Слайд 1Социально – психологическая адаптация первокурсников
Слайд 2Факторы, влияющие на процесс адаптации
Индивидуальные характеристики (демографические и личностные, в
том числе и возраст);
Ситуативные факторы
Слайд 3Отрицательные ситуативные факторы
Лимит времени;
Состояние стресса;
Состояние повышенной тревожности;
Желание найти быстрое решение;
Слишком сильная
или слишком слабая мотивация;
Неуверенность в своих силах, вызванная прошлыми неудачами;
Страх, повышенная самоцензура
Слайд 4Отрицательные личностные факторы
Конформизм (соглашательство);
Неуверенность в себе или слишком сильная самоуверенность;
Эмоциональная подавленность
и устойчивое доминирование отрицательных эмоций;
Доминирование мотивации избегания;
Высокая тревожность;
Сильные механизмы личностной защиты.
Слайд 5Социальная адаптация предполагает:
Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
Адекватную систему взаимоотношений
с окружающими;
Способность к труду, обучению, организации досуга;
Способность к самоорганизации;
Изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Слайд 6Связь социальной адаптации и социальным самочувствием
Чем труднее и дольше идет процесс
адаптации, тем ниже социальное самочувствие обучающихся, таким образом, социальное самочувствие обучающегося тесно взаимосвязано с общей удовлетворенностью студенческой жизнью вообще.
Слайд 7Комплекс психологических проблем, которые возникают при дезадаптации:
Нестабильность нравственных ориентаций;
Нестойкие семейные
отношения;
Иллюзорное представление о будущем;
Агрессия либо аутоагрессиия;
Формирование типа неудачника, страдальца и жертвы;
Эмоциональная незрелость и инфантильность
Слайд 8Аспекты положительной адаптации
Привыкание к новым условиям обучения( новые формы преподавания, иному
режиму труда и отдыха и т.д.)
Привыкание к коллективу (усвоение правил и традиций учебного заведения);
Привыкание к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков)
Слайд 9Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:
Информирование обучающихся о трудностях адаптационного периода;
Формирование стремления
к перестройке поведения;
Помощь обучающимся в организации самовоспитания.
Слайд 10Основные направления комплексной системы в работе куратора в процессе адаптации
Ознакомление в
социально - демографическими особенностями учебно – воспитательного процесса;
Изучение системы межличностных отношений;
Развитие у первокурсников организаторских умений и навыков;
Оказание помощи в организации самовоспитания
Слайд 11Процесс социальной адаптации личности может осуществляться эффективно, если:
Учитывается специфика студенческой среды;
Четко
определяются субъекты личностно – средового взаимодействия;
Обеспечивается интеграция действий структур колледжа, студенческого сообщества и других социально – значимых подразделений
Слайд 12Процесс адаптации в
ГБПОУ «УХТК»
Для наглядного представления процесса адаптации среди
первокурсников проводились психологические исследования:
Самооценка психических состояний
Адаптация к новым условиям
Слайд 13Результаты исследований
Опрошены 90 человек
Группа № 17 – 17 человек;
АТП
– 01 – 19 человек;
ТОА – 01 – 17 человек;
ХТОВ – 01 – 22 человека;
ТПП – 01 – 15 человек
Слайд 14Результаты исследования
гр. № 17
Адаптация к учебной группе (трудности) –
24%
Адаптация к учебной деятельности – 35 %
Повышенная агрессия – 29%
Затруднения в переключении внимания – 24%
Ригидность (неизменность поведения) – 24%
Слайд 15Результаты исследования
гр. АТП – 01
Адаптация к учебной группе (трудности) –
11%
Адаптация к учебной деятельности – 16 %
Повышенная агрессия – 5%
Затруднения в переключении внимания – 42%
Ригидность (неизменность поведения) – 0%
Слайд 16Результаты исследования
гр. ТОА – 01
Адаптация к учебной группе (трудности)
– 24%
Адаптация к учебной деятельности – 29 %
Повышенная агрессия – 11%
Затруднения в переключении внимания – 35%
Ригидность (неизменность поведения) – 5 %
Слайд 17Результаты исследования
гр. ХТОВ – 01
Адаптация к учебной группе (трудности)
– 14%
Адаптация к учебной деятельности – 27 %
Повышенная агрессия – 5%
Затруднения в переключении внимания – 55%
Ригидность (неизменность поведения) – 4%
Личностная тревожность – 4%
Слайд 18Результаты исследования
гр. ТПП – 01
Адаптация к учебной группе (трудности)
– 27%
Адаптация к учебной деятельности – 33 %