Слайд 1
Социально-педагогическая диагностика семьи. Семейная генограмма.
Стреж Ольга Семеновна,
социальный педагог
МКОУ «Кодинская СОШ №4»
Слайд 2
Основные методы диагностики личности (семьи)
наблюдение,
беседа,
анкетирование,
интервью,
метод экспертной
оценки,
параметрический метод,
анализ документов,
тестирование,
биографический метод
Слайд 3Генограмма семьи - графическая запись информации о семье, схематичное изображение семьи
в нескольких поколениях.
Слайд 4
Генограмма семьи была предложена в 1978 году Мюррей Боуэном. Методика представляет
собой построение и анализ графической системы, которая отражает историю и особенности внутрисемейных отношений в семье на протяжении последних 3-5 поколений. С помощью этой методики есть возможность увидеть, как образцы поведения и внутрисемейных отношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные профессиональным успехам, болезням, смертям, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы и на внутрисемейные отношения.
Слайд 5
Генограмма семьи представляет собой своеобразное родословное дерево, или генеалогическое древо, на
котором могут быть отражены не только члены семьи, но и отношения, которые были между ними.
Прежде чем начать составлять генограмму, социальный педагог может объяснить, что это необходимо для того, чтобы лучше понять проблему конкретного ребенка (семьи), найти возможности для успешного выхода из кризисной ситуации.
Слайд 6Кого из членов семьи включают в генограмму?
- родные и сводные братья и сёстры;
- мать, отец,
первые партнёры родителей;
- родные дяди и тёти;
- предыдущие и нынешние партнёры, мужья (жены);
- дети (родные, приёмные, усыновлённые, абортированные);
- бабушки, дедушки (иногда их братья или сёстры, если у них выдалась особенно тяжёлая судьба);
- прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7-го колена), если случились особенно тяжёлые события внутри семьи)
- интегрированные в семью лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство).
Слайд 8
Генограмма составляется начиная с вас, и с низу в верх, т.е.
вы обозначаете себя в низу листа и от этого обозначения рисуете остальные связи - муж/жена и сестры/братья должны оказаться рядом. Внизу должны быть Ваши дети и внуки. На уровень выше Вас: старшее поколение - родители, их сестры и братья. Ещё выше - родители родителей и т.д. Таким образом, получается, что у каждого поколения есть свой уровень (свой этаж).
Слайд 9Пример генограммы моей семьи
Слайд 10
Таким образом, социальный педагог, составляя вместе с родителями семейную генограмму получает:
Контакт с родителями – ведь вы хотите помочь, а не ругать.
Информацию о семье ребенка.
Понятие того, какой ресурс к развитию есть у данной семьи.
Наличие генетически передающихся болезней и образцов поведения.
Слайд 11
Составление генограммы — прекрасный способ самопознания и решения возникших проблем. В процессе создания генограммы
участников может ждать множество самых разных открытий. Члены семьи могут осознать влияние семейных сценариев на свою жизнь, получить доступ к мощным ресурсам, ощутив себя частью рода.
Проанализировав генограмму, семья может взять всё самое лучшее от своих предков и творить уже собственную историю жизни.
Слайд 12Источники:
1.Справочник социального педагога: 5-11 классы / Шишковец Т.А. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012.
2.Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: Проспект, 2009.
3. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М. ,2008.
4.Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Текст] / Л. К. Фомина // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
5.https://www.b17.ru/article/8755/
6.http://samopoznanie.ru/schools/genogramma/
7.http://www.gorod-psy.ru/content/view/314/39/