Презентация, доклад на тему Слухоречевая среда в школе для глухих и слабослышащих детей.

Содержание

ЦЕЛЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

Слайд 1

Луценко Р.И.
учитель слуховой работы
ГКОУ «Истринская школа-интернат»

ТЕМА: «СЛУХОРЕЧЕВАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ, КАК ФАКТОР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

д.Сокольники, 2019

Луценко Р.И.учитель слуховой работы

Слайд 2ЦЕЛЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

Слайд 3Разработать положение о слухоречевом режиме в школе.
Познакомить все категории работников школы

с требованиями к организации слухоречевой среды через систему семинаров и консультаций.
Разаработать систему мероприятий, обеспечивающих информальный и специальный пути овладения обучающимися речью.
Обеспечить текущий и итоговый мониторинг выполнения слухоречевого режима на основе внутришкольного контроля.
Учитывать анализ результатов мониторинга в перспективном планировании учебно-воспитательной работы школы.

ЗАДАЧИ :

Разработать положение о слухоречевом режиме в школе.Познакомить все категории работников школы с требованиями к организации слухоречевой среды

Слайд 4ЧТО ТАКОЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕЖИМ?
Режим - это совокупность правил, мероприятий, норм для

достижения той или иной цели, следовательно:
Слухоречевой режим – это совокупность требований, мероприятий, правил, направленных на слухоречевое развитие обучающихся.
ЧТО ТАКОЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕЖИМ? Режим - это совокупность правил, мероприятий, норм для достижения той или иной цели,

Слайд 5Сокращение сроков обучения в школах для неслышащих детей при сохранении объема

знаний возможно при реализации организационно-методических мероприятий. Необходима интенсификация учебного процесса, предусматривающая максимальную активизацию учебной деятельности ученика и более производительный труд педагога. В основу интенсификации процесса обучения положено усиленное речевое и общее развитие глухих детей на базе развития и использования остаточной слуховой функции.
Каждый урок и внеклассное занятие должны давать не только определённые знания, но и учить ребят мыслить, обогащать их речь, развивать речевое общение.
Чтобы наиболее успешно решать эту задачу необходимо соблюдение единой слухоречевой среды всеми педагогами и другими работниками школы.

ЕДИНЫЙ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕЖИМ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Сокращение сроков обучения в школах для неслышащих детей при сохранении объема знаний возможно при реализации организационно-методических мероприятий.

Слайд 6Каждый сотрудник школы должен владеть правильной, точной, выразительной и ясной речью,

являющейся образцом для учащихся. Недопустимы логически неправильно построенные предложения, нелитературное произношение слов, небрежность в выборе терминов и определений, многословие.

ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ ШКОЛЫ.

Каждый сотрудник школы должен владеть правильной, точной, выразительной и ясной речью, являющейся образцом для учащихся. Недопустимы логически

Слайд 7Каждый педагог обязан расширять и обогащать словарный запас учащихся. На уроках

и внеклассных занятиях новые слова, термины, имена собственные и названия разъясняются педагогом кратким пояснением. При этом каждый педагог обеспечивает ведение учащимися записей материала по разговорной речи в специальных тетрадях. В словарь записываются те слова, которые войдут в активный словарь школьников. Учащиеся должны не только понимать новые слова и термины, но и уметь их употреблять в своей устной и письменной речи. Для этого необходимо периодически вывешивать таблицы терминов и трудных слов по каждой дисциплине, по различным видам внеклассной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ ШКОЛЫ.

Каждый педагог обязан расширять и обогащать словарный запас учащихся. На уроках и внеклассных занятиях новые слова, термины,

Слайд 8Всем педагогам развивать и совершенствовать у учащихся навыки самоконтроля над произношением.
Всем

педагогам эффективно использовать элементы фонетической ритмики и дирижирование для улучшения качества устной речи.
Всем педагогам класса осуществлять совместное планирование при работе с дежурным звуком, соблюдать методику ведения фонетической и речевой зарядок.
Подготовку устных речевых выступлений учащихся на внеклассные мероприятия начинать за 3-4 недели до срока проведения:
текст выступления пронотировать всеми надстрочными знаками и отдать для заучивания;
не менее чем за 10 дней проводить речевые репетиции;
во время выступлений использовать микрофон.
Все педагоги обязаны знать правила пользования звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального назначения.

ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ ШКОЛЫ.

Всем педагогам развивать и совершенствовать у учащихся навыки самоконтроля над произношением.Всем педагогам эффективно использовать элементы фонетической ритмики

Слайд 9Воспитатель (как и учитель) на каждом занятии выделяет время для работы

над труднопроизносимыми словами, используя для этого аналитико–синтетический метод.
Новые слова следует писать на доске или табличке со всеми надстрочными знаками ( на утреннике).
При этом воспитатель должен знать возможности каждого воспитанника в пользовании им устной речью (насколько ребенок понимает обращенную к нему речь и как он может говорить сам).
Всем педагогам необходимо овладеть приемами беглого исправления устной речи, следить за её качеством, не допуская резких отклонений от норм, установленных программой данного класса, знать в совершенстве профиль произношения своих детей.

ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ ШКОЛЫ.

Воспитатель (как и учитель) на каждом занятии выделяет время для работы над труднопроизносимыми словами, используя для этого

Слайд 10Образцом для учащихся должна быть и письменная речь педагогов. Все их

записи в журнале, на доске, в тетрадях, в дневнике, в документах, выдаваемых на руки ученикам, должны быть абсолютно грамотны, четко сформулированы. Все таблички должны быть написаны четким шрифтом синей или черной ручкой на светлом фоне.
Учителя русского языка в работе по развитию речи должны уделять большое внимание привитию навыка правильно писать деловые бумаги: письма, анкеты, автобиографии, заявления, доверенности, телеграммы.

ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ ШКОЛЫ.

Образцом для учащихся должна быть и письменная речь педагогов. Все их записи в журнале, на доске, в

Слайд 11Во внеклассное время воспитатель продолжает работу учителя по развитию речи, активизирует

речевое общение детей во время всех режимных моментов (прогулок, игр, внеклассного чтения, подготовки домашнего задания и др.). При этом воспитатель руководствуется требованиями программы по русскому языку, развитию слухового восприятия, формированию произношения, развитию речи вне класса. Вместе с учителем слухового восприятия и формирования произношения, а также учителем класса воспитатель определяет лексический материал, типы предложений, формы слов, составляет фразы для общения в школе на различных внеклассных мероприятиях. Воспитатель обязан оречевлять каждое действие, производимое ребенком.

ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ ШКОЛЫ.

Во внеклассное время воспитатель продолжает работу учителя по развитию речи, активизирует речевое общение детей во время всех

Слайд 12Письменные работы по всем предметам и внеклассным занятиям должны систематически проверяться

учителями и воспитателями. Бесконтрольного письма быть не должно.
После контрольных и самостоятельных работ должна быть обязательная работа над ошибками. Допускается иметь отдельную тетрадь для работы над ошибками.

ПРОВЕРКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ.

Письменные работы по всем предметам и внеклассным занятиям должны систематически проверяться учителями и воспитателями. Бесконтрольного письма быть

Слайд 13Учись говорить внятно.
 
Чтобы говорить внятно, нужно:


правильно произносить все звуки;
 
соблюдать ударения в словах;
 
короткое предложение говорить на одном выдохе;
 
длинное предложение говорить с паузами;
 
главные слова говорить громко;
 
говорить в правильном темпе;
 
соблюдать правила произношения;
 
произносить сочетания согласных слитно.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ «РЕЧЕВОГО УГОЛКА»

Учись говорить внятно. Чтобы говорить внятно, нужно:

Слайд 14
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ «РЕЧЕВОГО УГОЛКА»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ «РЕЧЕВОГО УГОЛКА»

Слайд 15Ударный слог говорим протяжнее и громче, чем безударный.
 
 

Остановка в конце прдложения называется паузой.
Короткая - / , длинная - //.
 
Паузу внутри предложения делаем на месте знаков препинания ( запятой, тире, двоеточия).
 
В распространённом предложении паузу делаем по смыслу.
 
 
Логическое ударение.
Важные по смыслу слова в предложении выделяем голосом.
 
 
Интонация – изменение голоса во время речи.
 
Интонацией выражают различные чувства: радость, грусть, боль, страх и другие.
 
 
Темп бывает медленным, нормальным и быстрым.
 

ЗАПОМНИ ПРАВИЛО!

Материалы для «Речевого Уголка»

Ударный слог говорим протяжнее и громче, чем безударный.      Остановка в конце прдложения называется паузой.Короткая

Слайд 16Приложение №2
 Фонетическая ритмика – специфическая форма работы с детьми, имеющими ограниченные

возможности здоровья по слуху. Она проводится в начале первого урока и занимает 3-4 минуты. Способствует подготовке речевого аппарата ребёнка к работе и отвечает следующим задачам:
- автоматизация поставленного звука;
- дифференциация звуков;
- работа над словесным и логическим ударением;
- работа над слитностью произношения;
- работа над стечением согласных в слове и на стыке слов;
- работа над темпом речи;
- работа над голосом;
- работа над нормами орфоэпии;
- работа над интонацией.
Аналитико-синтетический метод предполагает такое построение обучения, когда при формировании и коррекции произносительных навыков работа над целым словом сочетается с отработкой его отдельных элементов.
Используется прием разложения слов, представляющих определенные произносительные трудности для ученика, на слоги, фонемы и слияния слогов, фонем в слова (слово → слог (звук) → слово).


кошка
кош-ка
ко-ш-ка
ш-ка
кош-ка
кошка

атна
атна
Вам понятно?

офта офта
офтаофтаофта

 коф- та
кофта

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Приложение №2 Фонетическая ритмика – специфическая форма работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья по слуху. Она проводится

Слайд 17Аналитико-синтетический метод предполагает такое построение обучения, когда при формировании и коррекции произносительных

навыков работа над целым словом сочетается с отработкой его отдельных элементов.
Используется прием разложения слов, представляющих определенные произносительные трудности для ученика, на слоги, фонемы и слияния слогов, фонем в слова (слово → слог (звук) → слово).

Например, определенные произносительные трудности могут возникать у детей при воспроизведении сочетаний согласных в составе слова. На стыке согласных в этих случаях возникают призвуки в виде дополнительных гласных звуков (школа – шыкола, сказка – сыкасыка). Приведем пример анализа слова:
шкóла
ш____
ко
ш__ко
шко
школа
Из приведенного примера видно, что слово сначала обязательно записывается целиком, с обозначенным местом ударения (при необходимости – с обозначенным местом орфоэпического произношения). Разложению на элементы подвергается только труднопроизносимый элемент (в данном случае, слог «шко»). Задача, стоящая перед учеником, – избежать появления призвука после звука «ш». Поэтому данный звук отрабатывается сначала изолированно, а затем «мягко» присоединяется к последующему сочетанию звуков (ш___ко, шко). Такая многоступенчатость позволяет ребенку подготовить органы артикуляции для перехода к следующему звуку и избежать включения дополнительных звуков.


В ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОЛИСЕНСОРНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ. НАПРИМЕР:

Аналитико-синтетический метод предполагает такое построение обучения, когда при формировании и коррекции произносительных навыков работа над целым словом сочетается

Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 19Боскис Р.М Глухие и слабослышащие лети.М.,1963.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных(коррекционных)образовательных

учреждений.М.,2000.
Кузьмичева Е.П.методика развития слухового восприятия глухих учащихся: пособие для учителя.М.,1991.
Леве А. развитие слуха у неслышащих детей: история,методы,возможности./пер.с нем.М.,2003
Назарова Л.П. методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб.пособ./Под ред.В.И.Селиверстова.М.,2001.
Рау Ф.Ф. устная речь глухих.М.,1973.
Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы.Л.,1990.
Яхнина, Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи / Е.З. Яхнина / Дефектология. - 1994. - №3

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Боскис Р.М Глухие и слабослышащие лети.М.,1963.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных(коррекционных)образовательных учреждений.М.,2000.Кузьмичева Е.П.методика развития слухового восприятия глухих

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть