Слайд 2Родительское собрание
«Семейные ценности – залог
успешного воспитания»
Слайд 3Кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей:
семья
или школа?
Слайд 4На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот,
что они думают:
до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;
6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;
12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;
17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;
Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»
Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей и бесконечно благодарное…
Слайд 5Анализ анкеты «Я и моя семья».
Вопросы анкеты:
Кто глава вашей семьи?
Чем ты
огорчаешь родителей?
Чем ты их радуешь?
Как тебя наказывают родители?
Просишь ли ты прощения?
Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?
Какие у тебя отрицательные черты характера?
Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?
Что хотел бы ты изменить в своей семье?
Как ласково называют тебя в семье?
Слайд 6Тест «РИСУНОК СЕМЬИ»
(тест «Моя семья»)
Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и
понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».
Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным.. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.
Слайд 7Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш,
ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным.. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.
Слайд 8Интерпретация
В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не
предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.
Слайд 9ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто
чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:
Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает : «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
2. На рисунке отсутствует сам автор.
Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
Ребенок «отторгается» от семьи : «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»
Слайд 103. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум
в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.
4. Размер изображенных персонажей
показывает их значимость для ребенка
Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее.
Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.
Слайд 115. Размер ребенка на листе.
Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным
в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).
6. Место расположения ребенка на рисунке
отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.
Слайд 127. Расстояние между изображенными
свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности.
Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов ( мебель, вазы, ...), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.
8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).
Слайд 139. Расположение фигур на листе.
Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше,
кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи
10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.
Слайд 1411. Части тела.
Голова.
Это – важная и самая ценная часть тела.
Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает с большой головой
Глаза.
Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи
Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).
Уши.
Это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят
Слайд 15Рот.
На рисунке рот – «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются,
обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.
Шея.
Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).
Руки.
Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения
Ноги.
Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье
Слайд 1612. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами
ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.
Слайд 1713. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это
чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.
13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом
14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.
Слайд 18Оценка
Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл —
за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.
Подсчитай сумму баллов.
Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.
Подсчитай общую сумму.
Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов
0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.
10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.
19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.
Слайд 19Анкета «Общение в семье»
(для родителей)
1.Считаете ли вы, что в вашей
семье есть взаимопонимание с ребенком?
2. Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам ?
3.Интересуется ли он вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
5.Бывают ли они у вас дома?
6.Участвует ли ваш ребенок вместе с вами в домашних делах ?
7.Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения?
Слайд 208.Проверяете ли вы, как он учит уроки?
9.Участвует ли ребенок в подготовке
к семейным праздникам?
10.Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых» ?
11.Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги ?
12.А телевизионные передачи и фильмы?
13.Бываете ли вы вместе с ним в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14.Участвуете ли вы вместе с ребенком в прогулках, туристических походах?
15.Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет?
Слайд 21Результаты.
За каждое «да» поставьте себе 2 балла, за каждое «отчасти», «иногда»
- 1 балл, за «нет» -0.
Более 20 баллов.
Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10-20 баллов
Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов
Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Слайд 22Памятка
«Как относится к своему ребенку»
Смотри на своего ребенка как на
самостоятельную личность.
Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, где сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейном коллектива.
Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
Слайд 23Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям
он совершил свой поступок.
Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.
Не балуй его и не делай за него то, что он может сделать сам.
Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.
Слайд 24Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
Слайд 26Анкета «Какие мы родители?»
Да – 2, иногда – 1, нет
- 0
1. Проводите ли Вы выходные дни вместе с детьми?
2. Есть ли у Вас взаимопонимание в семье?
3. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли Вы в таком случае, не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?
4. Следите ли Вы за статьями в журналах, телевизионными передачами на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
5. Единодушны ли Вы с вашим супругом в воспитании детей?
6. Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
7. Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
9. Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу свою работу»?
10. Рассказываете ли о своих трудностях ребенку, о работе?
Слайд 27Самоанализ анкетирования
Меньше 6 баллов – о настоящем воспитании Вы имеете довольно
смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
7- 14 баллов – Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области следовало бы задуматься. А начать можно с того, что в ближайший выходной полностью посвятить себя детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.
Больше 15 – Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Слайд 28Родительское собрание :
«дети – не для насилия»
Слайд 29Никогда не поднимайте руку на ребенка.
Делая это, вы оставляете беззащитным
свое
солнечное сплетение.
Оззи Озборн
Слайд 30Влияние на ребёнка:
Не растёт, не набирает веса или теряет в весе
Ребёнок
брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища
Нет прививок, нуждается в услугах врача, запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия)
Не ходит в школу, прогуливает школу
Устаёт, апатичен, имеет отклонения в поведении
Слайд 31Чем заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть
у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.
Слайд 34Родители снижают самооценку ребенка, когда:
Требуют послушания
Когда учат его подстраиваться и
не конфликтовать с окружающими
Когда боятся положиться на ребенка
Когда недооценивают его возможности
Когда защищают его от трудностей
Когда контролируют его действия
Слайд 35В результате мы имеем:
Ребенок становится
неуравновешенным
Не доверяет окружающим
Не верит в свои силы
Он не ощущает себя значимым и ценным
Слайд 36Определение самооценки ВАШЕГО ребенка
Дать задание:
«Нарисуй лестницу из 10-ти
ступенек:
на верхней – самые удачливые люди (они красивы, талантливы, уверенны, у них все получается быстро, легко
и хорошо, их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются)
Слайд 37
на самой нижней – неудачники ( они не уверенны в
себе, не обладают определенным талантом, их сторонятся окружающие), -
подумай, где твое место на этой лестнице в данный момент, укажи его»
Слайд 38Анализ теста:
Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступенек
- это
тревожный симптом:
Чувство неполноценности снижает эффективность учебы, т.к. он постоянно недоволен собой, ругает себя, у него нет сил на хорошую учебу
Слайд 39Как можно повысить самооценку ребенка:
Попросите ребенка написать всё хорошее и
всё плохое, что есть у него ( плохое напишет быстро, чем хорошее - надо напомнить ему хорошее, - его должно быть больше)
Надо помочь ему справиться с недостатками
Слайд 403. Помогите ему развить все его способности
4. Не сравнивайте его
со сверстниками
(надо сравнивать его предыдущий результат с настоящим - тогда будет УСПЕХ)
5. Научите его уважать себя - тогда он будет уважать других (ВАС в первую очередь)
Слайд 41Вывод:
Уважаемые Родители, помогите повысить неадекватно заниженную самооценку вашему ребенку :
Помогите
поверить в себя, в свои силы
Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности
Подчеркивайте индивидуальность вашего ребенка
Понимание
и общение
с детьми
Слайд 43Закономерность:
чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится.
Слайд 44Не унижайте, а поддерживайте!
При общении
мальчикам важно получать
поддержку и одобрение
со стороны мам,
а девочкам – со стороны пап.
Слайд 45Не унижайте, а поддерживайте!
Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой,
“холодной” войны.
Слайд 46•Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический
настрой на весь день.
•Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
•Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
Памятка для родителей
Слайд 47Благодарю за внимание!
Успехов вам во
взаимопонимании с
детьми !
Слайд 48Практическая часть.
Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).
Инструкция:
«Прочтите описание
каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей;
скажите вариант более действенного высказывания».
Слайд 49Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей.
Поэтому родители говорят ему:
«Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
Слайд 50(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения».
Не следует требовать
выполнения сразу же.)
Слайд 512. Родители говорят своему ребенку:
«Забудь о прогулках.
Мы разрешим, когда
ты будешь нас слушаться»
Слайд 52(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)
Слайд 533. Родители говорят своему ребенку:
«Не проси денег, ты все равно
потратишь их впустую!»
Слайд 54(Ответ:
« Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других
денег не будет»)
Слайд 554. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал!
Вечно у тебя
все из рук валится!»
Слайд 56( Ответ:
«Я знаю, что ты не хотел этого.
Но надо быть
внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)