Слайд 1Семинар-практикум по теме:
«Синдром эмоционального выгорания педагогов:
проблема и решение»
Подготовила :педагог- психолог ЦРС
Малышева О.М.
Слайд 2Цели семинара:
повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом
своего профессионального здоровья;
профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи семинара:
передача психологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения;
самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию;
снижение эмоционального напряжения педагогов посредством обучения техникам и приемам саморегуляции.
Слайд 3Синдром эмоционального выгорания – это
психоэмоциональное состояние человека, которое характеризуется чувством
физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся у представителей профессий социальной сферы;
это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Слайд 4Термин «выгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации,
разочарования, крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек – человек».
Слайд 5«Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это
«работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил», - писал В.А. Сухомлинский.
Слайд 6
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
ежедневная повышенная психическая нагрузка;
высокая ответственность за
выполнение своих профессиональных функций;
высокая эмоциональная включенность в деятельность(эмоциональные перегрузки);
ограниченность времени для реализации поставленных целей;
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
дисбаланс между интеллектуально – энергетическими затратами и морально – материальным вознаграждением(фактор социальной несправедливости);
ролевые конфликты;
поведение «трудных учащихся»;
необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности и владения современными методиками и технологиями обучения.
ГРУППЫ СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Физиологические:
Усталость;
физическое утомление;
бессонница;
психосоматические недомогания;
длительно текущие недуги;
восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
Эмоциональные:
Раздражительность;
тревога, безразличие, ощущение безнадежности;
неспособность сосредоточиться;
депрессия;
чувство вины.
Слайд 8Поведенческие:
работать становится тяжелее, а способности выполнять работу все меньше;
чувство неосознанного беспокойства;
импульсивное
эмоциональное поведение;
снижение энтузиазма;
чувство невостребованности;
подозрительность, дистанцирование от учеников и коллег;
общая негативная установка на жизненные перспективы;
ощущение изоляции и недостатка поддержки со стороны семьи, друзей и коллег.
Интеллектуальные:
падение интереса к новым идеям и теориям в работе;
скука, тоска, апатия;
снижение интереса к увлечениям и потеря вкуса к жизни.
синдрома эмоционального выгорания
1 стадия:
Возникновение состояния тревожности и неудовлетворенности;
приглушение эмоций;
сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
постепенное исчезновение положительных эмоций;
появление отстраненности в отношениях дома и на работе.
Слайд 102 стадия:
человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных
впечатлений;
начинают возникать недоразумения во взаимоотношениях;
появляется антипатия, а затем и раздражение.
Слайд 113 стадия:
оскудение психических ресурсов;
снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того,
что проявленное сопротивление оказалось неэффективным;
физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний.
Слайд 12
Кому больше всего угрожает синдром эмоционального
выгорания:
людям, которые характеризуются добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка( даже в ущерб себе);
людям, стремящимся первенствовать во всем, всегда быть на виду; этому типу свойственна степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
людям впечатлительным и чувствительным, отзывчивым и склонным воспринимать чужую боль как собственную.
Экспресс – опросник эмоционального выгорания
(за каждый положительный ответ начислите себе 1 балл)
1.Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.
2.Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я бы сделал это без промедления.
3.Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4.То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.
5.На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.
6.Придя с работы, я чувствую себя , как выжатый лимон.
7.С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8.О моей работе мне едва ли кто скажет что – нибудь новое.
9.Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется ругаться.
10.За последние 3 месяца мне не попадала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что – нибудь новенькое.
Слайд 14
0 – 1 балл – синдром эмоционального выгорания Вам не грозит;
2
– 6 баллов – Вам необходимо взять отпуск или отключиться от рабочих дел на время;
7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни;
10 баллов – состояние эмоционального выгорания.
Оценка результатов
Мозговой штурм
«Способы саморегуляции в состоянии стресса»
Как боретесь с негативными эмоциями?
Слайд 16Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания:
сознательная, целенаправленная забота о своем физическом
и психическом здоровье;
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
чувство юмора;
опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
открытость, общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы;
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности.
Слайд 17Приятные начало и конец дня:
необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным.
Фиксирование
положительных импульсов:
попробуйте составлять график положительных импульсов в повседневной жизни не менее трех месяцев(такая фиксация поможет выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события).
Соблюдение пропорции отрицательных и положительных факторов:
для жизнерадостного состояния нужна пропорция 1:6;
для обычного уравновешенного состояния – 1:3.
Соблюдение пропорций забот и отдыха:
из 7 – ми дней минимум 1 должен быть полностью посвящен расслаблению и отдыху.
Психологическая диета
Слайд 18
Сохранение положительной тематики разговоров:
необходимо научиться контролировать течение разговора;
в обычных разговорах
старайтесь как можно меньше затрагивать неприятные темы;
постарайтесь, чтобы неприятный разговор занимал как можно меньше времени;
меньше разговаривайте с человеком, который имеет привычку говорить о плохом;
разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или смените тему.
Слайд 195.Выражайте эмоции:
говорите о своих проблемах;
изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
мните,
рвите бумагу;
кидайте предметы в мишень на стене;
попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным и
порвите лист;
попытайтесь найти 3 позитивных последствия или выигрыша из ситуации.
Слайд 20
Простые техники для снятия внутреннего напряжения
1. Сделайте несколько глубоких вдохов и
выдохов( вдохи и выдохи сопровождайте мысленной речью словами «вдох», «выдох». Дыхание постепенно восстановится и Вы успокоитесь).
2. Задержите дыхание на несколько секунд. Это поможет немного отвлечься от проблемы.
3. Упражнение «7 свечей».
Представьте, что перед Вами на столе стоят 7 больших свечей. Вам надо по очереди их задуть.
4. Упражнение «Лимон».
Представьте, что в каждой Вашей руке есть лимон.
Сожмите сначала медленно лимон в одной руке, пытаясь выжать весь сок.
Потом то же самое сделайте с лимоном во второй руке.
Потом выжимайте сок из двух лимонов одновременно.
Потом, выжимая сок из двух лимонов одновременно, напрягите все тело. Упражнение можно повторить несколько раз.
Слайд 215. Упражнение «Качели».
Сядьте на ровную поверхность, обхватите колени руками, раскачивайтесь из
стороны в сторону, будто на волнах. Такие движения помогут успокоиться.
6. Массаж головы.
Массируйте кожу головы всеми 10-ю пальцами, начиная ото лба и продвигаясь к затылку; дыхание должно быть глубоким. 2 минуты такого массажа помогут Вам переключиться и укрепить нервную систему при волнении и стрессе, успокоить головную боль.
7. Массаж ушей.
Массируйте оба уха одновременно, сжимайте и растягивайте мочки, растирайте ладонями круговыми движениями. Это упражнение помогает вернуть и укрепить спокойствие, переключиться и справиться с эмоциями.
8. Упражнение «Вода».
Если Вы дома, сядьте перед раковиной, слегка откройте кран с водой, подставьте ладонь под тонкую струйку воды на 2 минуты. Вода должна падать в центр ладони. Эта нехитрая техника поможет быстро успокоиться.