Слайд 1Семинар – практикум
«Арт-терапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Слайд 2
Арт-терапия
(лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение)
представляет собой
методику лечения при помощи художественного творчества.
Слайд 3 Арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и
чувства.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом.
Слайд 4Показания для проведения детской арт-терапии:
• упрямство;
• агрессия;
• страхи; тики, заикание, навязчивости
и др.;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития
• кризисные ситуации;
• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми
• возбудимости или апатичности;
• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;
• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.
• застенчивости и неуверенности в себе;
• гиперактивность и т. д.
Слайд 5 Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?
- Создает положительный эмоциональный настрой.
- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.
-Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
Слайд 6Условия подбора техник и приемов создания изображений.
Условие 1. Техники и приемы
должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Слайд 7Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик. К ней относятся: живопись,
графика, рисование и лепка, а также сказкотерапия, фототерапия, оригами, музыкотерапия, песочная терапия, и т.д.
Слайд 8Мятый лист
(ситуативное применение)
При проявлении агрессии - предложите взять лист бумаги и
как можно сильнее смять его. Затем расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства. Если случайно лист порвется или захочется его выбросить, то такое поведение имеет место быть
Слайд 10В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по
воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку
Марания
Слайд 12Штриховка и каракули
– это графика. Изображение создается без красок, с
помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку! Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.
Слайд 13 Отпечатки
Можно использовать любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их
отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными с участка, из дома, отпечатки частей тела и элементов одежды, аксессуаров и пр.
Пластилин, губки для посуды
бумага
Ватные палочки
Овощи, фрукты, цветы, листья, ветки и т.д.
Учебные принадлежности
Слайд 14Техника раздувания краски
Нужно нанести на лист бумаги водорастворимую краску с большим
количеством воды, использовать различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуть через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.
Слайд 15Рисование на мокрой бумаге
Намочить лист бумаги и нанести с помощью акварели
рисунок. Можно поэкспериментировать с цветами, понаблюдать как они смешиваются, растекаются. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия.
Слайд 16Монотипии
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге
– делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
Слайд 17Кляксография
Капнуть чернилами или красками на тонкую бумагу и предложить свернуть лист
трубочкой или сложить пополам, развернуть лист и посмотреть на образ. Обсудить результаты работы.
Слайд 18Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами
можно создавать изображения с помощью
мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо
из емкости для хранения, либо целыми горстями.