Презентация, доклад на тему Семинар Применение проблемных ситуаций на уроках,занятиях как способ развития познавательной активности учащихся

Содержание

В качестве проблемной ситуации на уроках, занятиях могут быть:

Слайд 1


Слайд 5В качестве проблемной ситуации на уроках, занятиях
могут быть:

В качестве проблемной ситуации на уроках, занятиях могут быть:

Слайд 9 с
удивлением
Проблемную ситуацию можно разделить

на два типа:

с
затруднением

с удивлениемПроблемную ситуацию можно разделить на два типа:

Слайд 10«Классические» приёмы создания проблемной ситуации

«Классические» приёмы создания проблемной ситуации

Слайд 11Учебную проблему можно поставить тремя методами:
1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает

проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:
  - побуждения к созданию противоречия;
  - побуждения к формулированию учебной проблемы.

2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

Учебную проблему можно поставить тремя методами:1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать

Слайд 123 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

«Мотивирующие» приёмы постановки проблемной ситуации:
1.«Яркое

пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

3.«Актуальность» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.«Мотивирующие» приёмы постановки проблемной ситуации:1.«Яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов,

Слайд 13Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний

через гипотезы. Этот путь включает два шага:

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке или занятии в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ,
отстаивать свое мнение.

Шаг 1. Выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит высказать
догадку, предположение. На шаге выдвижения гипотез классу подается
реплика: «Какие есть предположения, догадки?»

Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог,
осуществляющийся репликой: «Согласны с предположением?
Почему?» Общее побуждение подается в виде фразы: «Как нам
проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка учителя
подводит учащихся к выработке конкретного плана действий.
Одновременный вариант выдвижения гипотез можно организовать
фронтально и в групповой работе.

Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы. Этот путь включает два

Слайд 14Алгоритм подготовки проблемного урока
1.Тема урока, новое знание (и его тип)
2.Постановка проблемы:
*Побуждающий

диалог от проблемной ситуации
*Подводящий к проблеме диалог
*Сообщение темы с приемом для ее принятия
3.Поиск решения
- Если проблема есть:
*Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы
диалог
*Подводящий от проблемы диалог
-Если проблемы нет:
*Подводящий без проблемы диалог
4.Продуктивные задания на воспроизведение знаний

Алгоритм подготовки проблемного урока1.Тема урока, новое знание (и его тип)2.Постановка проблемы:*Побуждающий диалог от проблемной ситуации*Подводящий к проблеме

Слайд 15Метод проектов (вид проблемного обучения).
Метод проектов – это метод, направленный на

развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие исследовательской деятельности, создание учащимися конечного результата их собственной творческой деятельности.
Метод проектов  (вид проблемного обучения). Метод проектов – это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и

Слайд 16примеры
ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
НА УРОКАХ,
ЗАНЯТИЯХ

примерыПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ,ЗАНЯТИЯХ

Слайд 171. В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел

4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
2. Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Учитель предлагает самим поставить вопрос и решить.)
3. На столе лежит 10 яблок и 7 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

Пример приема «с удивлением»

Сущность приема: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»)



?

1.	В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они

Слайд 18Урок математики, 2 класс Цель: ввести скобки как средство

обозначения порядка действий.
Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1 способ
Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.
8-3+4=9.
2 способ
К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.
8-3+4=1.
– Что вы замечаете?
– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.
– Почему получились разные ответы?
– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?
(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
– Как вы определите цель нашего урока?

Пример приема «с удивлением»

Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Урок математики, 2 класс   Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.Учащиеся выполняют вычисления двумя

Слайд 19ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
пример приема «с удивлением»
на уроке обучения грамоте
при

изучении темы: «Кто? Что?»
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙпример приема «с удивлением» на уроке обучения грамоте при изучении темы: «Кто? Что?»

Слайд 20 Кто?

Что?

Найди ошибку

Кто?           Что?   Найди ошибку

Слайд 21Урок математики.
Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.

- Учащимся предлагают выполнить

ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»
2+2+2+2=8 (ч) 


– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.

Пример приема «с затруднением»

Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики.Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.- Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к

Слайд 22ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
пример мотивирующего приема «Яркое пятно»
на уроке обучения грамоте


по теме: «Написание заглавной прописной буквы Ф»

В качестве мотивирующего приема «Яркое пятно» применился отрывок из мультфильма
«Приключения Фунтика».

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙпример мотивирующего приема «Яркое пятно» на уроке обучения грамоте по теме: «Написание заглавной прописной буквы

Слайд 23Демонстрация непонятных явлений.
Урок окружающий мир.
- Как вы думаете, встречаются ли друг

с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей).
- Что нужно для того, чтобы они встречались?
(Жить поблизости, в одном месте).
- Так что же нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
(Знать, где они живут).
- А где мы можем добыть такую информацию?
(В учебнике).
Далее дети сами находят ответ на этот вопрос
из учебника стр…
- Так кто же был прав, поднимите руку честно?

Демонстрация непонятных явлений.Урок окружающий мир.- Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения

Слайд 24пример мотивирующего приёма «актуальность» на уроке математики

тема: «Правило проверки решения уравнения»
ПРИМЕНЕНИЕ

ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
пример мотивирующего приёма «актуальность» на уроке математикитема: «Правило проверки решения уравнения»ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Слайд 29Игра «Топ-хлоп».
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Учитель-психолог показывает на экране картинку-небылицу, при которой необходимо

топать ногами или правильную картинку, при которой необходимо хлопнуть в ладоши. Учащиеся, смотря на картинку, сами решают топать им или хлопать.
Игра «Топ-хлоп».ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙУчитель-психолог показывает на экране картинку-небылицу, при которой необходимо топать ногами или правильную картинку, при

Слайд 30ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
на индивидуальных занятиях
учитель-дефектолог

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙна индивидуальных занятияхучитель-дефектолог

Слайд 32ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Рассказывая о свойствах алюминия, предлагает подумать над тем, как

они связаны с применением данного металла в быту и технике. Интерес учеников вызывает вопрос о том, почему один химический элемент углерод образует такие непохожие друг на друга вещества, как графит и алмаз.
Примеры проблемных ситуаций при изучении темы «Вода. Растворы».

1. О каком растворе идет речь в стихотворении?

Утром встал я спозаранку.
Чай налил, нашел баранку.
Подмешал я сахарку,
Ложку, две и три – люблю.
Но здесь какой-то непорядок.
И на дне лежит осадок.
А, это третья ложка –
Ну, подумайте немножко….

2. Проблемный вопрос.
Как в походных условиях очистить и обеззаразить мутную воду и сделать ее пригодной для питья и приготовления пищи?

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙРассказывая о свойствах алюминия, предлагает подумать над тем, как они связаны с применением данного металла

Слайд 33ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Активизируют внимание учащихся вопросы с отсроченным ответом.
Например.
- Всем

известны конфеты «Раковая шейка». Как вы думаете, название этих конфет биологически правильно?
Жизнь во влажных тропиках стала серьезной проблемой для двух полярных медведей, живущих в зоопарке Сингапура. Их белые шубы позеленели. Почему?
Прием «Удиви» заключается в сообщении интересных фактов, позволяющих полнее раскрыть тему урока. Благодаря использованию ИКТ для этого вида работы можно подобрать яркий иллюстрированный материал.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙАктивизируют внимание учащихся вопросы с отсроченным ответом.Например. - Всем известны конфеты «Раковая шейка». Как вы

Слайд 34Выводы:
1. Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования

учебно-познавательных мотивов.

2. Связь между формированием познавательной активности и проблемным обучением направлена на овладение общими способами решения проблемных задач.

3. Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме.

4.Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала.

Выводы:1.   Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.2.    Связь

Слайд 35И один человек может привести
табун лошадей к водопою,


но и сто не заставят их напиться…

Когда у детей есть мотивация к учению,
тогда они с удовольствием
получают знания,
которые мы им даем.

И один человек может привести   табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их

Слайд 36СЕМИНАР
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
УЧИТЕЛЬ – ДЕФЕКТОЛОГ
КОЛОСОВСКАЯ
АЛЕКСАНДРА ВАДИМОВНА

СЕМИНАР ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ – ДЕФЕКТОЛОГ КОЛОСОВСКАЯ АЛЕКСАНДРА ВАДИМОВНА

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть