Слайд 1
«Специфика коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений в развитии речи»
Слайд 2 1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции
посредством специально организованного обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
Слайд 32. Чем же работа в логопедических группах отличается от работы в
массовых группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
Слайд 4 - совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса
речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Слайд 5
Общим для всех детей
данной группы является нарушение устной речи, которое называется ОНР.
Общее Недоразвитие Речи - это нарушение всех компонентов речевой системы, для которого характерны такие особенности, как:
дефектное произношение звуков,
несформированность грамматического строя речи,
бедный словарный запас,
неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями,
несовершенство грамматических процессов.
Слайд 63. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у
детей?
Для преодоления нарушений речи необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Слайд 7 Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Цель артикуляционной гимнастики состоит в
том, чтобы нормализовать качество выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно для закрепления полученного навыка. Упражнения необходимо выполнять 3-4 раза в день по 5-7 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.
3. Упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не вводите новые упражнения, лучше отрабатывайте старый материал. Для его закрепления используйте игровые приемы.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений.
Слайд 8Комплекс основных артикуляционных упражнений
Окошко – широко открываем и закрываем рот.
Слайд 9ТОЛСТЯЧОК – надувание обеих щёк одновременно, надувание правой и левой щёк
попеременно.
Слайд 10ХУДЫШКА – втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти
и сомкнутых губах.
Слайд 11ЛЯГУШКА-ХОБОТОК - чередование растягивания губ в улыбке и вытягивание губ трубочкой.
Слайд 12ЛОПАТОЧКА – улыбнуться, открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю
губу.
Слайд 13НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК – губы в улыбке, легко покусываем язык по
всей длине от кончика до корня.
Слайд 14БУБЛИК – зубы находятся в сомкнутом положении, губы округлены, вытянуты вперед.
Слайд 15КИСКА СЕРДИТСЯ - улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние
зубы, вернуться в исходное положение.
Слайд 16ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ - улыбнуться, приоткрыть рот, кончиков языка
«почистить» верхние и нижние зубы.
Слайд 17КАЧЕЛИ - улыбнуться, широко открыть рот. Поочерёдно упираемся языком то в
верхние, то в нижние зубы, нижняя челюсть неподвижна.
Слайд 18ПАРОХОД - приоткрыть рот и длительно произнести звук Ы-Ы-Ы. Затем закусить
кончик языка или прикрыть щель между зубами и продолжаем произносить звук Ы.
Слайд 19ИНДЮК БОЛТАЕТ - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и
производить движения вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы.
Слайд 20
ПОЙМАЙ ЗВУК - во время произнесения звука А, широкий кончик
языка закусить зубами.
Слайд 21ЧАШЕЧКА - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю
губу, поднять боковые края языка.
Слайд 22ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю
губу, поднять боковые края языка.
Слайд 23МАЛЯР - улыбнуться, открыть рот, широким языком погладить нёбо от зубов
к горлу.
Слайд 24ЛОШАДКА - улыбнуться, открыть рот, пощёлкать кончиком языка, нижняя челюсть остаётся
неподвижной.
Слайд 25ГРИБОК - улыбнуться, открыть рот, присосать широкий язык к нёбу. Это
шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
Слайд 26ГАРМОШКА - положение языка как в упражнении «Грибок». Не отрывая языка,
смыкаем и размыкаем челюсти.
Слайд 27БАРАБАНЩИК, КОМАРИК – улыбнуться, открыть рот, язык упирается в верхние зубы.
Многократно и отчётливо произнести звук Д или З.
Слайд 28МОТОРЧИК – во время длительного произнесения звука: Д-Д-Д или З-З-З (за
верхними зубами), зондом или ватной палочкой, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
Слайд 294. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую
группу? Это:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Слайд 30«Все человеческое умение не что иное,
как смесь терпения и времени»
Оноре
Бальзак
Слайд 31Спасибо за внимание!
До новых встреч!