Слайд 1Особенности развития в подростковом возрасте
Что значит находиться в переходном возрасте?
Рекомендации
по взаимодействию
Слайд 2«Где не хватает терпения - надо бы постараться понять, где не понимаю
- постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю».
С. Соловейчик
Слайд 3Хронологически подростковый возраст определяется
с 10-11 до 15 лет.
Младший подростковый возраст
(пубертатный) – от 10-11 до 15 лет (включительно)
Слайд 4Анатомо-физиологические
изменения:
Гормональный всплеск;
Рост стоп и ладоней, рук и ног;
Интенсивный рост костей
и мышц;
Изменение внешности.
Слайд 5Поглощенность собственным телом;
Трепетное отслеживание изменений;
Неловкость и неуклюжесть;
Болезненные реакции на оценку внешности;
Головные
Слайд 6
Активная смена увлечений;
Подростки делят Мир на «Черное и Белое»;
Борьба за справедливость;
Чувствительны,
вспыльчивы, обидчивы. Не знают что делать со своими чувствами;
Современные подростки не хотят взрослеть;
В подростковом возрасте человек непроизвольно копирует отношения и поведение старших, как бы готовится к будущей взрослой жизни;
Слайд 7
Повышенная возбудимость, частая смена настроений;
Подростки нуждаются в конфликтах, чтобы было на
чем учиться, поэтому они провокативны. Они «нарываются», конфронтируют, перечат, не хотят компромисов, не соглашаются, восстают;
Их начинают интересовать вопросы философии, справедливости, идеалов.
Слайд 8Основные потребности подростка:
Потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок,
то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;
Потребность в четких (но не тесных) правилах и границах, которые должны удерживать взрослые, несмотря на бунт и сопротивление ребят, без четких границ подростку трудно самостоятельно удерживаться от деструктивных форм поведения, трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться;
Потребность в развитии и обучении через жизненную практику – подросток должен получить жизненный опыт, он не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт;
Слайд 9
Потребность в интересных жизненных событиях — интерес — это главный двигатель
личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения;
Потребность в удовольствии — подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремится к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия — это наиболее желаемые переживания;
Потребность в уважении и признании — когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложится в основу успеха во всех сферах его жизни;
Слайд 11Прежде, чем делать замечание ребенку, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
В каком
состоянии я нахожусь?
Что даст мое замечание?
Для чего я предъявляю к подростку те или иные требования?
Хватит ли мне времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему так нельзя поступать?
Хватит ли мне терпения и выдержки довести дело до конца?
Слайд 12Когда НЕЛЬЗЯ наказывать или ругать ребенка?
когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания
- психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;
сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам);
когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком;
когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность - во всех случаях, когда что-либо не получается;
когда сами мы не в себе (устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам).
Слайд 13Рекомендации психолога:
Режим дня;
Планирование времени;
Физические нагрузки;
Поддержка витаминами (проконсультируйтесь с врачом);
Переговоры;
«Я –
высказывание»;
Слайд 14
Аргументация;
Твердое, но спокойное и обязательное выполнение своих слов;
Обсуждать с подростком сферы
человеческих чувств и отношений;
Способствовать пониманию собственных действий, поступков и желаний;
Слайд 15Слушайте своего ребенка;
Последствия, а не наказания;
Организовывайте последствия, не унижая, а сохраняя
достоинство ребенка, вселяя надежду на изменение;
Признавайте свои ошибки;
Просите прощения за неправильные действия и поступки;
Будьте справедливы в оценке себя и других;
Слайд 16Быть готовым к отказу или сопротивлению;
Важно, чтобы рядом был взрослый, который
бы временно взял на себя функцию помощи в рассматривании и оценивании (то есть, подставил в рассуждения ребёнка своё «Зрелое Я», как костыль);
Чем более доступен взрослый, который открыт для диалога, тем скорее появится уверенность в себе у подростка;
Единые требования.
Слайд 17Анкета для самоанализа
Доволен ли ты своими отношениями с ребенком?
Есть ли у
тебя взаимопонимание с ребенком?
Бывают ли его друзья у Вас дома?
Помогает ли Вам ребенок в домашних и хозяйственных делах?
Обсуждайте ли Вы с детьми фильмы, телепередачи, прочитанные книги?
Как часто Вы ходите на прогулки со своими детьми?
Были ли Вы с детьми во время каникул?
Сколько времени Вы ежедневно общайтесь со своими детьми?
Какое семейное мероприятие Вам особенно запомнилось?
Слайд 18Завершите предложения, так как завершил бы их ваш ребенок:
Мне бывает грустно,
когда…
Я радуюсь, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я горжусь, когда…
Я сержусь, когда…
- Вы действительно знаете своего ребенка?
Слайд 19Наиболее распространенные ошибки родителей:
неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка;
ограничение
самостоятельности подростка в авторитарной форме;
убежденность, что наказание приносит пользу, а не вред;
нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей;
непонимание потребностей детей;
игнорирование личных интересов ребенка;
запрещение подростку заниматься любимым делом;
убежденность в том, что все заложено природой и что домашняя среда не влияет на воспитание ребенка;
бездумное удовлетворение потребностей детей при полном отсутствии их представления о цене труда.
Слайд 20Ритуалы, которые нравятся:
Перед уходом в школу получить объятие родителей и
напутственное слово или жест;
Приходя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;
Посидеть в сумерках при свечах;
На ночь, что-либо рассказать и заботливо укрыть;
В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
Вместе готовиться к празднику;
Посидеть взявшись за руки;
Играть в настольные игры всей семьей.
Слайд 21По результатам исследований подростки мечтают о таких родителях, которые:
Интересуются ими
и готовы помочь, когда нужно;
Выслушивают их и стараются понять;
Дают почувствовать, что они любят своих детей;
Показывают свое одобрение;
Принимают подростков такими, какие они есть, - со всеми ошибками и недостатками;
Доверяют им и ждут от них хорошего;
Относятся к подросткам как к взрослым;
Веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора.
Слайд 22Мира, развития
и взаимопонимания вам!
Педагог-психолог