
-панно «Цветочный календарь»,
-рукописная книга «Лесная азбука»...
Слайд 14
Положительная динамика развития словаря детей с ОНР при ознакомлении с природой
родного края
Выводы:В ходе коррекционно-развивающей работы следует отметить ,что использование речевого и наглядного материала краеведческого содержания, оформление логопедических альбомов, создание рукописных книг о природе, мини-музея „Природные богатства Костромы“, экологических игр и пособий, выпуск экологических газет, проведение экологических проектов оказывали положительное воздействие на развитие речи детей с ОНР. Способствовали обогащению словаря, закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, формированию грамматического строя языка, закреплению речевых умений и навыков.
Слайд 15
Перспектива развития словаря детей с ОНР
на природоведческом материале
Природа содержит в
себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников с ОНР. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.
Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.