Слайд 1Речевое развитие ребенка
4 – 5 лет
Подготовила:
учитель –логопед Н.Н.Буйвалова
Слайд 2Звукопроизношение
В 4 года большинство детей овладевают четким и чистым произношением
шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]; многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах.
Так, например, ребенок правильно произносит звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.
Слайд 3
Четко произнося звуки в слогах и часто правильно употребляя
их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо исправлять.
Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.
Слайд 4В активном словаре ребенка до 3000 слов
К 5 годам звуковая сторона
речи усвоена полностью;
ребенок различает звуки на слух и в произношении.
Слайд 5Словарный запас
В активном словаре ребенка до 3000 слов
Малыш не просто запоминает
слова, он начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом; стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий.
Появляется мотивированное отношение к лексике, словотворчество.
Ребенок нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она "копатка", а не лопатка).
Слайд 6В активном словаре ребенка до 3000 слов
К. И. Чуковский в книге
«От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей:
огонята (маленький огонь),
всехний (всеобщий),
сердитки (морщинки),
ползук (червяк),
мелкоскоп (микроскоп) и др.
Слова забавны, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо поправить, дать точные названия понятиям.
Слайд 7В активном словаре ребенка до 3000 слов
В речи ребенка появляется много
прилагательных обозначающих:
признаки и качества предметов: сладкое яблоко, горячий чай, деревянный стул;
временные и пространственные отношения: правая рука, верхняя полка;
принадлежность: лисий хвост, заячья избушка.
Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения,
сложные предлоги (из-за, из-под, около); собирательные существительные (посуда, мебель, овощи); деепричастие сидя
Слайд 8Фраза
Практически усваиваются
все грамматические формы
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее,
правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Слайд 9
Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки,
прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
В этом возрасте ребенок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально все: откуда берется хлеб? Почему машина едет? Куда убегает водичка, которая льется из крана?
Слайд 10В доступной форме объясняйте то, что интересует ребенка.
Формирование и развитие связной
речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения со взрослыми.
Активизируют речь ребенка и вопросы, которые задают детям родители: «Где ты был?», «Что ты нарисовал?», «Что видел?».
Ответы должны быть не только правильными и точными, но и по возможности полными.
Слайд 11
Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им
понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз.
Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу ребенка еще раз почитать полюбившуюся сказку.
После чтения непременно проверьте, все ли понял ребенок; спросите его, что понравилось? Как он оценивает поступки героев сказки или рассказа?
Слайд 12При чтении сказок и рассказов покажите малышу, что их персонажи (волк,
лиса, заяц, медведь) говорят каждый «своим голосом». Пусть ребенок после чтения взрослого попробует рассказать сказку «на разные голоса».
Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности.
Слайд 13В активном словаре ребенка до 3000 слов
Игра «Расскажи о кукле», «Опиши
машинку» и т.п.
Девочке можно предложить рассказать все, что она знает о своей кукле: как ее зовут? Какие у нее волосы, глаза? Какое на ней платье, туфли?
Мальчику можно предложить описать, например, машину.
Игры
Слайд 14В активном словаре ребенка до 3000 слов
Игра «Когда это бывает?».
Назовите
один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком времени года идет речь:
— Когда дети катаются на санках? (Зимой.)
— Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.)
— Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)
— Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? (Осенью.)
Слайд 15В активном словаре ребенка до 3000 слов
Уточните и закрепите знания
ребенка о временных и пространственных отношениях:
— Когда заходит солнышко? (Вечером.)
— Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)