Презентация, доклад на тему Сопровождение детей ОВЗ. Методический материал.

Содержание

ПояснениеСпециализированные педагогические технологии расписаны в Программе комплексного ПМСП (психолого-медико-социально-педагогического) сопровождения ребёнка-инвалида, которая была создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его

Слайд 1Программа
индивидуального
реабилитационного маршрута

Программаиндивидуального реабилитационного маршрута

Слайд 2Пояснение
Специализированные педагогические технологии расписаны в Программе комплексного ПМСП (психолого-медико-социально-педагогического) сопровождения ребёнка-инвалида,

которая была создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка.
Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития (ЗПР) и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

ПояснениеСпециализированные педагогические технологии расписаны в Программе комплексного ПМСП (психолого-медико-социально-педагогического) сопровождения ребёнка-инвалида, которая была создана для решения проблемы

Слайд 3Актуальность
В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка,

формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида.
Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.


АктуальностьВ период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция

Слайд 4Цель программы:
комплексная поддержка и помощь ребенку-инвалиду для решения задач развития, обучения,

воспитания, социализации.

Цель программы:комплексная поддержка и помощь ребенку-инвалиду для решения задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Слайд 5Задачи:
Освоение ребенком-инвалидом «АООП НОО обучающихся с ЗПР» в соответствии с ФГОС

НОО обучающихся с ОВЗ, Вариант 7.1.
Систематическое отслеживание динамики психического развития ребенка-инвалида в процессе школьного обучения.
Коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. Обучение навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.
Формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам ребенка-инвалида.
Успешная социализация ребенка-инвалида.

Задачи: Освоение ребенком-инвалидом «АООП НОО обучающихся с ЗПР» в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, Вариант

Слайд 6Направления работы
Организационно-методическое направление:
1. Программно-методическое обеспечение.
2.Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. 
Диагностическое

направление:
Оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения. В том числе оценка развития коммуникативной, регуляторной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка.
Оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности.
Оценка возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и образовательном учреждении в целом.
Стартовая и текущая психолого-медико-педагогическая диагностика состояния ребенка и успешности прохождения им программы.
Консультативное направление:
Консультирование педагогов (индивидуальное, групповое тематическое )
Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
Консультирование о процессе психофизического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения.
Оптимизация внутрисемейных отношений, формирование у родителей позитивного взгляда на ребёнка, укрепление веры родителей в возможностях и перспективах развития ребёнка.
Информационно-просветительское:
Психологическая поддержка родителей в приобретении ими знаний, умений, навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребёнка.
Психолого-педагогическое просвещение педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка-инвалида.
Информирование родителей ребёнка-инвалида по социально-правовым вопросам.
Коррекционно-педагогическая поддержка включает:
Снятие нервно-психического напряжения ребёнка-первоклассника в период его адаптации к образовательной среде.
Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности – познавательной активности, формирование ответственности, самостоятельности и активной жизненной позиции. Преодоление пассивности.
Формирование навыков социально-нравственного поведения, обеспечивающих успешную адаптацию к школьным условиям (осознание социальной роли ученика, выполнение определённых обязанностей, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).
 
Направления работы Организационно-методическое направление:1. Программно-методическое обеспечение.2.Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. Диагностическое направление:Оценка уровня и особенностей развития

Слайд 7Основные принципы сопровождения
Рекомендательный характер советов сопровождающего.
Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка».


Непрерывность сопровождения.
Комплексный подход сопровождения: согласованная работа специалистов, реализующих АООП и рекомендации ПМПК, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Основные принципы сопровождения Рекомендательный характер советов сопровождающего.Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка». Непрерывность сопровождения. Комплексный подход сопровождения:

Слайд 8Формы и методы работы
1.Методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, коррекционно-развивающие

занятия, ролевые игры, тренинговые упражнения, группа психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для ребёнка-инвалида, так и для членов семьи.
2. Формы и методы работы с родителями: классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции, посещение семьи (при необходимости).

Формы и методы работы 1.Методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, коррекционно-развивающие занятия, ролевые игры, тренинговые упражнения,

Слайд 9Процедура и критерии оценки эффективности программы:
повышение уровня теоретической и практической подготовки

обучающегося в соответствии с учебной программой;
развитие личности обучающегося;
школьная успешность ребенка-инвалида;
социализация ребенка-инвалида.

Процедура и критерии оценки эффективности программы: повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной

Слайд 10Особенности реализации программы, характеристика ситуации (анамнез):
Девочка ребёнок-инвалид. В анамнезе и

со слов матери: тяжелые роды, операции на ГМ, в настоящее время есть новообразования (неоперабельное состояние). Новообразования угнетают некоторые рецепторы, отвечающие за функционирование опорно-двигательного аппарата, зрительного нерва, речевого аппарата.
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученицы, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, т.к. семья является ближайшим окружением ребенка, и её включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому программа сопровождения направлена не только на ребенка, но и на семью, на её информирование, обучение реабилитационным мероприятиям. Стоит отметить, что мама ребёнка очень активна в вопросах воспитания и обучения своего ребёнка, осознает степень своей ответственности, готова включиться в процесс комплексного сопровождения ребёнка.
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения реализуется в соответствии с планом индивидуального сопровождения ребенка-инвалида и подразумевает занятия педагога-психолога с ребенком. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и рекомендациями ТПМПК от 20.02.2017 года.

Особенности реализации программы, характеристика ситуации (анамнез):  Девочка ребёнок-инвалид. В анамнезе и со слов матери: тяжелые роды,

Слайд 11Структура коррекционно-развивающей программы:
Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения ученицы 1

класса.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей-предметников которые объединены в блоки.

Структура коррекционно-развивающей программы: Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения ученицы 1 класса. В программе сочетаются разные

Слайд 12Диагностический блок
I этап – Первичная диагностика. Перед поступлением в школу с

ребенком проводится собеседование с целью выявления уровня его психического и физического развития, индивидуальных особенностей поведения. Диагностические данные будущего первоклассника фиксируются в протоколе.
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития ребенка прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:
Развитие психических процессов;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Индивидуальные особенности.
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе диагностических данных, наблюдения за ребенком в процессе проведения занятий педагогом-психологом, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с ребенком проводится индивидуальное психолого-медико-педагогическое и логопедическое обследование, в результате которого определяется его уровень и особенности психического развития.
 

Диагностический блок I этап – Первичная диагностика. Перед поступлением в школу с ребенком проводится собеседование с целью

Слайд 13Развивающий блок
Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ
Н.В.Бабкиной, О.Холодовой, А.З. Зака,

Е.В. Шамариной, под ред. Ю.С. Шевченко, Н.В. Новотворцевой, Н.В. Самоукиной.


Развивающий блок Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программН.В.Бабкиной, О.Холодовой, А.З. Зака, Е.В. Шамариной, под ред. Ю.С.

Слайд 14Учебно-тематический план
Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные

возможности, и включают занятия учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей-предметников.
Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей младшего школьного возраста. Для поддержания интереса девочки в процессе занятий предусмотрено чередование видов деятельности: рисование, упражнения и беседы сменяются подвижными и релаксационными упражнениями, проигрываются психологические упражнения, анализируются и инсценируются различные психологические этюды.
Каждое занятие по содержанию комплексное, т.е каждое занятие содержит задания на все темы: развитие внимания, развитие памяти, развитие мыслительных операций, развитие восприятия и воображения, развитие личностно-мотивационной сферы.
Проведение занятий по коррекционно-развивающей программе направлено на достижение следующих основных результатов:

Учебно-тематический план Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включают занятия учителя-логопеда,

Слайд 15ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника

на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к коррекционно-развивающим занятиям;
улучшению памяти, внимания, работоспособности, мыслительных операций, контроля за результатами выполнения заданий;
интереса к познанию внутреннего мира, основных закономерностей развития человека;
представления о выразительном изображении черт, порождаемых социальной средой (доброта, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на коррекционных занятиях и во внеурочной деятельности (представления о правильном общении со сверстниками и взрослыми)
владение приёмами понятийного мышления, удовлетворительная способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми предметами.
ориентация на всю систему требований, заданных учебной задачей,
владению навыками первичных логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогия и др.
систематизацией знаний, перенос учебных навыков.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к

Слайд 16МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД
Обучающийся получит возможность для

формирования регулятивных УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД

МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУДОбучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУДОбучающийся получит возможность

Слайд 17Консультативный блок
Работа с родителями заключается в проведение индивидуальных консультаций. Индивидуальные консультации

проводятся в течение учебного года по запросу родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).
Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации.
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).


Консультативный блок Работа с родителями заключается в проведение индивидуальных консультаций. Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года

Слайд 18Методический блок
Оформление документации:
оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
разработка и оформление

мониторинга развития ребенка;
анализ и обработка диагностических данных;
разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных.

Методический блок Оформление документации:оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы; разработка и оформление мониторинга развития ребенка;анализ и обработка

Слайд 19Прогнозируемый результат:
успешная адаптация к школьному обучению;
развитие познавательной и учебной мотивации;
развитие

творческих способностей;
развитие самостоятельности и самоорганизации


Прогнозируемый результат:  успешная адаптация к школьному обучению;развитие познавательной и учебной мотивации;развитие творческих способностей;развитие самостоятельности и самоорганизации

Слайд 20Используемая литература:  
Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР:

коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000.
Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. — М.: Школьная Пресса, 2005.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.
Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усанова О.Н. Психокоррекция. Теория и практика. – М.: Вита-пресс, 1995.
Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных занятий. Пособие для читателей начальных классов и психологов. – Москва, 2007
 
 

Используемая литература:    Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть