Презентация, доклад на тему Рефлексия в образовательном процессе

Содержание

Содержание рефлексивных уменийВажным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучения, является многообразие форм рефлексииВербальные формы: Устное обсуждение; Рассказ; Высказывание

Слайд 1 Рефлексия в образовательном процессе

Рефлексия:
самопонимание


самопознание
понимание и оценка другого
отрефлексировать что-то- «пережить», пропустить через
свой внутренний мир, «оценить»
управлять своей собственной активностью в соответствии с
личностными ценностями и смыслами
обеспечение осмысления прошлого и предвосхищение будущего

= обобщая понятия о рефлексии многих авторов, мы рассматриваем
рефлексию учебной деятельности:
с одной стороны, как способность к осознанию выполняемой
деятельности (совокупности компонентов),
с другой стороны, как средство регуляции этой деятельности
(системы действий и операций, приводящих к успешному результату)

Рефлексия в образовательном процессе  Рефлексия: самопонимание самопознание понимание и оценка другого отрефлексировать что-то-

Слайд 2

Содержание рефлексивных умений

Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных
умений в процессе обучения, является многообразие форм рефлексии

Вербальные формы:
Устное обсуждение;
Рассказ;
Высказывание происходящих изменений;
Опрос
2. Невербальные формы:
Сочинение;
Письменное анкетирование;
Графическое или рисуночное изображение происходящих изменений;

Рефлексивные вопросы:
Что нового узнал (осознал, открыл, понял) на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания потребовались в решении проблемы?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Что бы ты изменил в своих действиях на уроке?
За что бы ты себя похвалил на уроке?

Содержание  рефлексивных  уменийВажным

Слайд 3 Классификация рефлексии, которую

предлагают отечественные педагогики

Ю.С.Степанов, С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев

По содержанию:
устная рефлексия
письменная рефлексия

2. По цели:
рефлексия эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания

3. По функции:
личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
интеллектуальная рефлексия

Классификация рефлексии, которую предлагают

Слайд 4
4. По типу урока:
после усвоения знаний, умений, навыков
промежуточная рефлексия
контрольная

рефлексия
итоговая рефлексия

5. По способам проведения:
анкета
вопрос
символ
таблица
ситуация
рисунок

3. По форме деятельности:
фронтальная (выборочная)
индивидуальная
групповая
коллективная

4. По типу урока: после усвоения знаний, умений, навыковпромежуточная рефлексия контрольная рефлексия итоговая рефлексия 5. По способам

Слайд 5Целями рефлексивной деятельности учащихся являются: 1) самосознание, 2) самоконтроль, 3) самоопределение,

4) самовыражение, 5) самоутверждение 6) самооценка

Становление рефлексии в младшем школьном возрасте способствует его
становлению как субъекта учения, превращает ученика в учащегося,
способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

адекватно воспринимать себя
ставить цель деятельности
определять результаты деятельности
соотносить результаты с целью деятельности
определять наличие ошибок в собственном поведении
описывать прожитую ситуацию

Целями рефлексивной деятельности учащихся являются:   1) самосознание,  2) самоконтроль,  3) самоопределение,  4)

Слайд 6В начальной школе педагоги используют один из видов рефлексии, отражающих 4

сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел, сказал – не сказал, т.д.)
сенсорную ( самочувствие: комфортно – дискомфортно, весело, скучно и т.д.)
интеллектуальную (понял, осознал, испытал затруднения и наоборот)
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя и других и т.д.)

Духовную рефлексию лучше проводить письменно, индивидуально и
без огласки результатов:

«На уроке я чувствовал себя …, потому что …»
«За весь день я…»
«Так прошло мое лето …»
«В последний день четверти я думаю…»
«Если бы мой школьный год можно было начать сначала…»

В начальной школе педагоги используют один из видов рефлексии, отражающих 4 сферы человеческой сущности:   физическую

Слайд 7
Важнейшее условие личностного роста и развития


самопознание через полученную извне информацию
активная ее переработка и предметное рассмотрение
оценка себя и своего поведения в различных ситуациях:

Личностью человек не рождается, он становится личностью
Определение личности связывают с понятием
«самосознание» и «рефлексия»

Результатом применения рефлексии может стать:
сконструированное понятие;
сформулированное противоречие;
найденная причинно-следственная связь или закономерность;
теоретическая конструкция по изучаемому предмету;
осознание процессов познания окружающего мира;
осознание своего поведения;
осознание своего психологического состояния;


Слайд 8Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап
Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап
организ.
момента

Побуждение учащихся
К деятельности

Выражается в выборе
индивидуальной цели в
рамках формирования
умений и навыков

Прочитайте тему урока и
Попробуйте сформулировать
Свои задачи и цели.
С чего начнете?

На
этапе
актуали
зации

Выявление уровня
Подготовленности.

Каждый ученик для себя
определяет полноту
знаний по теме и
самостоятельно оценивает
правильность выполнения
задания.

В начале
работы по
теме урока
содержа
тельная
рефлексия

Помочь учащимся
осознать
«интеллектуальный
конфликт»,
получит знание о
границе своего
знания и выдвинуть
учебную задачу

Самостоятельно выбрать
форму организации
познавательной
деятельности

Как поможет вам работа в парах?

На
завершаю-
щем этапе

Подвести итоги,
Поставить новые
Цели, выявит
удовлетворенность

Происходит осознание
учащимися уровня
освоения, способ действий, их
продвижение

Что дала вам эта работа в парах?
Какие трудности вы встретили?
Что нового узнали?

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельностиЭтапЦель     Содержание  Варианты вопросов Этап организ.

Слайд 9Приемы осуществления рефлексии:
Прием «Резюме»
Учащиеся письменно отвечают на вопросы, отражающие их

отношение
к уроку, учителю Среди вопросов предлагаю следующие:
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось и почему?
Можешь ли ты лучше учиться по истории?
Что мешает учиться лучше?
Какие действия учителя считаешь неправильными?
Поставь оценку учителю по 10-бальной системе. Обоснуй ее.

Прием Синквейн
Составление четверостишия по схеме, 5 – ти строк

Рефлексивный прием «Бортовой журнал»

Положительное (понятное)

Отрицательное (непонятное)

Приемы осуществления рефлексии:Прием «Резюме» Учащиеся письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учителю Среди вопросов

Слайд 10Рефлексивный прием «Письменная дискуссия о заданном вопросе»:

Мое мнение

Интересные мысли других

Рефлексивный прием «Светофор»

Школьники сигналят разноцветными карточками:
Зеленая – побольше таких дел, поучительно
Желтая – понравилось, но не все интересно
Красная – дело не понравилось, скучно

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – вопрос темы
Верхние косточки – основные понятия темы
Нижние косточки – суть понятий
Хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, ключевые слова, фразы

Рефлексивный прием «Письменная дискуссия о заданном вопросе»:        Мое мнениеИнтересные мысли

Слайд 11Прием «Эссе»
Письмо самому себе»
Лист моих достижений
Прием «Лесенка настроения»
Ученик помещает изображение

человечка на соответствующую ступеньку
лестницы

Прием «Оценочная лесенка»

Уверен в своих силах

хорошо

плохо

крайне скверно

Прием «Эссе»Письмо самому себе» Лист моих достиженийПрием «Лесенка настроения»Ученик помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лестницыПрием «Оценочная

Слайд 12Прием «Радуга»
Ученикам необходимо ответить на вопрос, « каким цветом радуги

у тебя
ассоциируется сегодняшний урок?» Значение цветов радуги может быть
следующим:
оранжевый – радостное, восторженное настроение;
красный – нервозное, возбужденное состояние, агрессия;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание
отдохнуть;
зеленый – активность;
желтый цвет – радость;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к
разочарованию;

Для оценивания учащимися своей активности и качества работы на уроке
предлагаю на листочке отмечать свои ответы:
V - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
W - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
I - ответил по своей инициативе, ответ не правильный
+ - ответил по своей инициативе, ответ правильный
0 – не ответил

Прием «Радуга» Ученикам необходимо ответить на вопрос, « каким цветом радуги у тебя ассоциируется сегодняшний урок?» Значение

Слайд 13Прием «Паучок» Вырази личностное отношение к понятию
реформы

Прием «Понятийное колесо»

культура







Прием «Паучок» Вырази личностное отношение к понятиюреформы

Слайд 14 Прием «Благодарю»
В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только

одного из ребят,
кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Себя из числа выбираемых людей для благодарности следует исключить. Благодарственное слово педагога
является завершающим. При этом выбираю тех ребят, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Цель данного приема – оценить свою активность и качество работы.



Прием «Рюкзак»
Суть данного приема зафиксировать свои продвижения в учебе, а также,
Возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Прием «Благодарю» В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать

Слайд 15Пример: (приема «Рюкзак»)
я научился составлять план текста и конспект;

я запомнил определения по теме;
я разобрался в теме;
я, наконец –то, запомнил, чем реформа, отличается от революции;
я почувствовал, что..
я приобрел…
я научился …
я смог …
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
урок дал мне для жизни…

Прием «Телеграмма»
После завершения урока прошу заполнить бланк телеграммы по инструкции:
Что было важным; Чему научились? Что понравилось? Что осталось неясным?
В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Написать из 11 слов.
На следующем уроке делюсь соображениями о полученных результатах.
Как дальше будем учиться в совместной работе.
Пример: (приема «Рюкзак») я научился составлять план текста и конспект; я запомнил определения по теме; я разобрался

Слайд 16Прием «Паровозик»
На столе перед каждым ребенком в начале урока

раскладываю по два жетона:
один с улыбающимся личиком,




другой с грустным

В конце урока на доске приклеиваю поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагон, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять,
А «грустное личико», который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон.

Рефлексивное упражнение «Ассоциация»
Ученикам предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первая картинка – иллюстрирует его состояние на начало урока, вторая – по окончании урока. Каждый ученик объясняет свой выбор. Свои картинки учитель комментирует последним.
Прием «Паровозик» На столе перед каждым ребенком в начале урока раскладываю по два жетона: один с улыбающимся

Слайд 17
Рефлексивное упражнение .
Учитель напоминает известную мудрость о том, что в

одну реку
нельзя войти дважды, а значит, сегодня мы встретились не такими,
какими расстались на прошлом уроке:
что-то надо переосмыслить;
какие-то новые мысли пришли в голову;
Поочередно каждому желающему ученику предлагается кратко ответить на
Такие вопросы:
что происходило на прошлом уроке?
на чем мы остановились?:
Рефлексивное упражнение . Учитель напоминает известную мудрость о том, что в одну реку нельзя войти дважды, а

Слайд 18Рефлексивный экран

Фразы из рефлексивного экрана
Сегодня я узнал …
Было

интересно…
Было трудно …
Я выполнял задания …
Я понял, что …
Теперь я могу …
Я почувствовал, что …
Я приобрел …
Я научился …
У меня получилось …
Я попробую …
Меня удивило …
Урок дал мне для жизни …
Мне захотелось …
Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы
из рефлексивного экрана.

Рефлексивный экран Фразы из рефлексивного экрана Сегодня я узнал … Было интересно… Было трудно … Я выполнял

Слайд 19Упражнение «Плюс – минус – интересно»
Можно выполнять устно и письменно.

Для письменного выполнения
предлагается заполнить таблицу из трех граф:

«Плюс» «Минус» «Интересно»

записывают все,
что понравилось
на уроке:
информация,
формы работы,
положительные
эмоции;
либо по мнению
ученика могут ему
быть полезны для
достижения
каких-то целей

записывают все, что
не понравилось на
уроке, показалось
скучным, вызвало
неприязнь,
осталось непонятным
или информация, по
мнению ученика
оказалась для него
ненужной,
бесполезной с точки
зрения решения
жизненных
ситуаций.

записывают
любопытные факты,
о которых
узнали на уроке и что
бы еще хотелось узнать
по данной теме,
проблеме.
Вопросы учителю

Упражнение «Плюс – минус – интересно» Можно выполнять устно и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу

Слайд 20Прием «Анкета»
В конце урока можно дать анкету, которая позволяет осуществить


самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку
На уроке я работал (активно / пассивно)
Своей работой на уроке я… ( доволен / недоволен)
Урок для меня показался … ( коротким / длинным)
Материал урока мне был ….. (стало лучше / хуже)
( понятен / непонятен)
(полезен / бесполезен)
(интересен / скучен)
Домашнее задание мне кажется (легким / трудным)
Прием «Анкета» В конце урока можно дать анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку

Слайд 21Метод стимулирования рефлексии по Б. Блуму
Я





М



О

Г

У

определить это?
воспроизвести это?

Знание

дать пример этого?
интерпретировать это?
проиллюстрировать это?
оценить это?

Понимание

продемонстрировать это?
свести это в таблицу?
управлять этим?
проверить это?
применить это?

Применение

дифференцировать это?
объяснять для чего … используется?
подтвердить … этим?
проиллюстрировать как .. с этим?
вывести из этого?

Анализ

подразумевать .. с этим?
предложить…, используя это?
заключить …, используя это?

Синтез

Метод стимулирования  рефлексии по Б. БлумуЯ  М О Г Уопределить это? воспроизвести это?

Слайд 22Оцени свою работу на уроке
Критерии самооценки: как я усвоил

урок

Оценка

Получил прочные знания, усвоил весь материал,
работал активно, предлагал версии, давал правильные
ответы, помогал товарищам (9-10 баллов)

Усвоил материал, но есть над чем еще поработать, не всегда
участвовал в обсуждении, в ответах ошибался (7-8 баллов)

Усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют
дополнительного изучения, на уроке работал вяло, делал много
ошибок. ( 4-6 баллов)

Не усвоил материал, не ориентируюсь в теме, практически
не отвечал на уроке. 0-3 балла)

«5»

«4»

«3»

«2»

Оцени свою работу на уроке  Критерии самооценки: как я усвоил урокОценкаПолучил прочные знания, усвоил весь материал,

Слайд 23Что больше всего удивило на уроке?
Что было особенно трудным?
Какая идея оказалась

самой оригинальной?
Для чего …
Жаль, что …
Я сегодня понял, что …

Рефлексивная игра «Мяч по кругу»

Что больше всего удивило на уроке?Что было особенно трудным?Какая идея оказалась самой оригинальной?Для чего …Жаль, что …Я

Слайд 24 Что?

Почему? Кто? Когда? Где? Для
чего?

Прием «Сюжетная таблица вопросов» для изучения текста

Один ученик завершает формулировку вопросов, а второй на них отвечает,
используя текст

Что?         Почему?

Слайд 25 Что нового вы узнали?
Насколько полезны вам

полученные знания?
Что можете сказать об общении друг с другом в группах, в классе?

Итог

Что нового вы узнали? Насколько полезны вам     полученные знания?   Что

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть