Слайд 1Родительское собрание на тему:
Роль семьи и школы в формировании
школьного
Слайд 2.
Семья – это первый коллектив, с которым встречается в жизни
маленький ребенок.
Каким он вырастет ,
во многом определяется
его положением в системе
семейных отношений.
Слайд 3Показатели благоприятного психологического климата семьи:
стремление ее членов проводить свободное время в
домашнем кругу;
беседовать на интересующие всех темы;
вместе выполнять домашнюю работу;
подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;
открытость семьи, гостеприимство.
Слайд 4Портрет психологически здорового ребёнка.
1.Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные
проблемы.
2.Ребёнок испытывает чувство привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
3.Ребёнок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких людей и значимых для него лиц.
4.Обладает устойчивым чувством «Я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
5. Способен к сопереживанию.
6.Не проявляет выраженных чувств ревности и зависимости при наличии чувства – доброжелательности к людям.
7. Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.
Слайд 5Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка.
Факторы социально-культурного характера:
ускорение темпа жизни;
дефицит
времени родителей;
недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
загруженность родителей и невротизация взрослых;
неумение решать внутриличностные конфликты.
Слайд 6Социально-экономические факторы:
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
ранний выход матери на работу.
Слайд 7Социально-психологические факторы:
дисгармония в семейных отношениях;
дисгармония в семейном воспитании;
нарушение в сфере детско-родительских
отношений.
Слайд 10 Закончите предложения так, как, на ваш взгляд, закончил бы Ваш
ребёнок:
1. «Мне бывает очень радостно, когда…»
2. «Я очень грущу, когда…»
3. «Мне бывает страшно, когда…»
4. «Я сержусь, когда…»
5. «Мне бывает стыдно, когда…»
Сравните Ваши ответы и ответы, данные вашими детьми ( анкеты детей).
Степень совпадения ответов будет говорить о Вашей способности взглянуть на происходящее глазами ребёнка, о понимании его эмоционального состояния.
Слайд 11Принципы общения с ребёнком.
Безусловно, принимать ребёнка.
Активно слушать его переживания и потребности.
Бывать
(читать, играть, занимать) вместе.
Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами (значит доверять).
Конструктивно решать конфликты.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
10.Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.
Слайд 12Проблема №1
Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении с
детьми, но не знают, как ему помочь.
Причина:
Возможно, родители этого ребенка сами испытывали трудности в общении со сверстниками и поэтому они не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.
Совет:
Необходимо всячески способствовать участию ребенка в походах, поездках. Не стоит запрещать ребенку оставаться после уроков, если намечается какое-нибудь классное мероприятие. Иначе все ребята сдружаться между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе. Запишите ребенка в какой-нибудь клуб, кружок, секцию, где есть друзья и одноклассники со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте общение с ними.
Слайд 13Проблема №2
Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если
и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.
Причина:
Иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
Совет:
Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиком своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Ребенку нужно, научиться не бояться сверстников и доверять им.
Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
Слайд 14Проблема №3
Проблема отвергаемых детей. Никому из родителей не хочется, чтобы ребенок
стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
Причина:
Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то». Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки.
Совет:
В таком случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах, которые испытывает жертва. Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними – пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.
Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться толерантности.
В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим детям, родителям, учителям.
Слайд 15
воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения
позитивно с ними взаимодействовать;
воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
Цели, направленные на формирование классного коллектива:
Слайд 16 при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность,
свобода своего «я».
При неблагоприятном климате:
незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком
Слайд 17 формирование традиций классного коллектива.
День здоровья.
Слайд 20Ломоносовская неделя.
аквафорум
Бурятская народная сказка «Медведь»
Быстрый счёт.
Конкурс каллиграфии.
Конкурс чтецов.
Слайд 21Участники научно-практической конференции.
Классный час о лесах Бурятии.
С Новым годом!
Слайд 22Анализ анкетирования.
Исследование психологического комфорта в классе.
Слайд 23Отношения между людьми в любом коллективе, в том числе в детском,
по неписанным законам социума строятся по принципу иерархии.
Практически все дети, даже в самых благополучных классах, имеют свои социальные роли. Насколько они позитивные и комфортные для ребенка? И что могут сделать взрослые, чтобы обеспечить благополучное пребывание своих детей в коллективе?
В любом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть общительные и активные, а есть скромные и застенчивые. Одни стремятся занять первые позиции в коллективе, а других вполне устраивает второй план. Но так или иначе, каждому ребенку в классе обязательно отводится своя социальная роль. В некоторых случаях она зависит от характера и воспитания детей, а иногда ярлыки присваиваются в результате единичных ситуаций и избавиться от них бывает очень сложно. Зачастую, самому ребенку выгодна определенная позиция, даже если она на первый взгляд и не кажется самой лучшей. Кстати, и престижная роль может оказаться не самой комфортной. Каковы же плюсы и минусы каждого типа отношений и в чем состоит задача родителей?
Слайд 24Дети — любимцы
С любимцами хотят дружить все — как мальчики,
так и девочки. Они с рождения обладают коммуникативными способностями — не обижают других, но и себя обижать не позволяют, имеют авторитет, но не пытаются подчинить себе остальных детей. Они любимы, уважаемы, с ними приятно общаться. Часто таких детей большинством голосов выдвигают старостами класса. Положительные стороны такой позиции в том, что у любимчиков практически со всем коллективом складываются хорошие отношения. Поэтому в школу они ходят с желанием, им нравится сама возможность формирования отношений с одноклассниками. Опасность в том, что желание оставаться постоянно позитивным для всех, в будущем может отразиться на личной жизни. Из опасения разочаровать других, в будущем приводит к отказу от того, что может быть по-настоящему дорого человеку.
Чем могут помочь такому ребенку взрослые? Прежде всего объяснить, что в отдельных случаях стоит поступать так, как хочется, даже если подобные действия могут вызвать недовольство окружающих. Невозможно постоянно быть хорошим и удобным для всех.
Слайд 25Тихони: дети, имеющие богатый внутренний мир
К этой категории принадлежат дети с
богатым внутренним миром, являющиеся по своей натуре интровертами. Им не требуется общественное признание и подтверждение их значимости. Они не ищут общения, не строят отношений, отличаются самостоятельностью, отлично выполняют письменные работы, однако не приветствуют публичных выступлений. В классе особой активностью не отличаются по той причине, что это не представляет для них интереса. Порой им недостает уверенности в собственных силах. В чем преимущества тихони? Им не обязательно взаимодействовать с окружающим миром. Однако, при этом, есть возможность сосредоточиться на тех вещах, которые интересны им по-настоящему. Опасность такого поведения состоит в замкнутости и неумении в будущем строить полноценные отношения с окружающими.
Взрослые должны помочь ребенку стать активнее и научить выгодно использовать свои сильные черты характера. Крайне важно, чтобы у тихони был хороший друг: в таком случае он не будет ощущать себя несчастным и одиноким.
Слайд 26Неприятие как основа отношений изгоев
Очень часто формирование
отношений у детей, кардинально отличающихся от ровесников чертами характера, особенностями внешнего вида или привычками поведения имеет определенные сложности. Они становятся в коллективе белыми воронами, то есть изгоями. В отдельных случаях причинами этого могут стать религиозность или низкий материальный уровень родителей. Одноклассники дают им обидные прозвища и не берут в свою компанию. Плюс этой позиции в том, что ребенок имеет право не считаться с общественным мнением и в любой ситуации поступать так, как ему хочется. Это воспитывает индивидуальность. Недостаток в том, что за ним закрепляется обидный ярлык, в результате чего, ребенок может вырасти забитым и трусливым.
Взрослые должны постараться убедить его в том, что быть особенным — это хорошо, и найти способ помочь ему повысить свою самооценку.
Слайд 27Негативное влияние роли хулигана
Хулиган — это
отрицательный герой, хотя он тоже способен занимать позицию лидера. Ребенок хочет привлечь к себе внимание, а поскольку формирование отношений на позитивной основе — это не его конек, то делает это при помощи хулиганских выходок. Ровесники идут за таким лидером в зависимости от сложившейся ситуации. Проблема, между прочим, произрастает из семьи: отрицательному лидеру не достает внимания в собственной семье, причем в большинстве случаев его даже не пытаются наказать за проступки. По этой причине он не осознает, что причиняет зло людям. Выгода этой роли в том, что дети получают желанное внимание. Они упорно доказывают учителям, ровесникам и, прежде всего, себе то, что тоже являются личностью. Но проблема в том, что асоциальная основа отношений в обществе может войти в привычку. Хулигану не составляет труда причинить страдания другому человеку.
Родители должны в корне перестроить систему воспитания. Основа отношений с ребенком должна строиться на поощрении хороших поступков и наказании хулиганских выходок. Кроме того, родители должны всегда интересоваться его успехами и делами, но только делать это искренне, а не ради галочки.
Слайд 28Построение отношений лидера
Лидерами в коллективе становятся дети, имеющие ярко
выраженные организаторские способности. Это сильные личности, умеющие брать на себя ответственность за общие дела. Лидера не всегда любят, но его слушаются, боятся и уважают. Лидером способен стать кто угодно — будь то отличник либо отъявленный хулиган. Важно то, что этот ребенок способен увлечь других собственными идеями и без особых усилий оказать влияние на мнение большего числа ровесников. Правда, этим детям иногда приходится несладко — всегда находятся завистники, которые будут портить отношения лидера с другими. Плюс лидерства в том, что ребенок регулярно получает подтверждение в признании, а это хороший посыл для дальнейших достижений. А минус — невозможность проигрыша, иначе его свергнут с пьедестала. Для лидера такая ситуация слишком болезненная, поэтому он всегда находится в напряжении.
Взрослые в такой ситуации должны убедить ребенка в том, что поддержка важна от нескольких настоящих товарищей, а не от всего класса.
Слайд 29Особенности поведения подлиз: чем могут помочь родители?
Подлиза не против
быть лидером, но ему не хватает для этого ни сил, ни личных качеств. Поэтому предпочитает другую основу отношений — держаться поближе к лидеру. Подлиза труслив, он боится быть обиженным, поэтому и ведет себя подобным образом. Такие дети могут абсолютно искренне восхищаться ярким и харизматичным лидером. Однако часто из опасения потерять удобную позицию поступают вопреки собственному мнению. Такая позиция хороша тем, что всегда имеется защита, а еще возможно погреться в лучах славы признанного лидера. Бесспорно, гибкость в отношениях, а также умение подстраиваться под собеседника являются полезными качествами для общения. Но плохо то, что ребенок не имеет собственного мнения. Помимо того, существует риск, что маленький подхалим и во взрослой жизни станет добиваться поставленных целей не действиями, а лестью и ложью.
Родители должны учить ребенка быть ответственным и доказывать, что он сам личность, без «крутой» поддержки. Какие бы сложности не возникали в отношениях, ребенку очень важно чувствовать родительскую поддержку. Необходимо помочь ему принять тот факт, что все люди разные, между ними часто возникает недопонимание, и невозможно нравиться всем одновременно. Главное — не бояться отстаивать свою позицию и уметь находить компромиссы.
Слайд 30Социометрическое изучение межличностных отношений
в детском коллективе.
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
их всего три.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?......................
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?....................
3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?............................
Слайд 31Уровень благополучия взаимоотношений ( 17 ˃ 14) Высокий:
для которого
характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует очень внимательно отнестись к наличию «нейтральных» и «отвергнутых» и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.
Слайд 32«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой