Слайд 1«Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи»
«Истоки способностей и дарований детей
- на кончиках пальцев»
В. Сухомлинский
Слайд 2Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа
по развитию мелкой моторики позволяет улучшить и ускорить речевое развитие у детей , улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкая моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания , как внимание , мышление , оптико - пространственное восприятие (координация) , воображение, наблюдательность , зрительная и двигательная память , речь.
Слайд 3При недостатках развития мелкой моторики:
Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
Трудность формирования
правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
Тремор.
Очень медленный темп письма.
Слайд 4Значение развития мелкой моторики:
1. Повышают тонус коры головного мозга.
2. Развивают речевые
центры коры головного мозга.
3. Стимулируют развитие речи ребенка.
4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивают чувство ритма и координацию движений.
7.Подготавливают руку к письму, Поднимают настроение ребенка.
Слайд 5Творческие упражнения:
пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на
пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры);
игры с пуговицами;
шнуровка;
рисование веревочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета);
мозаика
Слайд 9Рисование веревочкой
(выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге)
Слайд 10«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На
балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Игры с пальчиками сопровождаются стишками
Слайд 11«Очки»
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Слайд 12«Флажок»
Я в руке - флажок держу
И ребятам им
машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Слайд 13«Грабли»
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя
Слайд 14«Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел
-
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Слайд 15Различные виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1.Снимать
кожицу с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2.Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупки),Очищать фисташкИ.
3.Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
4.Лепить из теста печенье.
5.Открывать почтовый ящик ключом.
6.Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
Слайд 167.Начищать обувь специальной губкой.
8.Вешать белье, используя прищепки (натянуть веревку для ребенка).
9.Отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.д.
10.Помогать перебирать крупу.
11.Рвать, мять различные виды бумаги.
12.Собирать ягоды.
13.Вытирать пыль, ничего не пропуская.
14.Включать и выключать свет.
15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.