Слайд 1Работа социального педагога
«Семья – школа – социум»
Опыт работы социального педагога
Атласовой Оксаны Архиповны
Слайд 2Конституция Российской Федерации
Конвенция ООН о правах ребенка
Федеральный закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Закон «Об образовании»
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Гражданское, семейное, трудовое право
Устав школы
Нормативно-правовая база социального педагога
Слайд 4СОЦИУМ
СОЦИУМ
СОЦИУМ
школа
Семья
Семья
Семья
Семья
Сфера деятельности социального педагога в социуме
Семья
Семья
Семья
Семья
Слайд 5Взаимосвязь школы, семьи и социума
Слайд 6СЕМЬЯ, ШКОЛА, СОЦИУМ
Цель: Создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию в
воспитании и обучении подрастающего поколения.
Задачи:
Создание единого школьного коллектива;
Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;
Привлечение родителей к управлению школой;
Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семей в целом;
Организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся;
Установление связей с организациями социума по воспитанию подросткового поколения.
Участники образовательного процесса:
-Дети
Родители
Члены педагогического коллектива
Представители различных организаций, учреждений и общественности (социальные партнеры)
Слайд 7Особенности методической системы социальной работы с детьми в социуме
Существующие проблемы
в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества анализ педагогической литературы собственные исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.
Основанием для данного утверждения служит понимание социально-педагогической работы как работы по изменению.
На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию- первичной базисной социализации ребенка- в силу различного рода причин или социальных дефицитов (структурные, деформация взаимоотношений в подсистемах ее, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на нее извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в ее функционирование, т.е. внести изменения.
Слайд 8Изучение социальной истории личности
(обучающегося)
Социальная история личности ребенка позволяет определять влияние родителей
на его дальнейший выбор или социализацию.
Личность
1.1. Общие сведения (ФИО., год рождения, место рождения, семейное положение, адрес)
1.2. Семья (родители: ФИО., год рождения и смерти- если кто-то из них умер, адрес; братья и сестры: имена, даты рождения, место проживания).
1.3. Профессиональный уровень (наличие образования, место учебы или работы, причины переходов с рабочих мест).
1.4. Индивидуальные особенности личности (здоровье и физическое состояние, к социальному контакту- умение общаться с другими лицами, знания и навыки, трудоспособность, способность изменять физическую и техническую среду, способность воздействовать на других людей- власть и влияние на социальную среду, способность рационально и целеустремленно работать для осуществления намеченных альтернатив).
1.5. Взаимоотношения внутри семьи, его место в ней; соседские и общинные связи.
2. Заботы, потребности, проблемы.
2.1. Причины, приведшие к необходимости взаимодействия с данной личностью
2.2. История развития потребности, проблемы и фактора, влияющее на ее развитие.
2.3. Способность к выполнению жизненных ролей
2.4. Основные потребности (общечеловеческие)
2.5. Ожидание личности по содержанию оказываемой помощи.
3. Факторы влияющие на оказание помощи клиентам.
3.1. Что ожидает личность в качестве результата помощи
3.2. Реалистично ли эти ожидания
3.3. Наличие внутренних ресурсов у личности к изменению.
Слайд 9Изучение социальной истории семьи
Основная информация
1.1. Имена и дни рождения членов семьи.
1.2.
Дата бракосочетания (если брак не первый, то даты предыдущих браков)
1.3. Национальность и язык, на котором говорят в семье.
1.4. Вероисповедание, если оно есть.
1.5. Дата первого контакта социального педагога и семьи
2. Семья как система
2.1. Структура семьи:- члены малой и большой семьи (включая и тех, кто не является родственником, но функционирует в структуре семьи). Описание всех членов семьи по схеме «Социальная история личности»
Взаимоотношения между родителями, детьми, родителями и детьми (нормальные или конфликтные, другими членами семьи)
Связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье)
2.2. Окружающие семьи:
Район проживания
Социо-экономический статус
Взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;
Дедушки, бабушки и другие члены большой семьи и их влияния на нуклеарную семью;
Референтные группы
Система связей, влияние на членов семьи
Слайд 102.3. Функционирование семьи:
Образцы коммуникаций образцы принятия решений
2.4. Ролевая деятельность членов
семьи:
Кто ведет хозяйство
Кто заботиться о детях, кто выполняет функцию психологичской поддержики членов семьи
2.5. История развития семьи:
Генеологическое древо семьи
Стадии развития семейной жизни
3. Потребности
3.1. Индивидуальные потребности членов семьи
3.2. Потребности подсистем внутри семьи
3.3. Потребности и проблемы как системы
4. Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи.
4.1. Чего хочет и ждет семья от социального педагога
4.2. Каковы планы семьи
4.3. Каковы возможности семьи в плане изменений внутри семьи, средовые.
4.4. Реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи
Изучение социальной истории семьи (продолжение)
Слайд 11Изучение семьи и каждого ее члена как индивида
(личность) строится на
обязательном составлении
характеристики микрорайона (в ней отражены все
сущностные характеристика каждого жителя- его
возраст, профессии, образования, интересы).
Характеристика микрорайона содержит следующие
обобщенные данные:
Общее число жителей в социуме, из них детей;
средний возраст взрослого населения;
Половой состав
Национальный состав жителей
Социальный и профессиональный состав
Образовательный уровень жителей
Общее количество семей в микрорайоне
Из них полных с бабушками и дедушками,
полных без бабушек и дедушек, неполных,
бездетных, имеющих одного ребенка, имеющих
двух детей, трех и более детей, имеющих детей
старшего школьного возраста
Исследование микрорайона
Слайд 12Характеристика микрорайона
Характеристика микрорайона отражает количественный состав жителей, общее число семей в
микрорайоне профессиональные и любительские интересы молодежи, что позволяет школе более эффективно влиять на процессы педагогизации социума.
Слайд 13Границы микрорайона школы
Микрорайон расположен в селе Борогонцы, его границы
от Западного начала села до улицы Комсомольской включая микрорайон Радиотумул.
Слайд 14К микрорайону прикреплены организации:
Центральная аптека
Центр занятости населения
Центр детского творчества
Управление образования
Зал
борьбы
Интернат МЮГ
Прокуратура
Спортивно- оздоровительный комплекс
Пенсионное управление
Администрация Усть-Алданского улуса
Дом культуры
Поликлиника
Детская поликлиника
Россельхозбанк
Администрация Мюрюнского наслега
Слайд 15К микрорайону прикреплены организации
Типография
Почта России
Ростелеком
Энергосбыт
Центр государственных услуг «Мои
документы»
Управление социальной защиты
населения и
труда
Музей истории улуса
Центральная библиотека
Санитарно- эпидемиологическая станция
Отдел внутренних дел
Ветеринарная станция
Слайд 16Численность населения:
Общее число населения села Борогонцы- 5852
Томтор- 1
В том числе мужчины: 2741
В том числе женщины: 3112
Дети от 0-6 лет: 1075
Из них посещающие дошкольные учреждения: 347
Неорганизованные: 51
Численность учащихся в МСОШ №1 им. Г.В. Егорова: 608
Общая численность учащихся в общеобразовательных учреждениях (МСОШ №1, МСОШ №2, МЮГ): 1229
Количество студентов: 646
- В ВУЗ-ах- 559
- В СУЗ-ах- 87
Слайд 17Социальный и профессиональный состав:
(наиболее часто встречающиеся профессии, на каких предприятиях
в основном работают жители микрорайона):
«водители, инженеры, мед работники , педагоги, воспитатели детских и дошкольных учреждений, правоохранительные органы, руководители организаций»
Слайд 18Образовательный уровень жителей:
- неполное- среднее- 0,1%
- общее-среднее- 4,5%
- среднее-специальное- 53%
- высшее- 42,4%
Слайд 19Доля взрослого населения, работающего в данном микрорайоне
Всего- 78%
Численность безработных граждан:
165
Средний возраст взрослого населения от 43
Слайд 20
Демографическая ситуация:
Рождаемость: 139
Смертность- 41
Количество прибывших граждан- 4
Количество убывших граждан- 5
Количество малообеспеченных семей- 810
Количество семей заселившихся в новые дома- 19
Количество молодых граждан: от 19-35 лет- 2201
Количество молодых семей- 288
Количество многодетных семей- 244
Количество хозяйств- 2234
Слайд 21
Национальный состав жителей:
Якуты, Русские, Эвенки, Эвены, Казах, Таджик, Буряты
Слайд 22Социальный паспорт
Количество семей: 396
Количество учащихся 614
Неполных семей: 89
Матери одиночки:
29
Отцы-одиночки: 2
Всего детей в этих семьях: 119
Количество многодетных семей: 101
Всего детей в этих семьях: 249
Количество малообеспеченных семей: 106
Всего детей в этих семьях: 149
Количество асоциальных семей: 9
Всего детей в этих семьях: 19
Количество детей инвалидов: 13
Количество детей обучающихся на дому: 7
Количество детей сирот и состоящих на опекунстве: 8
Количество детей состоящих на учете ПДН: 22
Количество детей состоящих на учете КДН: 22
Количество детей состоящих на ВШУ «Группы риска»: 23
Слайд 23Основные направления работы социального педагога
Работа с родителями, семьями
Работа с
обучающимися
Работа с педагогами
Работа с общественными институтами
Слайд 24Направления работы социального педагога
Исследования, диагностика (В.П.Левкович-опросник АСВ; О.Э. Зускова; Опросник Фидлера,
И.А.Коробейников)
Работа учителей с родителями
Работа с обучающимися
Совместная деятельность родителей и детей
Совместная трудовая деятельность на благо семьи и школы
Работа с педагогическим коллективом и администрацией
Работа с общественными институтами
Организация совместной досуговой деятельности
Слайд 25Программы работы социального педагога
Целевая программа «Родители, дети, школа» на 2015-2018
учебный год.
Программа правового просвещения и воспитания законопослушного поведения участников образовательного процесса «Изучаем законы вместе» на 2015-2020 гг.
Программа социальной реабилитации семьи воспитывающей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Камелек»
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» срок реализации: 2016-2017 гг
Концепция воспитательной работы на 2015-2019 гг.
Слайд 27Структура работы школы с родителями
Индивидуальные
консультации
Родительские собрания
Праздники, совместные с родителями,
общественно-полезные дела
Спортивные соревнования
Тренинг детско-родительских
отношений
Профилактическая работа
Работа с родителями детей с
девиантным поведением
Работа с неблагополучными семьями
Психолог
Замдиректора по ВР,
классные руководители
Директор
Родительский совет
Председатель родительского
совета
Социально-педагогическая поддержка
Социального педагога
Фельдшер
школы
Слайд 28Известный ученый А.В. Басов высказывает мысль о том что социальная педагогика
решает две задачи» социализацию и ресоциализацию личности и педагогизацию окружающей среды.
Центральной функцией социальной работы обозначена социализация и совершенствование взаимодействия между людьми и их окружением.
Социализация личности ребенка обуславливается многочисленными факторами и реально в обществе существует.
Социализация личности как явление и процесс категория глобального мирового масштаба и понимает двояко: с одной стороны, это организуемое влияние на индивид, с другой есть воздействие окружающих личность стихийных сил.
Ведущим фактором социализации личности ребенка является семья.
Особенности методической системы социальной работы с детьми в социуме
Слайд 29По роду своей деятельности, мы, социальные педагоги, сталкиваемся с ошибками в
семейном воспитании, работаем с разными категориями семей и семьями, переживающими разные периоды развития. Это семьи, имеющие младших школьников и детей дошкольников, семьи подростков и имеющие взрослых детей, семьи, требующие повышенного внимания и нуждающиеся в особой помощи: неполные семьи, малоимущие, многодетные, имеющие детей-инвалидов, опекаемых детей, неблагополучные семьи группы риска, в которых традиции семейного воспитания частично утрачены и имеются проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье.
Семья как объект социально-педагогической работы
Слайд 30Работа с семьей и родителями
Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе
с семьей — это разрешение кризисных ситуаций
Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи.
Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Слайд 31Семья – объект социально – педагогического сопровождения
Многодетная
Молодая
Кризисная
Семья, сменившая местожительство
Семья мигрантов, переселенцев,
беженцев
Семья, погибшего военнослужащего
Семья, имеющая лиц с ОВЗ
Семья «группы риска»
Дистантная семья
Семья ветерана войны, труда, пенсионера
Слайд 32Психологическое здоровье семьи
Сходство семейных ценностей
Функционально – ролевая согласованность
Социально – ролевая адекватность
Адаптивность
в микроокружении
Эмоциональная удовлетворённость
Устремлённость на семейное долголетие
Слайд 33Формы работы
Работа учителей с родителями
-родительские собрания
-родительские лектории
-творческие тематические конференции
-презентация опыта родительского
воспитания
-вечера вопросов и ответов
-составление социального паспорта семей
-встречи с многодетными семьями
-сотрудничество с родителями-отцами, направленное на повышение их авторитета
Совместная деятельность родителей и детей
творческие отчеты детей по предметам
-участие в научно-практических конференциях
-праздники знаний
-дни открытых уроков
-праздники детского и родительского творчества
-турниры знатоков
-семейные олимпиады
-выпуск семейных газет
-организация кружковых работ
Слайд 34Формы работы
Совместная трудовая деятельность на благо семьи и школы
-оформление и ремонт
кабинетов
-благоустройство и озеленение территории
-ярмарки-продажи
-выставки урожая
Организация совместной досуговой деятельности
Организация совместных праздников:
-Спортивные праздники
-туристические походы
-День матери
-День отца
-День семьи
-музыкальные семейные конкурсы, фестивали
Слайд 35 Совместные традиционные внутришкольные
мероприятия «Воспитание
всем обществом»
Правовое воспитание
Правовая неделя «Правовой марафон»
Месячник по профилактике правонарушений
Форум родительской общественности «Воспитание всем обществом»
Круглый стол «Взаимодействие системы, школа, семья, социум» по профилактике правонарушений в условиях сельской школы с участием родителей и специалистов правоохранительных органов
Родительский ринг «Семейные проблемы, как их решать»
Круглый стол матерей с девочками-подростками «Кыыс о5о- сир сиэдэрэй симэ5э»
Профилактические беседы сотрудников ОВД с детьми
Семейные мероприятия
Декада и неделя родительской славы
Родительская ярмарка выставка «Золотая осень»
Чествование ветеранов войны и тыла
Всемирный день здоровья
Неделя семьи
Неделя школьного музея
«Норуот педагогикатын утуе угэстэрэ, о5ону иитиигэ» посвященный ко Дню семьи
Профилактика, обеспечение сохранности жизни и здоровья детей
Свеча Памяти
Школьный ысыах
Слайд 36Совместные традиционные
внутришкольные мероприятия
«Воспитание всем обществом»
Конкурсы
Фестиваль «Ылаа-ункулээ о5о саас»
Смотр
песни и строя, посвященный ко Дню Защитников Отечества
Конкурс для красоты среди девочек «Мисс школы»
Конкурс для мальчиков «Мистер школы»
Конкурс матерей и дочерей «Мама и я»
Конкурс отцов и сыновей «Уол о5о а5атынаан»
Портрет моей матери
Конкурс лозунгов «Твое здоровье в твоих руках»
Конкурс рисунков «Мои права»
Спортивно-оздоровительные
Соревнования
«Мама, папа и я- спортивная семья»
Групповое соревнование по подледной рыбалке среди учеников старших классов и их отцов «Байанай»
Декада спортивной славы
Тимуровские выходы по заявкам матерей, ветеранов.
Соревнование для мальчиков и их отцов «Игры предков»
День позитива
Туризм
Слайд 37
Клубы организованные родителями по классам
Клуб матерей «Гармония»
Клуб отцов «Эрэл»
Клуб «Утум»
Клуб коллекционеров
Клуб
«Моя семья»
Клуб молодых матерей
Клуб бабушек
Клуб дедушек
Взаимодействие со школой третьего возраста
Совет отцов по классам
Клуб «Милосердие»
Правовой клуб по классам
Психологический клуб «Лучик»
Клуб музыка терапии «Релакс»
Художественный клуб «Живопись»
Клуб музыкальных семей
Дополнительные занятия для родителей и детей школы
Слайд 38
Клубы, организованные СПС школы для детей
Клуб «Здоровье»
Клуб «Юный медик»
Клуб игры на
гитаре «Струна»
Клуб «Будущий учитель»
Клуб музыка-терапии «Релакс»
Клубы, организованные СПС школы для родителей:
Клуб для родителей первоклассников «Первоклассные родители»
Психологический клуб «Лучик»
Клуб музыка терапии «Релакс»
Клуб «Растем вместе с ребенком»
Клуб «Здоровье»
Дополнительные занятия для родителей и детей школы
Слайд 39Взаимодействие со школой третьего возраста
Руководитель: Бурнашева Домна Николаевна
Кружки:
«Утум»- о5ону Саха сиэригэр-
туомугар иитии
«Скандинавская ходьба»
«Бисер»
«Изостудия»
«Евдокиялыын астыахха»
«Лекарственные травы»
«Ленточное вязание»
«Рестоврация- мех»
«Оркестр «Сиккиэр»»
«Саха национальнай инструменнара»
«Хомус»
«Флористика»
«Лоскутное шитье»
«Кыл- сиэл»
«Кукла»
«Драм- кружок»
Дополнительные занятия для родителей и детей школы
Слайд 40Программы по которым ведется работа с родителями
Проблема: Среди подростков усилился,
демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще проявляется агрессивность, ранняя алкоголизация, ранняя беременность, курение, нежелание учиться, уход из дома- бродяжничество. Во отношении детей в основном реализуются психолого-педагогические и социальные виды реабилитации. Все данные проблемы и отклонения в поведении подростков в основном исходят из атмосферы в семье подростка.
С целью решения данных проблем мы разработали следующие программы работы с родителями:
Слайд 41Программы работы с родителями и семьей
Целевая программа «Родители, дети, школа» на
2015-2018 учебный год.
Программа правового просвещения и воспитания законопослушного поведения участников образовательного процесса «Изучаем законы вместе» на 2015-2020 гг.
Программа социальной реабилитации семьи воспитывающей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Камелек»
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» срок реализации: 2016-2017 гг
Концепция воспитательной работы на 2015-2019 гг.
Слайд 42Задача социального педагога
в работе с семьей – это разрешение кризисных
ситуаций.
Социальный педагог систематически должен проводить педагогическое просвещение родителей, привлекать их к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формировать потребность в самообразовании.
Слайд 43Социальный патронаж
Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный
патронаж,
представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Слайд 44Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни,
изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Цели патронажа
Слайд 45Семейная групповая конференция-инновация в сопровождении семьи, созданная для решения проблем ребенка
СГК-
это новый метод по работе с детьми и семьями, оказавшимися в кризисной ситуации, где объединяются ресурсы специалистов, семьи и её ближайшего окружения.
СГК- это своеобразный семейный совет, встреча членов семьи и ближайшего окружения с целью обсуждения проблемы и самостоятельного принятия решения ( семейного плана).
СГК- это метод социализации и реагирования на трудную жизненную ситуацию семьи.
Слайд 46Сфера применения СГК
Данный метод позволяет использовать индивидуальный дифференцированный подход в разрешении
кризисных ситуаций:
В случае развода родителей, по вопросам проживания детей.
Оформление документов, лечение детей.
Проблема взаимопонимания между родителями и детьми.
Употребление подростками наркотиков, алкоголя.
Совершение правонарушений.
Случаи насилия в семье.
Слайд 47Прогулы уроков.
В приёмных семьях (перед размещением ребёнка, адаптации приёмного ребёнка в
семье, с целью разрешения проблем, возникающих в семье по воспитанию и развитию приёмного ребёнка, вопросам подготовки его к самостоятельной жизни).
В реабилитационных центрах, в детских домах и т.д.
Технология данного метода может быть легко адаптирована во многих сферах, область его применения не знает границ - решение конфликтов в семье, школе, на работе.
Сфера применения СГК
Слайд 48Отличительные характеристики СГК
Это инновационная модель принятия решения, основанная на силах и
возможностях самой семьи.
Полноправным и единственным хозяином СГК является семья и её ближайшее окружение.
3. Конференцию проводит независимый ведущий (НВ)- нейтральный человек.
4.Семье предоставляется право на получение информации, на распоряжение личным временем, на безусловное принятие плана, если план безопасен для ребенка и соответствует закону.
Слайд 49Основные принципы ведения СГК
Ведущий- это независимый человек (медиатор).
Семья, её родственники и
ближайшее окружение собирают воедино свои силы и ресурсы.
Специалисты положительно настроены к семье и к разработанному семьёй плану.
У семьи и ближайшего окружения должно быть личное время на обсуждение и написание плана, специалисты не должны присутствовать на этом этапе СГК.
Дети принимают участие в СГК.
Слайд 51Цель работы с детьми – создать условия для психологического комфорта и безопасности
ребенка, удовлетворения его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.
Задачи:
– выявить интересы и потребности обучающихся, “попавших в трудную жизненную ситуацию”;
– принять меры по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации их прав и свобод;
– участвовать в организации мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;
– содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;
– проводить профилактику асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;
– проводить профилактическую работу по пропаганде здорового образа жизни среди подростков, педагогов и родителей;
– координировать взаимодействия учителей, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи школьникам.
Слайд 52Направления работы
- Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Социально-педагогическая помощь детям «группы риска»
-
Социально-педагогическое сопровождение детей опекунов.
Слайд 53Работа с детьми ведётся в трёх направлениях:
Диагностика. В результате анкетирования делаем
вывод о степени информированности и вовлечённости учащихся по данной проблеме.
Практика. Организация и реализация профилактической работы в школе. Это проведение различных бесед, лекций, конференций, тренингов, круглых столов, дискуссий. Это и организация творческих конкурсов, выпуска буклетов и листовок, показ презентаций и видеофильмов с антинаркотическим содержанием.
3. Итог работы. На заключительном этапе в конце учебного года определяется эффективность проведённой профилактической работы. Обычно мы выделяем недостатки и достижения, определяем как же изменилась позиция учащихся в отношении этой проблемы и разрабатываем дальнейшее направление работы.
Слайд 54В работе с детьми отмечается острая проблема работы с детьми «группы
риска» в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 56Социальное партнерство
Привлечение общественности к управлению развитием образования- одна из задач, обозначенных
президентской программой «Наша новая школа».
Социальное партнерство понимается нами как проектируемые и организуемые школой отношения равноправных субъектов, характеризирующиеся добровольностью и осознанностью, моральной ответственностью за выполнение коллективных договоров и соглашений и формирующиеся на основе заинтересованности всех сторон создании психолого-педагогических и социокультурных условий для развития школьников, повышения качества социокультурной среды, воспитания личностей, способных решать задачи устойчивого развития.
Слайд 57Социальное партнерство осуществляется в целях:
Обеспечения единого подхода к реализации государственной
политики и стратегии развития школы;
Организации мониторинга деятельности по реализации школьных комплексных программ;
Взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;
Формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;
Организации медицинского, психологического, информационно, спонсорских;
Организации медицинского, психологического, информационно- аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Слайд 58Школа
Улусный центр
дополнительного
образования детей
Директор
КДНиЗП
Отдел опеки и попечительства
Эстетический центр
детского
творчества «Кэнчээри»
Общественные
организации
Шефские организации
Правоохранительные организации
Учреждения дошкольного
образования
Улусная центральная
библиотека
ОМВД РФ по
Усть-Алданскому улусу
Учреждения социального
обслуживания
Социальное партнерство
Управление культуры
Школа третьего возраста
Учреждения
здравоохранения
Слайд 59Одним из самых важных социальных партнеров школы являются родители. Партнерские отношения
между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъективных отношений вокруг ребенка. Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование учащихся.
Современная родительская общественность по нашим наблюдениям готова сотрудничать и взаимодействовать со школой, т.к. озабочена средой проживания детей и каждого ребенка
Родители как социальный партнер
Слайд 60Работа с классными руководителями
Слайд 62Подросток и его семья
Классные руководители
Зам. директора по ВР
Психолог
Социальный педагог
Директор
ПДН
КДН
Педконсилиум
Структура взаимодействия
Слайд 63Работа с классными руководителями
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей
целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей, Прогонозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений.
Основные задачи которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:
Классный руководитель.
Является связующим звеном по организации профилактической и коррекционой работы с детьми;
Делает первичный запрос и дает первичную информацию о ребенке;
Социальный педагог:
Изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
Организует профилактическую и коррекционную работу;
Взаимодействует с общественностью для решения проблемных ситуаций;
Только взаимодействие и комплексный подход классного руководителя и социального педагога может дать положительный результат в решении проблем учащегося
Слайд 64Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление
причин возникающих у подростка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее распространенные вопросы
с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:
Оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка;
Своевременная поддержка детей попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в гос учреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для напрвления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.)
Принятие мер воспитательного воздействия к учащемуся в случае пропусков занятий
Взаимодействие в ходе работы с семьей ученика
Получение какой либо информации или консультации
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя
Слайд 65Конфликтное отвержение со стороны сверстников
Вымогательства денег, давление, шантаж
Принуждение совершать поступки
против воли, т.д.
Конфликты с родителями и учителями
Наличие вредных привычек у учащихся
Состояние на антисоциальных или неформальных группировках
Агрессивное поведение
Проблемы со здоровьем
Ограниченные физические возможности здоровья
Асоциальные родители
Психологические и социальные проблемы семьи подростка
Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и социальных педагогов можно следующие общие проблемы:
Слайд 66Направления работы с проблемными учащимися
Направления по которым ведется работа:
Социальная диагностика
Профилактическая
работа
Просветительная работа
Коррекционно-развивающая
Консультативная
Слайд 67Методы работы
Для работы по решению проблем подростка социальный педагог и классный
руководитель могут применить такие методы работы как:
1. Методы диагностики
2. Методы профилактики
3. Методы психологического консультирования;
4. Социально-экономические
5. Организационно-распорядительные
6. Методы воспитания
Слайд 69Методы работы
Данные методы работы социальный педагог совместно с классным руководителем могут
применить в отношении как детей так и родителей, с привлечением также педагогов-психологов.
Слайд 71Летняя занятость
По программе по организации летнего труда и отдыха учащихся «Занятость-отдых-труд»
ЗОТ
ежегодно на базе нашей школы ведут работу летние детские лагеря:
Социально-коррекционный лагерь «Эрчим»
Оздоровительный лагерь «Арчы»
Музыкально-оздоровительный лагерь «Кэнчээри»
Лагерь «Наука»
Лагерь «Семейные бригады»
Слайд 72Цели и задачи летней занятости обучающихся
Цель: Системный подход при организации летнего
труда и отдыха учащихся с использованием технологий триединственного обучения (воспитание, образование, практика).
Задачи:
Организация занятости детей в летнее время;
Воспитание организованности, исполнительности, сознательного отношения ко всем видам труда;
Формирование интереса к научно-исследовательской деятельности;
Универсально-эстетическое воспитание;
Привитие практических, трудовых навыков;
Охват трудновоспитуемых и детей из малоимущих семей;
Оказание материальной поддержки;
Укрепление здоровья и пропаганда ЗОЖ;
Слайд 73Содержание работы лагерей
ЛТО «Эрчим»: ремонтные работы, работы по благоуствройству
Охват- 40 обучающихся
Размещение: Дневное пребывание.
Срок: 2 сезона
Оздоровительный лагерь «Арчы»
Охват- 40 обучающихся
Размещение: Дневное пребывание
Срок: 2 сезона
Музыкально-оздоровительный лагерь «Кэнчээри» Обучение музыкальной грамоте
Охват: 100 обучающихся
Размещение: Дневное пребывание
Срок: 2 сезона
Лагерь «Наука» : Обучение, проведение комплексной оздоровительной работы
Охват- 20 обучающихся
Размещение: Дневное пребывание
Срок: 1 срок
Слайд 74Результаты работы летних лагерей
Овладение навыками труда
Воспитание уважительного отношения к результатам
труда
Изучение богатства природного наследия
Обогащение знаниями и опытом общения с природой
Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора
Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экспедициях, экскурсиях, походах и палаточных лагерях.
Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине
Воспитание экологической культуры.
Слайд 75Работа с педагогическим коллективом
Слайд 77Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом
Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой
педагогов школы и носит системный характер. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующем направлении:
индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы.
Слайд 78С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист
оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.
Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости.
Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом
Слайд 79Зам.
директора по УВР
Социальный педагог
Классные руководители
Психологи
Логопед
Учителя предметники
Зам. директора ВР
Мед.работник школы
Директор школы
Круг профессионального взаимодействия социального педагога
Слайд 80Цель: Организация совместной деятельности социального педагога
с администрацией и членами педагогического
коллектива школы
по социальной защите детей.
Задачи:
1. Изучение ситуации и существующих в школе проблем.
2. Организация методической работы с классными руководителями.
(Диагностика, консультации, семинары, тренинги.)
3. Разработка алгоритма взаимодействия с членами педагогического
коллектива.
В процессе работы социальный педагог выстраивает следующий алгоритм взаимодействия с членами педагогического коллектива.
Цели и задачи работы с педагогическим коллективом
Слайд 81Взаимодействие с педагогическим коллективом.
Планирование совместной деятельности социального педагога с администрацией и
членами педагогического коллектива.
Прогнозирование ожидаемого результата и разработка критериев его отслеживания.
Диагностика полученных результатов совместной работы всех членов педагогического коллектива.
Анализ полученных результатов по решению намеченных проблем актуальных для данной школы.
Корректировка плана совместной работы педагогического коллектива.
Разработка перспектив развития совместной социально - педагогической деятельности.
Слайд 82Особое место в работе социального педагога занимает организация партнерского взаимодействия с
психологом в школе.
Несмотря на то, что работа психолога, как и социального педагога, имеет свои специфические особенности, организация совместной работы значительно может повысить эффективность в работе.
Взаимодействие с педагогом-психологом
Слайд 83Цель совместной работы социального педагога с психологом:
Создание условий для успешной
адаптации и социализации учащихся в школе.
Задачи
1.Создание банка данных учащихся, нуждающихся в социально-психологической помощи и поддержке.
2.Обмен информацией и анализ ситуации в школе.
3.Содание общей картины взаимодействия социального педагога с психологом.
Цель и задачи взаимодействия с педагогом-психологом
Слайд 84 Взаимодействие социального педагога с психологом.
Выявление детей нуждающихся в помощи и
поддержке.
Диагностика индивидуальных особенностей и возможностей ребенка
Анализ проблемной ситуации и возможностей ее решения.
Создание индивидуальной программы работы с учащимся.
Реализация программы
Мониторинг
Корректировка программы
Контроль.
Слайд 85Статистика семей, находящихся в социально-опасном положении за 2013-2016 уч. г.
Слайд 86Динамика детей состоящих и снятых с учета ПДН
Слайд 87Статистика состоящих на учете КДН
МБОУ МСОШ №1
за 2013 – 2016
учебный год
Слайд 88Динамика стоящих и снятых с учета поста формирования ЗОЖ
за 2013-2016
уч.г.
Слайд 89Динамика детей совершивших преступление
за 2013-2016 учебный год
Слайд 90Статистика детей-сирот МСОШ №1
за 2013-2016 учебный год
Слайд 91Дети-инвалиды
2013-2016 учебный год
Слайд 92 Дети с ОВЗ
2013-2016 учебный год