Слайд 1
«Способы организации атмосферы успешности в сопровождении семьи»
КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних
Карагандинской области»
управления образования Карагандинской области
Слайд 2Основная цель
Оказание методического и практического обучения психологическими средствами в сфере развития
профессиональных умений педагогов. Инициирование процесса самопродвижения в области развития собственных профессиональных умений, эффективного самопоиска ресурсов.
Слайд 3Осмысление
Вспомните свое самочувствие в момент жизненного или профессионального успеха…какие были
мысли и желания? Сравните с свое самочувствие в момент неуспеха, проигрыша… что ощущали? Каков был общий настрой? ВЫВОД – Успех, то фактор активности личности, проживание своих достижений. Проживая ситуацию успеха мы обретаем достоинство.
Как же ее организовать в психолого-
педагогическом взаимодействии
с семьей?
Слайд 4- Изменился мир, мы все это воспринимаем, то есть развивается техника,
наука, новые технологии, отношение между народами, и.т.д.
Вопросы: Как вы считаете, в сфере социального сопровождения семьи
ЧТО должно измениться?
КТО должен измениться?
КАК должно измениться?
Ассоциации
Слайд 5КЕЙС – МЕНЕДЖМЕНТ
(управление случаем)
«Ведение случая» в социальной работе – это
метод предоставления услуг, при котором социальный работник изучает потребности семьи, а также выполняет организационную, координирующую, мониторинговую, оценивающую и защитную функции в процессе предоставления пакета услуг для решения специфических комплексных проблем семьи.
этого метода состоит в оказании содействия
Семье в получении доступа к реабилитационным, педагогическим, психологическим, медицинским программам, программам поддержки, координации предоставляемых услуг.
Кроме того, важная роль отводится посредничеству между различными службами и профессионалами, ведению защиты от имени семьи , установлению договоренности об услугах, в случае, если необходимые программы недоступны.
«Управление случаем» предполагает практическую деятельность, при которой один эксперт, обычно социальный работник, не только работает с семьей совместно с другими привлеченными профессионалами, но и координирует их деятельность.
«Управление случаем» в социальной работе — это метод предоставления услуг, при котором «менеджер случая» изучает потребности, организует, координирует, ведет мониторинг, оценку, а также выступает в защиту предоставляемого пакета услуг.
«Управление случаем» в социальной работе ориентирован на индивидуальные потребности семьи и зависит от состояния системы социальной службы, в которой оно осуществляется.
«Управление случаем» в социальной работе возможно на макро и микро уровнях: вмешательство возможно как на уровне клиента, так и на уровне системы.
Слайд 8РАБРАБОТА С СЕМЬЕЙ КАК С СИСТЕМОЙ ОТА C РСЕМЬЕЙ КАК С
СИСТЕМОЙ
• РАБОТА С СЕМЬЕЙ, КАК ЕДИНОЙ (ЦЕЛЬНОЙ) СИСТЕМОЙ
• ОЦЕНКА СТРУКТУРУЫ ДАННОЙ СЕМЬИ, ПРАВИЛА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ И КОНТРОЛЯ.
• ВЛИЯЮТ ЛИ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ ДРУГ НА ДРУГА; ВЗАИМОЗАВИСИМЫ ЛИ?
• МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ, ЧТО В СЕМЬЕ ОЧЕНЬ ГЛУБОКО УКОРЕНИЛИСЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ) И БУДЕТ ВЕСЬМА СЛОЖНО ПЫТАТЬСЯ ИХ ИЗМЕНИТЬ
• МЕТОДЫ:
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
СТРУКТУРНАЯ РАБОТА
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РАБОТА
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РАБОТА
• ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИЙ РАБОТЫ С ДАННОЙ СЕМЬЕЙ:
СОЦИАЛЬНАЯ СТАДИЯ
СТАДИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СТАДИЯ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ
РАБОТА C СЕМЬЕЙ КАК С СИСТЕМОЙ
Слайд 9ПОТРЕБНОСТИ
Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей. В его расширенном списке потребности расположены
в восходящем порядке. Для удовлетворения потребностей более высокого порядка, должны быть удовлетворены потребности предыдущего порядка.
1. Физиологические потребности – еда, вода, воздух
2. Потребности в безопасности – избегание боли и физического ущерба от внешних сил
3. Потребность в принадлежности и любви – ощущение безопасности, когда находишься в тесном и тёплом контакте с другими
4. Потребности в уважении – получение статуса и принятия группой
5. Потребности в самореализации – выражение свого потенциала и способностей
6. Потребность в когнитивном понимании – осмысление самого себя и внешнего мира
Согласно иерархии Маслоу, человек вначале должен
удовлетворить первичные физиологические потребности,
такие как потребность в пище, прежде чем можно будет
говорить о социальных потребностях
Слайд 10Человеческое развитие
Человек развивается физически, когнитивно, социально, эмоционально и духовно в
течение своего жизненного цикла. За основу приняты 8 стадий развития человека по Эриксону:
1. Младенчество
5. Подростковый период
2. Раннее дошкольное детство
6. Юность
(ранняя взрослость)
3. Позднее дошкольное детство
7. Зрелость
(средняя взрослость)
4. Раннее школьное детство
8. Старость
(поздняя взрослость)
Слайд 12Теория социальных систем
Человеческая потребность не может рассматриваться отдельно от более крупных
систем, в которых функционирует человек.
Местное сообщество (социум)
Слайд 13Подход сильных сторон
В основе подхода лежат 2 принципа:
Слайд 14 Задание
Глубинная оценка опирается
на три области…
?
Возможности
родителей
Потребности
Ребенка
Семейные факторы
и окружение
…попробуйте соотнести список параметров к соответствующим на Ваш взгляд областям рамки….
Слайд 164. РЕЗЮМЕ И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ И СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ
РЕБЕНКА,
РОДИТЕЛЬСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ И ФАКТОРАХ СЕМЬИ И ОКРУЖЕНИЯ
Слайд 17Основная цель проведения оценки потребностей ребенка и семьи – обеспечение принятия
обоснованного объективного решения относительно будущего ребенка с учетом его наилучших интересов.
Основная цель
Слайд 18 Важно!
Если в процессе оценки возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребенка,
необходимо
принять срочные меры для обеспечения безопасности и защиты несовершеннолетнего.
Слайд 19Проводится анализ сильных и слабых стороны семьи на протяжении всего процесса
оценки. Полнота этого анализа требует обобщения данных, собранных в ходе оценки, и получения ответов на следующие вопросы:
Слайд 20Что члены семьи делают хорошо? Чем они гордятся? Что порождает в
них чувство собственного достоинства и уважения?
С какими стрессами и проблемами члены семьи успешно справились в прошлом? Как им это удалось? Какие ресурсы и адаптивные стратегии они использовали?
Каким образом сильные стороны семьи могут быть развиты и наиболее эффективно использованы для решения текущих проблем?
Какие дополнительные обучающие, поддерживающие и другие интервенции могут содействовать укреплению и дальнейшему развитию имеющихся у членов семьи сильных сторон и ресурсов?
?
Слайд 21Какие побудительные мотивы движут членами семьи? Чего родители хотят для себя
и для своих детей? Как они могут направить свою энергию на достижение выбранных целей?
В чем цели и желания членов семьи совпадают с ожиданиями организации социальной работы с детьми, и что может помешать семье в достижении этих целей?
Какие барьеры могут быть устранены с помощью социального работника или организации социальной работы с детьми, чтобы дать членам семьи возможность продлить движение к намеченным целям?
?
Слайд 22План Развития Семьи
Согласование целей
(долгосрочные/краткосрочные)
Согласование действий
(что, когда, кто)
Согласование задач МДК/МВК
(специалисты. партнеры)
План развития
семьи
(вклад всех участников)
Информирование членов семьи, специалистов
Информирование Отдела опеки
Слайд 24Реализация ПРС
Регулярные контакты с ребенком/семьей:
Предоставление услуг (адвокатирование):
Слайд 25Обзор прогресса
2. Заполнение Форм обзора прогресса:
Отчет о закрытии случая
Заявление семьи
План последующего
мониторинга
Внесение изменений
Определение сроков Проведения повторной ГО
Слайд 27Самодостаточность семьи
Понятие самодостаточности различно в зависимости от ситуации и индивидуальных
потребностей каждой семьи.
Показатели самодостаточности семьи:
Семья имеет:
Стабильный финансовый доход для удовлетворения базовых потребностей детей, осуществления ухода за ними и их образования;
Навыки для эффективного управления имеющимися ресурсами;
Знания и навыки для сохранения и защиты имущества для будущего детей.
Семья может полагаться на сеть социальной поддержки местного сообщества
Семья получает помощь от государственной системы социальной защиты
В семье отсутствуют признаки бытового насилия
Каждый ребенок в семье имеет:
адекватное питание;
адекватные жилищные условия;
адекватный медицинский уход;
соответствующий уровень образования;
получает от родителей необходимую эмоциональную и социальную поддержку;
документы, удостоверяющие личность, что позволяет им беспрепятственно обращаться за получением государственных услуг.
Родитель обладает:
Знаниями, навыками и ресурсами по удовлетворению основных потребностей ребенка (медицинские, образовательные, психо-социальные), которые он применяет на практике;
Знаниями и навыками по требованию и защите основных прав ребенка, которые он применяет на практике.
Слайд 28 Все рассмотренное ранее можно обозначить и понятием -технологии социального сопровождения.
Используя только один подход в социальной работе или отдавая приоритет одному компоненту, качество будет недостаточным, или уровень социальных услуг и соц помощи снижается. Что в свою очередь так же влияет и на уровень профессиональной компетентности СР/СП.
Н-р: только сопровождая клиента (работа с группами – инвалиды, престарелые) в получении услуг упускается работа с членами его семьи.
Технология кейс-менеджмент включает сопровождение семьи в целом.
ВЫВОД
Слайд 29Сопровождение семьи:
Работа с семьей
Кейс-менеджмент семьи
Оценка семьи по Риску социального сиротства
Доход семьи
Документирование
Жилье
Организованность
ребенка
Заключение договора
Оценка семейной ситуации (первичная/глубинная)– сильные и слабые стороны
Доход семьи
Жилье
Ресурсы
Оценка по задействованию возможностей социума
Оценка риска для ребенка
План развития семьи
Обзор прогресса
Закрытие
Отслеживание уровня самодостаточности семьи
Последующий пониторинг
Слайд 30Подумаем вместе
Цель технологии Кейс-менеджмент :
создать условия, способствующие эффективной помощи социально
уязвимым семьям в воспитании детей
профилактика социального сиротства
ВОПРОСЫ:
Насколько данная технология применима в специальных государственных учреждениях, осуществляющих работу с детьми?
В чем заключаются сложности введения кейс-менеджмента?
Есть ли необходимость введения работы в рамках технологии кейс-менеджмента?
Слайд 31«Продолжить фразу»:
• Мне было интересно…
• Мы сегодня разобрались…
• Я сегодня понял,
что…
• Мне было трудно…
• Я хочу пожелать лидеру…
• Я хотел бы узнать более подробно…
РЕФЛЕКСИЯ