Презентация, доклад на тему Синдром эмоционального выгорания педагога

Содержание

Сущность понятия выгораниеТермин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция на

Слайд 1Синдром эмоционального выгорания
Педагог-психолог А.С. Филяева

Синдром эмоционального выгоранияПедагог-психолог А.С. Филяева

Слайд 2Сущность понятия выгорание
Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в

1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические , психофизиологические и поведенческие компоненты. Синдром развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Сущность понятия выгораниеТермин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования

Слайд 3Сресс (давление, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности

в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

Дистресс (горе, несчастье, истощение) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека вплоть до ее полной дезорганизации.

Деперсонализация – изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего «Я» и переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения с близкими, к работе и др.
Сресс (давление, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая

Слайд 4Профессиональное выгорания происходит в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки»

или «освобождения» от них.

«Выгорать» - значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех жизненных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни»

Профессиональное выгорания происходит в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. «Выгорать» -

Слайд 5Стадии развития профессионального выгорания
Первая стадия (фаза напряжения) – приглушение эмоций, сглаживание

остроты чувства свежести переживаний. Состояние тревожности, неудовлетворенности. Может формироваться в течение 3 – 5 лет.
Вторая стадия (фаза резистенции) – снижение интереса к работе, потребности в общении, нарастание апатии, появление устойчивых соматических симптомов, повышенная раздражительность. Время формирования данной стадии в среднем 5 – 15 лет.
Третья стадия (фаза истощения) - общее падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, когнитивная дисфункция, эмоциональное безразличие, соматические симптомы. Стадия может формироваться 10-20 лет.
Стадии развития профессионального выгорания Первая стадия (фаза напряжения) – приглушение эмоций, сглаживание остроты чувства свежести переживаний. Состояние

Слайд 7Анкета
Варианты ответов:
Почти никогда – 0 баллов
Иногда – 1 балл
Часто – 2

балла
Почти всегда – 3 балла
АнкетаВарианты ответов:Почти никогда – 0 балловИногда – 1 баллЧасто – 2 баллаПочти всегда – 3 балла

Слайд 8Факторы профессионального «выгорания»
Личностный фактор:
Чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального

продвижения, автономия, уровень контроля со стороны руководства.
Ролевой фактор:
Конфликт ролей и ролевая неопределенность; несогласованность действий сотрудников, конкуренция.
Организационный фактор:
Неопределенность работы (отсутствие определенности функциональных обязанностей), отсутствие оценки со стороны, лишение сотрудников самостоятельности.
Факторы  профессионального «выгорания»Личностный фактор:Чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия, уровень контроля со

Слайд 9 Факторы риска развития «выгорания» (Л.В. Новикова)
Социально-психологические:
Переживание несправедливости
Социальная незащищенность
Неудовлетворенность работой
Специфика профессиональной

педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей)
Оплата труда
Возраст, стаж работы, уровень удовлетворенность работой
Карьерные устремления
Пол

Факторы риска развития «выгорания» (Л.В. Новикова)Социально-психологические:Переживание несправедливостиСоциальная незащищенностьНеудовлетворенность работойСпецифика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная

Слайд 10Личностные факторы:
Локус контроля (внешний, внутренний).
Поведение типа «А»
Мини-тест “Принадлежите ли вы к

людям типа А?”
Вы всегда всё делаете очень быстро?
Проявляете нетерпение, потому что вам кажется, что все делается очень медленно?
Всегда думаете одновременно о двух и более вещах или стараетесь делать одновременно несколько дел?
Испытываете чувство вины, когда уходите в отпуск или позволяете себе расслабиться на несколько часов?
Всегда стараетесь “втиснуть” в своё расписание больше дел, чем вы можете надлежащим образом выполнить?
Нервно жестикулируете, чтобы подчеркнуть то, о чём говорите, например, сжимаете кулаки или сопровождаете свои слова ударами по столу?
Оцениваете себя в зависимости от того, сколько успели выполнить?
Проходите мимо интересных событий и вещей?

Стратегии преодоления кризисных ситуаций.
Индивидуальные особенности человека,

Личностные факторы:Локус контроля (внешний, внутренний).Поведение типа «А»Мини-тест “Принадлежите ли вы к людям типа А?”Вы всегда всё делаете

Слайд 11Профессиональные факторы:
«Зависимость» от работы (трудоголизм)
Мини-тест “Трудоголик ли вы?”
Встаёте ли вы

рано, несмотря на то, что поздно легли, работая дома до поздней ночи?
Если ваш обед проходит в одиночестве, читаете ли вы или работаете во время еды? Считаете ли вы, что перерывы на обед – пустая трата времени?
Составляете ли вы подробный список того, что нужно сделать каждый день? Ежедневник и исписанные календари – непременные атрибуты трудоголиков.
Вам трудно “ничего не делать”? Можете ли вы сидеть без дела?
Вы энергичны и стремитесь к соревнованию?
Работаете ли вы по выходным и в отпуске?
Можете ли вы работать всегда и везде?
Трудно ли вам уйти в отпуск? Когда вы в последний раз брали отпуск?
Боитесь ли вы выхода на пенсию?
Нравится ли вам ваша работа?
Если вы ответили “да” больше чем на 5 вопросов, вполне вероятно, что вы - трудоголик.

Организационные характеристики
Ролевые факторы
Профессиональные факторы:«Зависимость» от работы (трудоголизм)Мини-тест “Трудоголик ли вы?” Встаёте ли вы рано, несмотря на то, что поздно

Слайд 12Мифы: (часто приводят к «сгоранию»)
«Жить надо для людей». Основная идея – «человек

должен жертвовать собой ради других».
«Если не я, то кто же?». Основа – спасение других.
«Я должен быть для всех хорошим». Основная сложность – сказать «нет», т.к. другие могут обидеться.
«Работа превыше всего» (трудоголики).
Мифы: (часто приводят к «сгоранию»)«Жить надо для людей». Основная идея – «человек должен жертвовать собой ради других».«Если

Слайд 13Типы личности, которым угрожает СЭВ
"педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют,

чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)
Типы личности, которым угрожает СЭВ

Слайд 14Типы личности, которым угрожает СЭВ
"демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть

на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы
Типы личности, которым угрожает СЭВ

Слайд 15Типы личности, которым угрожает СЭВ
"эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей.

Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Типы личности, которым угрожает СЭВ

Слайд 16Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек

не может отдаваться работе так, как это было прежде);
дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявлениячувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как

Слайд 17Симптомы эмоционального выгорания

Симптомы эмоционального выгорания

Слайд 22Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Снятие рабочего напряжения;
Выравнивание баланса между затраченными усилиями

и получаемым вознаграждением;
Обдуманное распределение нагрузок;
Умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
Находить компромиссные способы решения конфликтов;
Отсутствие установки «быть лучшим во всем».

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Снятие рабочего напряжения;Выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением; Обдуманное распределение нагрузок;

Слайд 23
Отвлекайтесь
Снижайте значимость событий
Действуйте
Творите
Выражайте эмоции
Используйте различные способы помощи самим себе:


Саморегуляция;
Управление дыханием;
Управление тонусом мышц, движения;
Визуализация и др.


ОтвлекайтесьСнижайте значимость событийДействуйтеТворите Выражайте эмоцииИспользуйте различные способы помощи самим себе: Саморегуляция;Управление дыханием;Управление тонусом мышц, движения;Визуализация и

Слайд 24Способы саморегуляции:
Управление дыханием
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15

см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

На счет 1-2-3-4- делайте медленный глубокий вдох (с участием мышц живота), на следующие четыре счета – радержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6, снова задержка перед следующим вдохом и т.д. (3 – 5 минут).

Способы саморегуляции: Управление дыханиемПредставьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом

Слайд 252. Управлением тонусом мышц, движением

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; –

дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
2. Управлением тонусом мышц, движениемСядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; –

Слайд 26«Слово может убить, слово может спасти».
Используйте методы самопоощрения, самоодобрения.
В случае

даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

3. Способы, связанные с воздействием слова

«Слово может убить, слово может спасти». Используйте методы самопоощрения, самоодобрения.В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя,

Слайд 27Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно,

спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

4. Способы, связанные с использованием образов
(визуализация)

Вспомните и мысленно переживите одну из ваших ресурсных ситуаций при ощущении напряженности, усталости.

Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.

Слайд 28Выводы
Заботьтесь о своём психическом здоровье.
Не доводите уровень психических нагрузок до критических

значений.

Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

ВыводыЗаботьтесь о своём психическом здоровье. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в

Слайд 29Выводы
Расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о

ней на завтра.
Чтобы не возненавидеть работу, нужно периодически делать перерывы.
В выходные – забудьте о работе!


Сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.

Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.

ВыводыРасходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.  Чтобы не

Слайд 30 Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь.

Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть