Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных
умений в процессе обучения, является многообразие форм рефлексии
Вербальные формы:
Устное обсуждение;
Рассказ;
Высказывание происходящих изменений;
Опрос
2. Невербальные формы:
Сочинение;
Письменное анкетирование;
Графическое или рисуночное изображение происходящих изменений;
Рефлексивные вопросы:
Что нового узнал (осознал, открыл, понял) на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания потребовались в решении проблемы?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Что бы ты изменил в своих действиях на уроке?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Ю.С.Степанов, С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев
По содержанию:
устная рефлексия
письменная рефлексия
2. По цели:
рефлексия эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания
3. По функции:
личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
интеллектуальная рефлексия
адекватно воспринимать себя
ставить цель деятельности
определять результаты деятельности
соотносить результаты с целью деятельности
определять наличие ошибок в собственном поведении
описывать прожитую ситуацию
физическую (успел – не успел, сказал – не сказал, т.д.)
сенсорную ( самочувствие: комфортно – дискомфортно, весело, скучно и т.д.)
интеллектуальную (понял, осознал, испытал затруднения и наоборот)
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя и других и т.д.)
Духовную рефлексию лучше проводить письменно, индивидуально и
без огласки результатов:
«На уроке я чувствовал себя …, потому что …»
«За весь день я…»
«Так прошло мое лето …»
«В последний день четверти я думаю…»
«Если бы мой школьный год можно было начать сначала…»
Личностью человек не рождается, он становится личностью
Определение личности связывают с понятием
«самосознание» и «рефлексия»
Результатом применения рефлексии может стать:
сконструированное понятие;
сформулированное противоречие;
найденная причинно-следственная связь или закономерность;
теоретическая конструкция по изучаемому предмету;
осознание процессов познания окружающего мира;
осознание своего поведения;
осознание своего психологического состояния;
Варианты вопросов
Этап
организ.
момента
Побуждение учащихся
К деятельности
Выражается в выборе
индивидуальной цели в
рамках формирования
умений и навыков
Прочитайте тему урока и
Попробуйте сформулировать
Свои задачи и цели.
С чего начнете?
На
этапе
актуали
зации
Выявление уровня
Подготовленности.
Каждый ученик для себя
определяет полноту
знаний по теме и
самостоятельно оценивает
правильность выполнения
задания.
В начале
работы по
теме урока
содержа
тельная
рефлексия
Помочь учащимся
осознать
«интеллектуальный
конфликт»,
получит знание о
границе своего
знания и выдвинуть
учебную задачу
Самостоятельно выбрать
форму организации
познавательной
деятельности
Как поможет вам работа в парах?
На
завершаю-
щем этапе
Подвести итоги,
Поставить новые
Цели, выявит
удовлетворенность
Происходит осознание
учащимися уровня
освоения, способ действий, их
продвижение
Что дала вам эта работа в парах?
Какие трудности вы встретили?
Что нового узнали?
Прием Синквейн
Составление четверостишия по схеме, 5 – ти строк
Рефлексивный прием «Бортовой журнал»
Положительное (понятное)
Отрицательное (непонятное)
Интересные мысли других
Рефлексивный прием «Светофор»
Школьники сигналят разноцветными карточками:
Зеленая – побольше таких дел, поучительно
Желтая – понравилось, но не все интересно
Красная – дело не понравилось, скучно
Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова – вопрос темы
Верхние косточки – основные понятия темы
Нижние косточки – суть понятий
Хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, ключевые слова, фразы
Прием «Оценочная лесенка»
Уверен в своих силах
хорошо
плохо
крайне скверно
Для оценивания учащимися своей активности и качества работы на уроке
предлагаю на листочке отмечать свои ответы:
V - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
W - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
I - ответил по своей инициативе, ответ не правильный
+ - ответил по своей инициативе, ответ правильный
0 – не ответил
культура
«Плюс» «Минус» «Интересно»
записывают все,
что понравилось
на уроке:
информация,
формы работы,
положительные
эмоции;
либо по мнению
ученика могут ему
быть полезны для
достижения
каких-то целей
записывают все, что
не понравилось на
уроке, показалось
скучным, вызвало
неприязнь,
осталось непонятным
или информация, по
мнению ученика
оказалась для него
ненужной,
бесполезной с точки
зрения решения
жизненных
ситуаций.
записывают
любопытные факты,
о которых
узнали на уроке и что
бы еще хотелось узнать
по данной теме,
проблеме.
Вопросы учителю
определить это?
воспроизвести это?
Знание
дать пример этого?
интерпретировать это?
проиллюстрировать это?
оценить это?
Понимание
продемонстрировать это?
свести это в таблицу?
управлять этим?
проверить это?
применить это?
Применение
дифференцировать это?
объяснять для чего … используется?
подтвердить … этим?
проиллюстрировать как .. с этим?
вывести из этого?
Анализ
подразумевать .. с этим?
предложить…, используя это?
заключить …, используя это?
Синтез
Оценка
Получил прочные знания, усвоил весь материал,
работал активно, предлагал версии, давал правильные
ответы, помогал товарищам (9-10 баллов)
Усвоил материал, но есть над чем еще поработать, не всегда
участвовал в обсуждении, в ответах ошибался (7-8 баллов)
Усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют
дополнительного изучения, на уроке работал вяло, делал много
ошибок. ( 4-6 баллов)
Не усвоил материал, не ориентируюсь в теме, практически
не отвечал на уроке. 0-3 балла)
«5»
«4»
«3»
«2»
Рефлексивная игра «Мяч по кругу»
Прием «Сюжетная таблица вопросов» для изучения текста
Один ученик завершает формулировку вопросов, а второй на них отвечает,
используя текст
Итог
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть