Слайд 1Презентация опыта работы по созданию бесконфликтной среды в образовательной организации
Подготовила:
Практический психолог
МОУ «ШКОЛА № 9
Г. ТОРЕЗА»
Нестеренко Полина Владимировна
Слайд 2Разрешение конфликтных ситуаций в школе
Целью данной презентации является изучение правил решения
конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации, усвоение формул разрешения школьных конфликтов.
Слайд 4Конфликт (в переводе с латинского-
«столкновение»)- это противоречие, возникающее
между людьми в
связи с решением тех или иных
вопросов социальной(общественной) и личной
жизни (А.Г. Ковалев ).
Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона ( Уильям Линкольн).
Слайд 5В школе мы сталкиваемся с самыми разными конфликтными ситуациями, которые в
зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы :
Конфликты между педагогом и учеником.
Конфликты между педагогом и группой детей.
Конфликты между педагогом и родителем.
Конфликты между детьми.
Конфликты в педагогическом коллективе.
Внутрисемейные конфликты у ученика, последствия которых проявляются в его школьной жизни.
Слайд 6Создание прямых или косвенных помех для осуществления планов или намерений другой
стороны.
Невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств.
Нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации ( сплетни, слухи ).
Унижающие человеческое достоинство действия (словесные оскорбления или оскорбительные требования ).
Угрозы и другие принуждающие действия.
Физическое насилие.
К конфликтам в группах и между людьми приводят следующие факторы :
Слайд 7* Избегание.
* Соперничество.
* Приспособление.
* Компромисс.
* Сотрудничество
Слайд 8Избегание
Индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для
выработки решения, или уклоняется от решения, перекладывает ответственность за принятие решения на другого
Слайд 9Соперничество
Предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, использует свои деловые и
личностные качества, не заинтересован в сотрудничестве. В первую очередь удовлетворяет свои интересы
Слайд 10Приспособление
Совместное действие с другим человеком без попытки отстаивать свои интересы. В
отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения себя в жертву.
Слайд 11Компромисс
Обе стороны частично уступают в своих интересах, чтобы потом удовлетворить часто
в главном, путем торга и обмена уступками. Отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. Удовлетворяются сиюминутные интересы обеих сторон.
Слайд 12Сотрудничество
Активное участие в решении конфликта, отстаивание своих интересов, с выраженным желанием
сотрудничать с другим человеком, требует продолжительных затрат времени, изучаются нужды обеих сторон и идет постепенное сближение позиций, Самый сложный, но продуктивный метод
Слайд 13• конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся
и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;
• конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;
• конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.
Слайд 14Причины конфликтов в школе:
Малая возможность педагога прогнозировать на занятии поведение учащихся.
Стремление сохранить свой социальный статус, руководствуясь своим представлением о том, что предстало делать педагогу, а что не позволительно или унизительно.
Оценка ученика строится нередко на субъективном восприятии его поступка и недостаточном понимании его мотивов.
Педагог затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопиться наказать, считая, что излишняя строгость не повредит.
Искажённое восприятие ситуации (опирается на установку, заданную другим, учащимся или взрослым ).
Незнание основ конфликтологии, отсутствие необходимых коммуникативных способностей, зависимость от собственных проблем и настроения и т. п.
Слайд 15Типология « трудных людей », чаще других являющихся инициаторами конфликтов в
межличностном общении :
АГРЕССИВИСТЫ – часто, порой без причины задирают других и раздражаются сами, если их не слушают ;
ЖАЛОБЩИКИ – всегда находят, на что пожаловаться, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы ;
СКРЫТЫЕ – затаивают обиды, неожиданно набрасываются на обидчика ;
НЕВИННЫЕ ЛГУНЫ – вводят других в заблуждение ложью и обманом ;
«ПАРОВОЙ КАТОК» - грубый бесцеремонный человек, считающий, что все вокруг должны уступать ему дорогу ;
«РАЗГНЕВАННЫЙ РЕБЁНОК» – взрывается по любому поводу, как ребёнок, у которого плохое настроение ; и другие, вытекающие из определённого стиля поведения человека в коллективе.
Слайд 16Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций
стремление быть в
центре внимания, пользоваться успехом, пусть даже и незаслуженным ;
излишняя прямолинейность, отсутствие такта в общении с другими людьми, нежелание и неумение считаться с мнением окружающих ;
постоянное навязывание своей точки зрения ;
нарушение персонального пространства партнёра ;
завышенная требовательность к окружающим, желание критиковать за любую неточность в суждениях, оценках, неосторожно сделанное движение, неудачно сказанное слово ;
отсутствие собственных принципов и убеждений ( сами на конфликт не идут, но под влиянием более сильных личностей легко становятся невольными орудиями в руках последних );
нерешительность в принятии решений, боязнь ошибиться.
Слайд 17Пример конфликтной ситуации
конфликт- класс разбит на два враждующих лагеря;
конфликтная ситуация
– превосходство лидеров над одноклассниками;
инцидент – спор из-за постановки танца.
Роль классного руководителя неразрывно связана с формулой решения конфликта.
Сначала педагогу необходимо попытаться устранить конфликтную ситуацию, для чего учитель беседует отдельно с участниками конфликта, затем при помощи психолога проводит беседу со всем классом.
Слайд 18Классным руководителем для решения конфликта был применен ряд правил поведения в
конфликте:
1. Возможность участникам спора «выпустить пар».
2. Требование обоснования претензий двух конфликтующих сторон.
3. Использование неожиданных приемов для погашения агрессии.
Слайд 19неожиданные приемы для погашения агрессии.
• доброжелательность, как основной принцип общения;
• принцип
неприкосновенности личности;
• уважение индивидуальности личности;
• допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении;
• бескорыстная помощь друг другу.
Слайд 20Технология разрешения конфликта
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Рассмотрим суть входящих в
формулу составляющих.
конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта;
инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;
конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Слайд 21Разрешить конфликт – это значит:
-устранить конфликтную ситуацию;
- исчерпать инцидент
Формула успешного
решения школьных конфликтов:
доброжелательность;
установить причину конфликта, стараясь услышать и понять друг друга;
тактичность;
поиск компромисса;
способность признать свою ошибку;
соблюдение чужого персонального пространства;
правильный выбор роли;
умение слушать и слышать друг друга;
справедливость.
Слайд 22Конфликт, если научиться его рационально использовать, может и должен стать источником
развития личности
Э. Эриксон
Слайд 23Факторы обострения конфликта
Расширяются число участников, которые принимают ту или иную сторону;
Повышается
и проявляется внешне накал страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
Ничего не делается для установления и поддержания отношений
Слайд 24Факторы ослабления конфликта
Уйти на нейтральную территорию;
Поговорить об эмоциях, объяснять, но не
демонстрировать их;
Уменьшить ощущение угрозы;
Использовать свои умения регулирования конфликтов;
Сохранить и укрепить отношения.
Слайд 25Техника безопасности непринужденной беседы.
1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся
нужными людям, разделяя их увлечения.
2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни.
3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми.
5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.
Слайд 26Методы выхода из конфликта
- Дать выход своим чувствам, предупреждая об
этом других;
Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
Поставить себя на место другого человека;
Осознать право на существование иной точки зрения;
Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми;
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах
Слайд 27Простые секреты бесконфликтности
- Включите « душевное зрение » ( наблюдайте,
прислушивайтесь
);
Создайте тёплую атмосферу ( первое и основное правило « Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой »); -
Ищите то, что вас сближает ( стиль, манера общения, мнение, ценности и т. д.);
Настройтесь на волну собеседника ( почувствуйте, что его особенно волнует );
Избегайте обвинений и грубостей ( выберите корректный и уважительный тон );
Без нужды не задевайте ( бережно относитесь к тому, что человеку дорого );
Разрешите Вас поправить ? ( при необходимости поправить – делайте это тактично, советы чаще злят, чем учат );
Нет смысла спорить ( иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, а стремление спорить и возражать – признак невоспитанности )
Слайд 28Темы для бесед по созданию бесконфликтной ситуации
Для учеников:
« Учимся быть терпимыми»
«
Учимся самоуважению»
« Доброта и милосердие»
« Профилактика жестокости и насилия»
« Все мы разные»
« Мы рядом»
« Утро радостных встреч»
« Что значит настоящий друг?»
« Учимся прощать»
Для родителей:
«Умейте любить своих детей»
«Трудности современной семьи»
« Неблагополучная семья как фактор риска аддиктивного поведения подростков и молодежи»
« Жесткое поведение в семье как фактор конфликта»
Слайд 29Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций
• желание обеих сторон разрешения конфликта;
•
разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить;
• в прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта;
• дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте;
• предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала;
• признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать;
• не спешите реагировать на чужое раздражение;
Слайд 30Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций
• идите на все возможные компромиссы;
•
не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности;
• уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном;
• создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье;
• не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий;
• помните, что безвыходных ситуаций не бывает.
Слайд 31Тест « Насколько вы конфликтны ?»
Из трёх вариантов каждого вопроса
выберите тот, который больше Вам подходит.
В общественном транспорте начинается спор. Вы :
а ) избегаете вмешиваться ;
б ) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав ;
в ) всегда вмешиваетесь или отстаиваете свою точку зрения.
2. На собрании, совещании критикуете ли Вы руководство за допущенные ошибки ?
а ) нет ;
б ) да, но в зависимости от личного отношения к нему ;
в ) всегда критикуете не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями ?
а ) только если они не обидчивы и эти споры не портят отношений ;
б ) да, но только по принципиальным важным вопросам ;
в ) спорите со всеми и по любому поводу.
Слайд 324. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваши действия :
а )
не замечаете такой пустяк ;
б ) молча возьмёте солонку ;
в ) сделаете замечание.
5. На улице, в транспорте Вам наступили на ногу. Ваша реакция :
а ) с возмущением посмотрите на обидчика ;
б ) сухо сделаете замечание ;
в ) выскажитесь, не стесняясь в выражениях.
6. Кто - то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась. Вы :
а ) промолчите ;
б ) ограничитесь кратким тактичным комментарием ;
в ) устроите скандал из - за пустой траты денег.
7. Не повезло в лотерее. Как вы воспримите это ?
а ) постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не играть ;
б ) не скроете досаду, но отнесётесь к происшедшему с юмором ;
в ) билет без выигрыша надолго испортит настроение
Слайд 33Обработка результатов :
Каждый ответ « а » оцените
в 4 балла,
« б » – 2 балла,
« в » – 0 баллов. Подсчитайте сумму.
Интерпретация результатов.
Если вы набрали : От 20 до 28 баллов – вы тактичны, не любите
конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих.
От 10 до 18 баллов – о вас говорят, что вы – конфликтная личность, но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на вашем положении, при этом не выходите за рамки корректности. За все это вас уважают.
8 и менее баллов – вы ищете повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы стремитесь навязывать свое мнение, даже если не уверены, что правы.