Слайд 2 На отклонения в поведении подростка
оказывают следующие факторы:
- дефекты воспитания,
- скудный жизненный опыт,
- узость кругозора,
- стихийные сообщества,
- взрослые с антисоциальным поведением.
Слайд 3Социально-психологическое сопровождение - один из видов социального патронажа как целостной комплексной
системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб.
В процессе сопровождения психолог и социальный педагог должен помочь клиенту в решении следующих задач:
Определить «место», на котором в момент обращения находится клиент, в чем состоит его проблема, какова сущность и причины его жизненного неблагополучия – диагностика.
Найти «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь – определить направление и наметить пути реабилитации.
Помочь клиенту добраться до своей цели, осуществить его желание - процесс реабилитации.
Слайд 4ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:
Сбор информации о личности ребенка через:
- посещение места жительства
ребенка для выявления его условий жизни;
- встречи и беседы с родителями и родственниками для выяснения взаимоотношения и воспитания в семье;
- с сотрудниками полиции для получения информации – состоял ли на учете и какая работа проводилась;
- с классным руководителем - о взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, о проблемах обучения и воспитания в школе;
- со школьным психологом – обращался ли за помощью, какая работа проводилась.
Слайд 5.
2) Организация и осуществление социально-психологического обследование ребенка и его семьи:
- изучение
интеллектуальных особенностей ребенка;
- соответствие возраста норме;
- изучение личностных особенностей ребенка;
- его эмоциональное состояние;
- его отношение со сверстниками и родителями;
- изучение особенностей семейного воспитания
Слайд 6Составление индивидуальной реабилитационной программы для несовершеннолетних, которая включает в себя:
Социальный аспект
( условия жизни, организационные и физические условия, трудоустройство несовершеннолетнего);
2. Психологический:
- коррекцию эмоциональных состояний и личностных особенностей;
- повышение ответственности за свое поведение;
- развитие навыков социально- компетентного поведения со сверстниками;
- коррекция детско-родительских отношений;
- семейное консультирование.
3. Образовательный.
Слайд 7Социальный педагог на каждого несовершеннолетнего правонарушителя составляет структурированное интервью, которое помогает:
-
изучить личностные характеристики,
- оценить риски совершения повторных правонарушений
- оценить возможности реабилитации несовершеннолетнего.
Первая задача во время интервью - выстроить доверительные отношения с ребенком. Поэтому первые вопросы интервью о самом ребенке (интересы, увлечения) и его окружении (семья, школа), отношения несовершеннолетнего к себе и окружающим.
Составляется социально-психологический паспорт семьи, который включает в себя:
- общую характеристику семьи,
- стили семейного воспитания,
- нарушения и особенности семейного воспитания.
Слайд 8В ЦППС социальный педагог проводит занятия по программе «Ладья», направленные на
профилактику рискованного поведения, посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.
Программа предполагает:
- развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии,
- формирование навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями,
- формирование навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки,
-формирование навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности.
- формирование навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения.