«Специфика коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений в развитии речи»
Презентация на тему Специфика коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений в развитии речи., предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 31 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
«Специфика коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений в развитии речи»
1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специально организованного обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
2. Чем же работа в логопедических группах отличается от работы в массовых группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Общим для всех детей данной группы является нарушение устной речи, которое называется ОНР.
Общее Недоразвитие Речи - это нарушение всех компонентов речевой системы, для которого характерны такие особенности, как:
дефектное произношение звуков,
несформированность грамматического строя речи,
бедный словарный запас,
неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями,
несовершенство грамматических процессов.
3. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Для преодоления нарушений речи необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Цель артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы нормализовать качество выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно для закрепления полученного навыка. Упражнения необходимо выполнять 3-4 раза в день по 5-7 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.
3. Упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не вводите новые упражнения, лучше отрабатывайте старый материал. Для его закрепления используйте игровые приемы.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений.
Комплекс основных артикуляционных упражнений
Окошко – широко открываем и закрываем рот.
ТОЛСТЯЧОК – надувание обеих щёк одновременно, надувание правой и левой щёк попеременно.
ХУДЫШКА – втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
ЛЯГУШКА-ХОБОТОК - чередование растягивания губ в улыбке и вытягивание губ трубочкой.
ЛОПАТОЧКА – улыбнуться, открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК – губы в улыбке, легко покусываем язык по всей длине от кончика до корня.
БУБЛИК – зубы находятся в сомкнутом положении, губы округлены, вытянуты вперед.
КИСКА СЕРДИТСЯ - улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы, вернуться в исходное положение.
ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ - улыбнуться, приоткрыть рот, кончиков языка «почистить» верхние и нижние зубы.
КАЧЕЛИ - улыбнуться, широко открыть рот. Поочерёдно упираемся языком то в верхние, то в нижние зубы, нижняя челюсть неподвижна.
ПАРОХОД - приоткрыть рот и длительно произнести звук Ы-Ы-Ы. Затем закусить кончик языка или прикрыть щель между зубами и продолжаем произносить звук Ы.
ИНДЮК БОЛТАЕТ - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы.
ПОЙМАЙ ЗВУК - во время произнесения звука А, широкий кончик языка закусить зубами.
ЧАШЕЧКА - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу, поднять боковые края языка.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу, поднять боковые края языка.
МАЛЯР - улыбнуться, открыть рот, широким языком погладить нёбо от зубов к горлу.
ЛОШАДКА - улыбнуться, открыть рот, пощёлкать кончиком языка, нижняя челюсть остаётся неподвижной.
ГРИБОК - улыбнуться, открыть рот, присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
ГАРМОШКА - положение языка как в упражнении «Грибок». Не отрывая языка, смыкаем и размыкаем челюсти.
БАРАБАНЩИК, КОМАРИК – улыбнуться, открыть рот, язык упирается в верхние зубы. Многократно и отчётливо произнести звук Д или З.
МОТОРЧИК – во время длительного произнесения звука: Д-Д-Д или З-З-З (за верхними зубами), зондом или ватной палочкой, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
4. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
«Все человеческое умение не что иное,
как смесь терпения и времени»
Оноре Бальзак
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть