Презентация, доклад по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья Адаптация первоклассников

Содержание

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ...

Слайд 1 КОУ ВО «Верхнемамонская школа — интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»
 




Адаптация первоклассников
(обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья)

 
 
Подготовил: социальный педагог Неповинных Н.В.



 



КОУ ВО «Верхнемамонская школа — интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Адаптация первоклассников(обучение и воспитание

Слайд 2

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ...
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби
 
Цель:
Объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка – первоклассника, создание условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к школе-интернат.
 
Задачи:
Формировать учебную мотивацию у детей;
Обеспечить усвоение правил школы-интернат;
Способствовать снижению тревожности у детей в период адаптации;
Обучить способам регуляции эмоционального состояния;
Развивать социально-приемлемые и полезные способы поведения детей;
Воспитывать ощущение собственной ценности.
Изучение механизмов адаптации первоклассника в новых для них условиях.
Овладение приемами поддержки ребенка, принимающего новую социальную роль.
Анализ результатов диагностики учащихся и выявление противоречий и проблем.
 

Слайд 3Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.

Поступление в школу-интернат вносит большие перемены в жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - С поступлением в школу-интернат в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность. На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия).
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.      Поступление в

Слайд 4 Самое главное – психологическая готовность ребёнка к школе. Важно заранее сформировать

в сознании ребёнка положительное отношение к школе. В общении с ребёнком упоминайте, что в школу ходит старший брат, соседская девочка, в ней учились мама и папа. Рассказывайте ребенку, сколько нового и интересного он сможет узнать в школе, о том, что у него появятся новые друзья. Наше учреждение работает в сложных условиях обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых родительские дети, практически постоянно проживающие в стенах нашего учреждения, дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в приемных семьях. На школу-интернат перекладывается значительная часть воспитания, в том числе и семейного.
Самое главное – психологическая готовность ребёнка к школе. Важно заранее сформировать в сознании ребёнка положительное

Слайд 5Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует

и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его.  Наряду с

Слайд 6Причиной снижения сопротивляемости организма могут быть: -уровень подготовленности ребенка к школе; -режимные трудности

(они заключаются в относительно низком уровне производительности регуляции поведения, организованности); -коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе); -проблемы взаимоотношений с учителем; -особенности воспитания в семье, внутрисемейных отношений детей и взрослых.
Причиной снижения сопротивляемости организма могут быть:  -уровень подготовленности ребенка к школе;  -режимные трудности (они заключаются

Слайд 7 Основные принципы работы с детьми на занятии 1. Принцип человечности (гуманизма),

предполагающий создание атмосферы уважительного и доброжелательного отношения к каждому ребенку. 2. Проявление эмпатии и веры в ребенка. Необходимо помнить, что ребенок нормально развивается в организуемом процессе воспитания при условии его позитивного внутреннего состояния (жизнерадостности, счастья, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих). 3. Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий, полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста, а также опору на достижение предыдущего этапа развития, создающее предпосылки для успешного перехода ребенка на следующую социальную ступень развития. 4. Принцип индивидуальности, предполагающий обеспечение максимального проявления возможностей каждого ребенка. 5. Принцип оптимизма - вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.
Основные принципы работы с детьми на занятии  1. Принцип человечности (гуманизма), предполагающий

Слайд 8
Основные этапы работы: 1 этап: Психодиагностическое обследование. Проводится для обучающихся 1 класса

с целью определения готовности к школьному обучению, уровня тревожности и общей самооценки. 2 этап: Групповая работа. На этом этапе осуществляется реализация намеченной программы 3 этап: Аналитический этап. На данном этапе оценивается результативность занятий.
Основные этапы работы: 1 этап: Психодиагностическое обследование. Проводится для обучающихся

Слайд 9 Методические рекомендации проведения занятий Занятия рассчитаны на 25 встреч по 20

– 40 минут 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться со второй - третьей недели обучения первоклассников к школе. Форма проведения занятий - круг. Круг - это возможность несколько побыть вместе, глаза в глаза, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопрос, высказать свое мнение. Ребенок сам оценивает свое состояние в начале и в конце занятия в форме цвета (красный - веселое, радостное; зеленый - немного грустное; синий - грустное, хочется плакать).
Методические рекомендации проведения занятий Занятия  рассчитаны на 25 встреч по 20 – 40 минут

Слайд 10 Физиологические условия адаптации:
Правильная посадка

Выполнение правил письма

Освещённость рабочего

места

Подбор учебной мебели для
первоклассника
Физиологические условия адаптации:      Правильная посадка Выполнение правил письма

Слайд 11 Физиологические условия адаптации: - Организация правильного питания - Введение в рацион ребёнка витаминизированных

препаратов, овощей, фруктов - Недопустимость употребления продуктов с добавками
Физиологические условия адаптации:  - Организация правильного питания  - Введение в рацион

Слайд 12 Физиологические условия адаптации: - Развитие двигательной активности - Воспитание самостоятельности и ответственности

Физиологические условия адаптации:  - Развитие двигательной активности  - Воспитание самостоятельности и ответственности

Слайд 13Психологические условия адаптации:
- Психологический климат в семье
- Роль самооценки ребёнка в

адаптации
- Формирование интереса к школе
- Дружеское общение с одноклассниками



- Недопустимость физического воздействия
- Предоставление самостоятельности
- Учёт темперамента ребёнка
- Организация контроля за учёбой
- Поощрение за успехи
- Моральное стимулирование
- Развитие самоконтроля и самооценки


Психологические условия адаптации:- Психологический климат в семье- Роль самооценки ребёнка в адаптации- Формирование интереса к школе- Дружеское

Слайд 14 Основные методы работы с первоклассниками   Основной метод работы - групповая дискуссия. Ее

суть в том, чтобы высказался каждый участник группы. Этот метод групповой динамики повышает уровень доверия и сплочения, формирует адекватную самооценку, включает детей в поток самых разных эмоций и переживаний, позволяет подобрать и апробировать наиболее удобный для каждого стиль поведения, общения, способов адаптации к окружающему. Ведущий в такой дискуссии — взрослый, он дает слово, помогает себя выразить и благодарит детей за участие в работе группы.   Игровой метод. Игра - не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра - это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.

Слайд 15 Психогимнастика Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастика помогает ребенку

освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.   Релаксационные методы Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.   Эмоционально-символические методы. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса... Использование рисования на определенные темы.

Слайд 16Правила, которые помогут ребёнку в общении.
Необходимо объяснить эти правила ребенку, и,

с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни:
Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Правила, которые помогут ребёнку в общении. Необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка

Слайд 17Фразы для общения с ребёнком
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу

раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
 

Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Фразы для общения с ребёнком Не рекомендуемые фразы для общения: -Я тысячу раз говорил тебе, что…-Сколько раз

Слайд 18 Итоги и выводы: - Помогать преодолевать детям адаптационный период. - Оказывать детям поддержку. -

Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.    
Итоги и выводы: - Помогать преодолевать детям адаптационный период.

Слайд 19СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть