Слайд 1РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА
Причины и последствия
Слайд 2"Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен. Последовательно,
шаг за шагом, оно стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли о том нет, что будет внутренне безволен и жизненно немощен".
Януш Корчак.
Слайд 34 ЭТАПА «АДАПТАЦИИ» ДЕТЕЙ
Познание радости существования, бытия самим собой;
Страдание от того,
что быть самим собой НЕЛЬЗЯ;
Период кризиса, бунт;
Построение новой собственной личности в угоду взрослым, дабы избежать страданий.
Слайд 4ПРОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОБСТВЕННОЙ СИЛЫ
СИЛА ЖИТЬ
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
ОТСТАИВАНИЕ СОБСТВЕННОГО «Я»
АГРЕССИЯ
НАСИЛИЕ
«Сила необходима всему живому. СИЛА
– означает БЫТЬ СПОСОБНЫМ». Р.Мэй
Слайд 5ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛИ
Ценности,
позиции,
мнения, ВНЕШНЕГО
взгляды МИРА
Представление
о себе и
мире
Целенаправленное
мышление и
поведение
Создание собственной системы ценностей, мнений…
ИДЕАЛЬНОЕ
Написание SCRIPTа
Вхождение в мир
Слайд 6Социальная группа
Социальная группа — это коллектив индивидов, вступающих в определенные отношения,
взаимодействия и формирующих социальные отношения.
Первичная группа — это небольшая группа людей, складывающаяся в силу непосредственного взаимодействия индивидов.
Социальный институт
Социальный институт — регулярные и долговременные социальные практики, санкционируемые и поддерживаемые с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества.
Две ипостаси СЕМЬИ
Слайд 7СЕМЬЯ – как первичная малая группа
Интегрированная (малоконфликтная)
Средоточие любви, дружбы, интеграции, взаимной
поддержки и взаимной помощи.
Антидевиантогенный фактор.
Конфликтная (деинтегрированая)
Источник межличностных, межгрупповых (гендерных, поколенческих) столкновений.
Девиантогенный фактор.
Слайд 8Семейное формирование базовых качеств личности
ПЕРВИЧНЫЕ (эмоциональные)
Терпение
Чувство времени
Контактность
Доверие
Уверенность
Сексуальность
Любовь
Вера
ВТОРИЧНЫЕ (рациональные)
Аккуратность
Чистоплотность
Пунктуальность
Вежливость
Честность
Усердие
Обязательность
Бережливость
Послушание
Справедливость
Слайд 9ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Отношение к себе
Отношение к партнёру
Отношение к социуму
Отношение к жизни
Все отношения
строятся через отношения родителей
?
Слайд 10ВИДЫ СЦЕНАРИЕВ (СКРИПТОВ)
SCRIPT (СЦЕНАРИЙ) – ЭТО ПОСТЕПЕННО РАЗВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН, СФОРМИРОВАННЫЙ
В РАННЕМ ДЕТСТВЕ, В ОСНОВНОМ ПОД ВЛИЯНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ.
ЧЕТЫРЕ БАЗОВЫХ СЦЕНАРИЯ:
1. Я+ТЫ+ : ОПТИМИЗМ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ; 2. Я–ТЫ+ : ПЕССИМИЗМ, ДЕПРЕССИВНОСТЬ; 3. Я+ТЫ– : ЗАНОСЧИВОСТЬ, ВЫСОКОМЕРИЕ; 4. Я– ТЫ– : ОТЧАЯНИЕ, БЕЗЫСХОДНОСТЬ.
РЕАЛИЗАЦИЯ СЦЕНАРИЯ:
ОТ 0 – 6 ЛЕТ: ЗАПИСЬ SCRIPT(а), ПОИСК СЮЖЕТА; ОТ 6 – 24 ЛЕТ: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА НА БУДУЩЕЕ; ОТ 22 – 45 ЛЕТ: РЕАЛИЗАЦИЯ SCRIPT(а); ПОСЛЕ 45 ЛЕТ: «РАСПЛАТА».
Слайд 12СОЦИАЛИЗАЦИЯ
СЕМЬЯ – как социальный институт
Слайд 13Социализация – это…
1. Процесс усвоения индивидом знаний, социальных норм, образцов поведения.
Мнение
педагогов.
2. Включение индивида в общество, в систему общественных отношений посредством наделения его (индивида) общественными свойствами и определение его социальной позиции.
Мнение социологов.
3. Перенос и применение усвоенных знаний, социальных норм и образцов поведения в повседневной практике.
Мнение психологов.
Слайд 14Зарождение девиации
Противоречие между потребностями людей и возможностями их удовлетворения.
Зависит прежде
всего от социально-экономического статуса индивида, от его места в социальной структуре общества.
А эти статус и место в значительной степени определяются (во всяком случае в начале жизненного пути как стартовая площадка карьеры) статусом и местом родительской семьи в обществе.
Слайд 15ТЕОРИЯ АНОМАЛИИ (Р.Мертона)
Аномалия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности ,
нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.
Аномалия причина девиации.
Разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами достижения этих целей порождает аномалию.
ДЕВИАНТ – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
Слайд 16Типы девиаций порождаемые аномалией
Приведите примеры целей общества?
Пример: Цель общества – достижение
богатства.
Одобряемое средство – честный труд.
Слайд 17СТОЛКНОВЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Социализация
ИДЕАЛЬНОЕ
+
+ РЕАЛЬНОЕ
INFO ИЗ ВНЕ
ИДЕАЛ
+ РЕАЛИИ ЖИЗНИ = СОГЛАСИЕ С САМИМ СОБОЙ
ОК !
1. СОГЛАСОВАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Слайд 182. РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ИДЕАЛЬНОЕ
+
РЕАЛЬНОЕ –
А. Изменить ИДЕАЛЬНОЕ
Внутренний конфликт
Б. Изменить РЕАЛЬНОЕ
Внешний
конфликт
В. Не принимать INFO
Защитная реакция, когда сливаются воедино внутренний и внешний конфликты, превращаясь в невротический конфликт.
Слайд 20ЭТАПЫ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
СЫН / ДОЧЬ (6 - 11)
Принятие – Отвержение
Непринятие:
«Я
никогда не буду
достаточно хорошим (шей)»
БРАТ / СЕСТРА (13 - 14)
Агрессивность - Пассивность
Обида:
«Я покажу тебе,
и ты будешь сожалеть»
ОТЕЦ / МАТЬ (25 - 30)
Доминирование - Подчинение
Подавление:
«Я заслуживаю
большей радости»
РЫЦАРЬ / ВОЗЛЮБЛЕННАЯ (16 - 17)
Отдача – Сопротивление
Сопротивление:
«Я зол, потерян,
мне грустно и страшно»
Целостность
Слайд 21ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Критерии зрелости Виктора ФРАНКЛА
Слайд 22По каким признакам мы отличаем человека личностно ЗРЕЛОГО от НЕЗРЕЛОГО?
В чём
смысл Любви?
В чём смысл Труда?
В чём смысл Страдания?
В чём смысл Жизни?
В чём смысл Смерти?
Слайд 23
Для формирования характера ребёнка очень важна домашняя атмосфера. Воспитывая ребёнка, помните:
Если
он растет во вражде, то учится быть агрессивным;
Если он растет в насмешках, то становится замкнутым;
Если он растет в упреках, то привыкает жить с чувством вины;
Если он растет в честности, то учится быть справедливым;
Если он растет в любви, то научится верить в людей;
Если его подбадривать, он научится верить в себя;
Если его хвалить, он научится быть благодарным.
Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни.
«Наше потомство несёт на себе
отпечатки наших рук».
Слайд 24«QUO DIVERSUS ABIS?»
Психоаналитические причины аддиктивного поведения подростков
Слайд 25СТРЕМЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Стремление к созиданию. ЛИБИДО
Стремление к разрушению. МОРТИДО
ЛЮБОВЬ
НАРЦИССИЗМ
СУИЦИД
СМЕРТЬ
функция –
обеспечить продолжение человеческого рода
функция – обеспечить сохранение индивида
Слайд 26
Тиранические: принц/принцесса
Мистические: мальчик/девочка
«Маменькин сынок» или «Любимая папина дочка»
Король отец и Королева
мать
Духовный целитель
Мудрая женщина и Мудрый мужчина
ПАРТНЕРСТВО
ОСУЖДЕНИЕ
ОТРЕЧЕНИЕ
ЭГОИЗМ
ПОНИМАНИЕ
СЛИЯНИЕ
Фанатическое
Антисоциальное
Аутистическое
Аддиктивное
Суицидное
Нарцисстическое
Конформистское
ТЕНЬ Здесь мы разбираемся с «частями»
СВЕТ здесь мы имеем дело с «целым»
Бессознательное
Осознанность
- Зрелость
- Незрелое
ММ
МД
ВМ
ВЖ
Слайд 27Типы кризисного поведения
ФАНАТИЧЕСКОЕ
АНТИСОЦИАЛЬНОЕ
АУТИСТИЧЕСКОЕ
АДДИКТИВНОЕ
СУИЦИДНОЕ
НАРЦИССТИЧЕСКОЕ
КОНФОРМИСТСКОЕ
Слайд 28
Тиранические: принц/принцесса
Мистические: мальчик/девочка
«Маменькин сынок» или «Любимая папина дочка»
Король отец и Королева
мать
Духовный целитель
Мудрая женщина и Мудрый мужчина
ПАРТНЕРСТВО
ОСУЖДЕНИЕ
ОТРЕЧЕНИЕ
ЭГОИЗМ
ПОНИМАНИЕ
СЛИЯНИЕ
Фанатическое
Антисоциальное
Аутистическое
Аддиктивное
Суицидное
Нарцисстическое
Конформистское
ТЕНЬ Здесь мы разбираемся с «частями»
СВЕТ здесь мы имеем дело с «целым»
Бессознательное
Осознанность
- Зрелость
- Незрелое
ММ
МД
ВМ
ВЖ
Слайд 29Девиантное поведение проявляется в различных формах, которые взаимосвязаны и образуют единый
блок.
Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлечения и в другие
Слайд 30АУТИСТИЧЕСКОЕ
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЗАТРУДНЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ, ОТОРВАННОСТЬЮ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОГРУЖЕННОСТЬЮ В
СФЕРУ МЕЧТАНИЙ, ФАНТАЗИЙ.
Слайд 31АДДИКТИВНОЕ
ВЫРАЖАЕТСЯ В СТРЕМЛЕНИИ К УХОДУ ОТ РЕАЛЬНОСТИ ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ
СВОЕГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМА НЕКОТОРЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ПОСТОЯННОЙ ФИКСАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРЕДМЕТАХ ИЛИ АКТИВНОСТЯХ (ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), ЧТО СОПРОВОЖДАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ ИНТЕНСИВНЫХ ЭМОЦИЙ.
Слайд 32Уход от реальности
Вызван негативным или оппозиционным отношением к данной реальности.
Причины:
Несовершенство
Консервативность
Единообразие
Подавление экзистенциальных
ценностей
Откровенно антигуманная деятельность
… данной реальности.
Слайд 33Динамика аддиктивного поведения
Начало отклонения (Исходная точка – экстаз и фиксация. Духовный
крах).
Аддиктивный ритм (Искусственная поддержка. Психологический крах).
Формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности (Стереотипия. Психический крах).
Полная доминация аддиктивного поведения (Альенация (отчуждение). Социальный крах).
Катастрофа (Биологический крах).
Слайд 34Характеристики аддикции:
Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных
ситуаций,
Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством,
Внешняя социабельность, сочетаемая со страхом перед стойкими эмоциональными контактами,
Стремление говорить неправду,
Стремление обвинять других, зная, что они невиновны,
Стремление уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения,
Зависимость,
Тревожность.
Слайд 35СУИЦИДНОЕ
ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОВЫШЕННОМ РИСКЕ СОВЕРШИТЬ САМОУБИЙСТВО.
Слайд 36Десять общих черт суицида:
Общей целью суицида является нахождение решения.
Общая задача
суицида состоит в прекращении сознания.
Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.
Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность.
Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
Общим действием при суициде является бегство.
Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.
Слайд 37ФАНАТИЧЕСКОЕ
ВЫРАЖАЕТСЯ В СЛЕПОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ КАКОЙ-ЛИБО ИДЕЕ, ДОКТРИНЕ, НЕТЕРПИМОСТИ К
ЛЮБЫМ ДРУГИМ ВЗГЛЯДАМ, ЧТО МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ДЕЙСТВИЯМИ НАСИЛЬСТВЕННОГО, БРУТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. НЕЙТРАЛЬНЫЕ ИЛИ ДРУЖЕСКИЕ ПОСТУПКИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ЧАСТО ОЦЕНИВАЮТСЯ КАК ВРАЖДЕБНЫЕ ИЛИ ЗАСЛУЖИВАЮТ ПРЕЗЕРЕНИЯ.
Слайд 38АНТИСОЦИАЛЬНОЕ
ОСНОВНОЙ ЧЕРТОЙ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СОВЕРШЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, ПРОТИВОРЕЧАЩИХ ЭТИКЕ
И МОРАЛИ, БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ, ИГНОРИРОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРАВ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
Слайд 39НАРЦИССТИЧЕСКОЕ
ОСОБЕННОСТЬ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ – ЭТО КОНЦЕПЦИЯ ГРАНДИОЗНОСТИ, КОТОРАЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ
В ФАНТАЗИЯХ И ДЕЙСТВИЯХ, ПОВЫШЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ОЦЕНКАМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОТСУТСТВИЕ ДОСТАТОЧНОГО ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИВАНИЯ.
Слайд 40КОНФОРМИСТСКОЕ
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОТСУТСТВИЕМ САМОБЫТНОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ В ПРИВЫЧКАХ, ВЗГЛЯДАХ, ПРИНЦИПАХ, ПРИВЕРЖЕННОСТЬЮ
К ОФИЦИАЛЬНЫМ ТОЧКАМ ЗРЕНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВОМ, НЕКРИТИЧНЫМ СЛЕДОВАНИЕМ УКАЗАНИЯМ ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ ВЛАСТЬЮ.
Слайд 41ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ…
Роберт Мюзиль (1880-1942) – автор книги «Человек без свойств»
«…ТОЛЬКО ПОЛНОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЖЕТ СПАСТИ ЧЬЮ-ЛИБО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.»
Слайд 42ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ СУИЦИДА
Кризисная интервенция
Слайд 43ШАГИ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
Беседа (контакт, оценка рисков)
Интеллектуальное овладение ситуацией (преодоление)
Заключение контракта (план)
Активная
психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах (ресурсы)