Слайд 1Совершенствование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Слайд 2Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в
ДОУ и семье – это развитие фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи.
При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.
Однако следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Слайд 3
Фонематический слух– это умение слышать и различать звуки родного языка в
потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).
Фонематическое восприятие - это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте.
Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:
умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
умение определять место положения звука в слове;
умение определять последовательность звуков и их количество.
Слайд 4В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса:
Процесс развития произносительной
стороны речи.
Процесс развития восприятия звуков речи.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.
Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Несформированность фонематического восприятия приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия, легче корректируется и звукопроизношение детей.
Слайд 5I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы,
тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Этапы развития фонематического восприятия
Слайд 6I этап — узнавание неречевых звуков
Цель. Развитие навыков слухового восприятия на материале
неречевых звуков.
Задачи.
Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки;
Развивать слуховое внимание и слуховую память.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
Цель. Учить различать на слух направление звука, долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм на разнообразном речевом материале.
Задачи. Учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма, умение изменять голос по высоте, силе, длительности.
Слайд 7
Игра «Угадай, на чём играют»
Цель. Развитие устойчивости
слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Слайд 8Игра «Полянка».
Цель. Узнавать ритмический рисунок.
Ход игры. На полянку собрались дикие животные.
Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
Слайд 9Игра «Продолжи песню».
Цель. Совершенствовать навык узнавания знакомых музыкальных произведений и воспроизводить
их по памяти.
Ход игры. Педагог начинает напевать ребенку первую строчку известного произведения, останавливается и просит его продолжить. В игре участвуют несколько детей.
Слайд 10Использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
игра «В стране
звука».
Цель. Уточнить представления о звуке.
Задачи.
• Закрепить понятия «звук», «звуковая волна».
• Сравнить гласные и согласные звуки.
Ход упражнения. С помощью цифровой лаборатории можно сравнить гласные и согласные звуки, и увидеть звуковую волну. Ребенку нужно проговорить звуки в датчик и посмотреть на экран. Скажи что-нибудь в датчик, и мы увидим твой голос.
Посмотри, какой красивый рисунок звуковых волн на экране. Там мы увидим какие произошли изменения в рисунке звуковых волн?
Слайд 11- Интерактивный комплекс «Говорун», как современная универсальная система для обучения и
коррекции речевых дефектов.
Игра «Игрозвуки»
Цель. Научиться слушать звуки и точно их повторять.
Задача. Подражание речевым звукам.
Ход игры. Попросить ребенка прослушать звуки, надо несколько раз повторить за героем.
Слайд 12III этап — игры на различение слов, близких по своему звуковому
составу.
Цель. Развитие фонематического восприятия.
Задача. Формирование умения различать слова, сходные по звучанию.
Игра «Правильный банан»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход игры. Прослушав четыре варианта произношения одного слова, нужно выбрать тот что прозвучал правильно.
Слайд 13IV этап — дифференциация слогов
Цель. Формирование умения дифференцировать слоги.
Задача. Учить дифференцировать слоги, различающиеся
несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
Игра « Лабиринты Али – Бабы»
Цель. Тренировка фонематического слуха.
Ход игры. Ребенок слышит сочетание слогов с похожими звуками. Он должен повторить слоги и найти дверь с соответствующим наборов звуков.
Слайд 14V этап — дифференциация фонем
Работу на данном этапе необходимо начинать с
дифференциации гласных звуков.
Цель. Развитие фонематического слуха.
Задача. Учить выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов.
Игра «Две Принцессы».
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход игры. Принцессы выбирают бусины для своих украшений, которые содержат звук, обозначенный буквой
на их платье. Раздав все бусины правильно,
принцессы получат свои украшения.
Слайд 15Совершенствование фонематического восприятия на занятиях по физическому развитию.
- Система упражнений с
мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.
Игра «Сколько звуков в слове»
Цель. Научить определять количество гласных звуков в слове,
воспринимаемых на слух.
Ход игр. Сколько гласных звуков в слове (кошка) столько раз попрыгай на правой(левой) ножке.
Слайд 16Сколько слогов в слове ты услышишь, столько раз подбрось ты мяч
повыше.
Гласные звуки в слове называем, приседать все начинаем (любые слова)
Слайд 17VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа
Цель. Развивать навыки звукового анализа
и синтеза.
Задачи.
Формировать умение определять место звука в слове.
Подбирать слова с заданным звуком.
Составлять слова из отдельных звуков.
Дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
Выполнять фонематический анализ слов.
Определять последовательность и количество звуков в слове; местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Слайд 18Занятие. «Дифференциация гласных звуков О, А, У, И».
Цель. Различение гласных звуков
по артикуляционным и акустическим признакам.
Задачи.
Учить четко произносить гласные звуки.
Определять гласный звук в середине однослогового слова.
Соотносить гласный звук с его символом.
Слайд 19Игра: «Волк и овцы»
Цель. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа.
Ход игры. Овечки
несут картинки, которые содержат заданный звук. Только на одной картинке нет этого звука. Определить эту картинку.
Слайд 20Занятие «Дифференциация звуков (К)-(Кь)»
Цель. Развитие умения различать согласные звуки ( по
твердости и мягкости) и осуществлять звуковой анализ слов.
Задачи.
Уточнить представления детей о твердости и мягкости звуков.
Учить выделять звуки (К) – (Кь) из слов, определять их позицию в слове, характеризовать по артикуляционным и акустическим признакам.
Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
Игра «Поезд»
Слайд 21Игра «Находчивая буква»
Цель. Определение места звука в слове.
Ход игры. Назвать предмет,
определить место заданного звука в слове и щелкнуть по соответствующей схеме.
Слайд 22Таким образом,
проведение специальных игр и упражнений будет способствовать лучшему развитию
фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
.