Слайд 1Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать?
Психолог МБОУ
«Гимназия
№1»
Светлана Михайловна
Хайретдинова
г. Нижневартовск
Слайд 2Почему дети не читают?
Безусловно, чтение постепенно утрачивает свою культурную и образовательную
роль в обществе, превращаясь из источника получения информации в средство развлечения.
Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей.
Слайд 3Почему дети не читают?
Родители многократно объясняют ребёнку, как важно научиться читать,
но при этом ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, а больше времени проводят у телевизора, подавая пример ребенку, не возможно научить его делать, то, что сам не делаешь!
Слайд 4Почему дети не читают?
Дети видят небрежное отношение к книгам: они пылятся
в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению.
Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках и являются частью интерьера. Родители здесь тоже могут много говорить о пользе чтения, ценности книг.
Постепенно и ребенок привыкает «ценить» домашние книги, как изящную дорогую вазу или антикварные безделушки, которыми можно любоваться, восхищаться, но лучше не трогать.
Слайд 5Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?
Насилие или “Реакция подсознания
на принуждения”
Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать.
Не допускайте раздраженных и гневных интонаций.
Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!
Слайд 6В детстве меня заставляли читать :)
Как только ребенок начинает учить буквы
– ему очень интересно и есть большое желание НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ!
Но, как и любой начинающий, дети делают ошибки в чтении.
Как правило, что делают родители, останавливают и заставляют перечитывать.
укор давлением и обвинительная интонация
А если ребенок прочитывает предложение правильно, то никаких
поощрений не получает.
Что происходит на уровне подсознания?
Подсознание видит взаимосвязь: чтение = страдания. Это
правило быстро “прошивается” на неосознанном уровне. А
подсознание, как известно, всегда управляет нашими поступками.
И его не интересует, что по этому поводу думает наше сознание.
Слайд 7В детстве меня заставляли читать :)
Подсознание зафиксировало: ага, читать – это насильственная
преграда, запрещающая заниматься тем, что мне действительно нравится.
Усиливается ли от этого желание читать? НЕТ!
Ошибка сводится к ложному пониманию первопричины. Ребёнок не любит читать, потому что его заставляли.
Привить любовь к книге через принуждение? Можно ли заставить человека полюбить кого-либо или что-либо через принуждение? Ответ очевиден.
Слайд 8Почему дети не читают?
Перегруженность школьной программы и отсутствие индивидуального подхода ученику
(список литературы на лето огромен и обязателен для всех учащихся).
Слайд 9“Воспитываем интерес к чтению”
Существуют методы, которые неоднократно проверены на практике и
хорошо себя зарекомендовали.
Вадим Левин – детский писатель и поэт, а так же кандидат психологических наук хорошо разбирается в этом вопросе.
Слайд 10“Воспитываем интерес к чтению”
Читайте ребёнку всегда!
А когда он захочет читать
сам, сохраняйте ритуал «чтения на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.
Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых!
Слайд 11“Воспитываем интерес к чтению”
Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на
самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
Слайд 12“Воспитываем интерес к чтению”
Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он
должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Просто предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
Слайд 13“Воспитываем интерес к чтению”
Подпишите ребёнка на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт –
что ему больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы, которые ребёнок сам выберет, – примечание автора блога). Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
Слайд 14“Воспитываем интерес к чтению”
Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может
быть, ребёнок просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными — пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
Слайд 15“Воспитываем интерес к чтению”
Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор.
(Ни в коем случае не принуждайте ребёнка ходить в библиотеку, если он этого не хочет, – примечание автора блога).
Слайд 16“Воспитываем интерес к чтению”
Ходите вместе в книжный магазин
Уважайте выбор своего ребенка.
Чтобы он не предпочел – короткие статьи из энциклопедии или детские тематические журналы – поддерживайте его помогите в приобретении.
Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает.”