Слайд 1Адаптация первоклассников
Педагог-психолог: Темникова М.А.
Слайд 2Причины трудностей, возникающих в период адаптации первоклассников
недостаточная подготовленность ребенка к
школе ;
соматическая ослабленность ребёнка, органические повреждения центральной нервной системы (травмы головного мозга, гипоксии, нейроинфекции);
тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов;
завышенные ожидания родителей
(нормальные средние успехи ребенка
воспринимаются как неудачи, а
реальные достижения не учитываются,
оцениваются низко).
Слайд 3Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Этот уровень позволяет прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.
Слайд 4Психологическая готовность
к школе
Интеллектуальная
готовность
Личностная
готовность
Социально-психологическая
готовность
Слайд 5Интеллектуальная готовность
наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний;
дифференцированное восприятие (выделение фигуры
из фона);
концентрация внимания;
аналитическое мышление (способность увидеть связь между явлениями, умение воспроизводить образец);
сформированность основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенных признаков и др.);
возможность логического и механического запоминания;
развитие тонких движений руки и зрительно-моторной координации;
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов ;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий.
Слайд 6Личностная готовность
1.Определенный уровень развития
мотивационной сферы –
преобладание у
ребенка познавательного
мотива над игровым
(мотивационная готовность к школе);
2.Определённый уровень развития произвольной сферы (волевая готовность к школьному обучению):
умение работать по образцу;
умение сознательно подчинять свои действия правилу;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;
умение соблюдать дисциплину.
Слайд 7Личностная готовность
3.Формирование «внутренней позиции школьника» - готовности к принятию новой социальной
позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей, т.е положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение;
4.Определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка (эмоциональная устойчивость);
Слайд 8Социально-психологическая готовность
отношение к взрослому (взрослый
становится непререкаемым авторитетом,
образцом для подражания);
отношение к сверстникам (проявление коллективистической направленности - умение успешно взаимодействовать, выполняя совместные действия );
отношение к самому себе
(адекватное отношение ребенка к своим
способностям, результатам работы,
поведению, т.е. определенный
уровень развития самосознания и самооценки).
Слайд 9Диагностика
1). Проективный тест «Геометрическая фигура»
Цель обследования: Определение способностей действовать по заданному
образцу.
Результаты обследования:
Слайд 102). Проективный тест «Черный квадрат»
Цель обследования: Выявление умений ориентироваться в цветах
и на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), а также умение пересчитывать клеточки до 6.
Результаты обследования:
Диагностика
Слайд 11Диагностика
3). Задание на слуховое восприятие информации, знание различных форм геометрических фигур
и счета до 6.
Цель обследования: Умение воспроизводить информацию, полученную через аудиальный канал восприятия, и работать с ней, а также знать простейшие геометрические фигуры. Результаты обследования:
Слайд 12Диагностика
4). Задание на зрительное восприятие материала и умение работать с ним.
Цель
обследования: Исследование визуального восприятия учащихся и выявление умений сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыков счета).
Результаты обследования:
Слайд 13Диагностика
5). Задание «Птицы и звери»
Цель обследования: Выявить умение классифицировать объекты по
признакам.
Результаты обследования:
Слайд 14Диагностика
6). Задание на проверку фонематического слуха.
Цель обследования: Проверить состояние фонематического слуха
учащихся и восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Результаты обследования:
Слайд 15Диагностика
7). Задание на овладение звуковым анализом.
Цель обследования: Выявить степень овладения звуковым
анализом на уровне определения количества звуков в слове (методом проговаривания слова).
Результаты обследования:
Слайд 16Диагностика
8). Определение мотивов учебной деятельности (методика М.Р. Гинзбург).
Цель обследования: Изучение сформированности
мотивов учения, выявление ведущего мотива.
Слайд 17Диагностика
Уровень готовности детей к обучению в соответствии с результатами обследований
Результаты обследования:
Слайд 18I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие
социальных мотивов;
II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Слайд 19Заключение:
На основании диагностического обследования обучающихся 1 «А» класса можно сделать
следующие выводы:
Уровень готовности детей к обучению выше среднего;
Уровень школьной мотивации высокий;
На основании диагностического обследования обучающихся 1 «Б» класса можно сделать следующие выводы:
Уровень готовности детей к обучению выше среднего;
Уровень школьной мотивации высокий;
Слайд 20На основании диагностического обследования обучающихся 1 «В» класса можно сделать следующие
выводы:
Уровень готовности детей к обучению средний;
Уровень школьной мотивации выше среднего;
На основании диагностического обследования обучающихся 1 «Г» класса можно сделать следующие выводы:
Уровень готовности детей к обучению средний;
Уровень школьной мотивации ниже среднего;
Слайд 21Рекомендации:
Адаптационные занятия;
Соблюдение режима дня;
ПМПК;
Консультации для родителей и педагогов.