Слайд 1
доклад на тему:
«Спецификация проведения индивидуальных занятий с гиперактивными обучающимися»
составитель:
Луценко Роман
Игоревич
Слайд 2Что такое гиперактивность?
"Гипер...” — (от греч. — над, сверху) —
составная часть слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинского и означает "действенный, деятельный”.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Слайд 3Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно
в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.
Слайд 4
Чтобы организовать и построить работу с гиперактивными детьми правильно и грамотно,
необходимо четко разграничить две категории гиперактивных детей. Именно от этого зависит, какие формы и методы работы необходимо применять.
Следует различать два понятия, такие как: 1)Гиперактивность
2) СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).
Гиперактивность и СДВГ: что это?
Слайд 5 Гиперакти́вность - состояние, при котором активность и возбудимость человека
превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства. Такое поведение – результат проявления индивидуальных особенностей и особенностей родительского воспитания.
!!! В данном случае требуется только лишь коррекция поведения, диагностика индивидуальных особенностей и, соответственно, определение системы требований и запретов, поощрений и наказаний, взаимодействие с родителями.
Слайд 6 Встает вопрос:
Что это – результат плохого воспитания или отклонения
в психике ребенка? Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.
Слайд 7Синдром дефицита внимания c гиперактивностью ( СДВГ) - неврологическо-поведенческое расстройство развития,
начинающееся в детском возрасте. Проявляется тремя сочетающимися симптомами, как:
1)трудности концентрации внимания, 2)гиперактивность
3)плохо управляемая импульсивность (Википедия).
Слайд 8Как правило, дисфункция возникает и нарастает к началу посещения детского сада
и школы. Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемые ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. СДВГ - диагноз, который ставит врач путем медицинского обследования. Диагноз гиперактивность не может ставиться "на глаз»!!!. Таким образом, в основе обучения и воспитания гиперактивных детей и детей с СДВГ находятся разные подходы.
Слайд 9Причины (факторы) СДВГ
Выделяют несколько возможных причин СДВГ:
1. Биологические (наследственная предрасположенность,
осложнения во время беременности, родовые травмы).
2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).
3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).
Но диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны воспитателей, педагогов, психологов и родителей за ребенком. Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог.
Слайд 10. Цель подхода в воспитании и обучении ребенка с СДВГ –
восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе. Для эффективной работы с детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ОУ (психолога, воспитателей, педагогов, логопеда, муз. работника, физкультурного работника). Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем составляют план коррекционно-развивающей работы (это можно осуществлять в разных формах
Слайд 11Особенности работы с гиперактивными детьми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает
сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Слайд 12Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не
удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:
Чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
Слайд 13Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на
ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
Слайд 14Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы,
что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.
Слайд 15Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и
содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.
Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
Слайд 16Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно
работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.
При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга
Слайд 17Поэтому нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во
время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять «случайно оброненный карандаш», помочь что-то принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.
Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
Слайд 18От гиперактивного ребенка нельзя требовать выполнения сразу быть внимательным, усидчивым, сдержанным.
Можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя в этот момент активного внимания в подходящей ситуации.
Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупреждать ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер.
Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей
Слайд 19Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения
режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.
Слайд 20При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не должно быть
немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).
Рекомендуется написать список того, что взрослые ожидают в плане поведения, можно нарисовать его и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать – вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»)
Слайд 21Тренировка внимания. Поскольку для гиперактивных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля,
важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций.
В этом хорошо помогают игры с правилами. Причём, игры и правила к ним придумываем сами, когда педагог, но чаще – ребёнок. Например: отбить о землю мяч, поймать его, хлопнуть в ладоши, поймать, снова отбить и т. д. Побеждает тот, кто не собьётся с ритма.
Слайд 22Хорошо также тренируют внимание такие игры, например «Назови всё деревянное», «Назови
всё зелёное», «Найди признаки осени (зимы, весны, лета), «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось», «Лабиринты», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди лишнее», «Зоркий глаз», «Внимание, фотографируем» (произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить как можно больше предметов, изображённых на картинке.
Слайд 23Нужно призывать ребёнка с СДВГ поддерживать во всём порядок. Помним, что
беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.
Слайд 24Выводы:
Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения
и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными