Слайд 1Профилактика суицида и рискованного поведения среди подростков
Слайд 2Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение
– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угроза, попытки, покушения.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Слайд 3Статистика
30% людей (14-24 лет) - суицидальные мысли
6% юношей, 10% девушек
– суицидальные действия
Целью 10% случаев суицидального поведения является стремление покончить собой, в 90% случаев – стремление привлечь к себе внимание
За последние 5 лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних детей
Слайд 4Ежегодно в мире от самоубийств погибает 1 миллион человек.
(Отчет ВОЗ)
Смертность вследствие суицидов превосходит ежегодные мировые показатели смертности от убийств и военных конфликтов.
Соотношение завершенных суицидов и суицидальных попыток составляет 1:20.
(Hawton K., 2005)
Слайд 5Распространенность суицидов в Республике Казахстан
Смертность от самоубийств в Республике Казахстан составляет
26,9 на 100 000 человек населения.
(по данным РНПЦ ППН )
По мировым стандартам уровень самоубийств, превышающий 20 случаев на 100 000 населения в год, считается критическим.
Слайд 6Области РК со сверхвысокими показателями
Восточно-Казахстанская область – 50,4,
Акмолинская - 42,0,
Западно-Казахстанская -41,3,
Павлодарская - 38,6,
Карагандинская - 36,5,
Костанайская - 34,9,
Северо-Казахстанская - 32,8.
Слайд 7Типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение
Аффективное суицидальное поведение
Истинное суицидальное поведение
Слайд 8Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе
поведенческие
вербальные
эмоциональные
Слайд 9I.Поведенческие
Внезапные изменения в поведении и настроении.
Склонность к безрассудным поступкам.
Расставание с дорогими
вещами
Приобретение средств для совершения суицида
Приготовление к уходу
Пренебрежение внешним видом
«Туннельное» сознание
Слайд 10II.Вербальные
Уверение в беспомощности и зависимости
Прощание
Шутки о желании умереть
Сообщение о конкретном плане
суицида
Медленная, маловыразительная речь
Высказывание самообвинений
Слайд 11III.Эмоциональные
Амбивалентность.
Безнадёжность, беспомощность.
Переживание горя.
Признаки депрессии.
Вина или ощущение неудачи, поражения.
Чрезмерное опасение или страхи.
Чувство
собственной малозначимости.
Рассеянность или растерянность.
Слайд 12Причины возникновения суицидального поведения у подростков
Несформированное понимание смерти.
Отсутствие идеологии в обществе.
Ранняя
половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям.
Дисгармония в семье.
Саморазрушаемое поведение.
Реакция протеста на внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
Депрессия.
Слайд 13Динамика развития суицидального поведения
Первая стадия – стадия вопросов о смерти и
смысле жизни
Вторая стадия – суицидальные замыслы
Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка.
Слайд 14Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков
Эмоциональная привязанность к родным и
близким
Выраженное чувство долга, обязательность
Боязнь причинения себе физ. ущерба
Учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих
Наличие жизненных, творческих и др. планов
Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении
Умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности
Уровень религиозности
Негативная проекция своего внешнего вида после суицида
Слайд 15Правила общения с детьми группы риска
Подбирайте ключи к разгадке суицида
Примите суицидента
как личность
Установите заботливые взаимоотношения
Будьте внимательным слушателем
Не спорьте
Задавайте вопросы
Не предлагайте неоправданных утешений
Предложите конструктивные подходы
Вселяйте надежду
Оцените степень риска самоубийства
Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска
Обратитесь за помощью к специалистам
Важность сохранения заботы и поддержки
Слайд 1612 преград для общения
«Я на твоем месте…»
Убеждение с помощью логики.
Критика,
осуждение.
Успокаивание (успокойся, разве это проблемы..)
Указания, приказ.
Чтение морали.
Требовательность, расследование.
Соглашательство.
Угрозы.
Издевательство .
Установка диагноза.
Сарказм.
Слайд 17Конвенция о правах ребенка
Статья 19
1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные,
административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.