Слайд 1Совершенствование урока как основной формы учебного процесса
Сюскал В.П. ГОКУ «Санаторная школа-интернат
№4»
Слайд 3« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Слайд 5Требования предъявляемые к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
Слайд 6
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания
урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым
Слайд 7Требования к технике проведения урока
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать
познавательную потребность
Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными
Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда
Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения
Соблюдение единого орфографического режима
Обеспечение активного учения каждого школьника
Слайд 8Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.
Объём написанного учениками
в тетрадях.
Количество выставленных ученикам отметок.
Количество упражнений, выполненных за урок.
Устная или письменная форма выполняемых заданий.
Однотипность или разнотипность содержания урока.
Наличие традиционных этапов урока.
Распределение времени по различным этапам.
Использование большого (малого) количества наглядных пособий.
Использование для работы на уроке учебника.
Слайд 9Структурные элементы урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание
– формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Слайд 10Деятельность ученика
Мобилизующий этап:
1. выполняя предложенные учителем задания частично
поискового характера, определяет тему урока;
2. пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;
3. актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности
Слайд 11Деятельность ученика
Этап овладения новыми знаниями:
1. формулирует
задания к упражнениям;
2. выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия;
3. формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала
Слайд 12Деятельность ученика
Рефлексия:
1. вспоминает ход урока;
2. анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;
3. формулирует свои впечатления
Слайд 13Требования к учителю
Чётко и точно формулирует задания
Не даёт новые знания ученикам
в готовом виде
Не повторяет задание 2 раза
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам
Не повторяет то, что уже сказали ученики
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза
Подбирает комплексные задания
Слайд 14Типы уроков
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок построения системы
знаний
4. Урок развивающего контроля.
Слайд 15
Урок открытия нового знания
Деятельностная цель:
формирование умений реализации новых способов действий
формирование
умений самостоятельно строить и применять новые знания
Содержательная цель:
формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной)
Слайд 16Урок рефлексии
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и
коррекции собственных действий.
Содержательная цель:
закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 17
Урок построения системы знаний
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель:
выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий и построение обобщённых норм учебной деятельности.
Слайд 18Урок развивающего контроля
Деятельностная цель:
формирование у учащихся
способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель:
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 191.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу,
потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
Слайд 20II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 4-5 минут;
Возникновение проблемной ситуации.
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
создание проблемной ситуации;
выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
Слайд 21III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы
ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
Слайд 22IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения
новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Для лучшего их запоминания, там, где это возможно,
используется приём перевода правил на язык образов.
Слайд 23V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового
знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Слайд 24VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Этап
применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Слайд 25VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
•
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются
игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.
Это создаёт положительный эмоциональный фон,
способствует развитию у детей интереса к урокам.
Слайд 26VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности),
самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
В процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи .
Слайд 27Анализ урока на основе системно – деятельностного подхода
Время самостоятельной работы
учеников. (не менее 50% времени урока)
Время, в течение которого говорил учитель. (не более 10 минут)
Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени. (должны все)
Сколько учеников получили оценки. (должны все)
Время, в течение которого ученики двигались. (не менее 5 минут)
Сколько учеников готовы к восприятию нового материала. (как проверено)
Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала. (как проверено)
Соответствует ли объем домашнего задания норме. (да – нет)
Слайд 28
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока
идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!!!
Слайд 29«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем
тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: « А ты что делал целый день?» И тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: «А я принимал участие в строительстве Храма».
Желаю, чтобы Ваша работа была такой же созидательной, как строительство Храма знаний.
Удачи Вам!