Слайд 1Презентация «Речевая защита и речевая агрессия подростков» подготовлена учителем МОУ СОШ
№ 1 г. Орехово-Зуево
Первохиной Татьяной Николаевной.
Слайд 2Все мы — дети, подростки, взрослые, старики — общаемся при помощи
языка, причем функции языка вообще и речи в частности весьма разнообразны. Рассмотрим речь в одном ряду с теми действиями подростка, которые предполагают агрессию по отношению к другому человеку или же, напротив, защиту от внешней агрессии.
Слайд 3« Слово ранит», «слово лечит» — эти истины азбучны. Причем истоки
агрессивной и защитной функций речи следует искать в необходимости сосуществования отдельных индивидов, а это предполагает конфликт. Всерьёз о преимуществах и недостатках словопрений люди обычно задумываются лишь тогда, когда их дети начинают вступать в словесные поединки.
Слайд 4Ребенок овладевает родным языком естественным путем: слышит речь окружающих, довольно быстро
«соображает», что мир наполнен информацией. Постепенно он осваивает весь активный пласт лексики. Таким образом, ребенок пользуется реально существующими словами.
Слайд 5Детская агрессивность — это всегда ответ, реакция на агрессию
Бранные слова
ребята начинают использовать, как только попадают в школу, иногда и раньше. И то обстоятельство, что эти слова нас шокируют, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Им хочется позлить, подразнить нас, потому что им самим приходилось не раз терпеть это от нас, и теперь они просто открыли для себя новое оружие агрессии.
Слайд 6Подросток легко улавливает нестандартные формы и обороты речи у своих учителей,
родителей, находит нарушение правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. В этом случае подросток испытывает чувство юмора, которое снижает его напряжение от постоянного внимания к реалиям языка.
http://aida.ucoz.ru
Слайд 7В подростковом возрасте стремление к независимости становится ведущим мотивом деятельности. Обычно
используется внешняя форма отстаивания независимости - дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Дерзость может проявляться не только в тоне и содержании речи, но и в использовании определенных речевых единиц, которыми нередко оказываются именно бранные слова.
Слайд 8В неформальных подростковых объединениях возникает своеобразный сленг. Групповая речь нередко обильно
уснащается эвфемизмами —выражениями, заменяющими нецензурный оборот речи. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения, ситуации и личности собеседника.
Слайд 9Тот факт, что подросток из различных вариантов речевого поведения нередко выбирает
именно наиболее грубый, сниженный, требует дополнительного пояснения. Как ни странно, ненормативная лексика, как и любая другая лексическая группа языка, имеет свои «сильные» стороны, чем и объясняется ее живучесть.
Слайд 10Подростки в большинстве своем потому терпимы к ненормативной лексике, потому что
в школьной среде, где они проводят значительную часть времени, царит Слово. А слово как знак разрушает пресловутый словесный реализм, и тогда открывается простор для символических процессов, для мышления в терминах возможного, а не действительного
Слайд 11Бессмысленно учить подростков совершать правильные поступки и произносить правильные слова. Не
лучше ли честно ввести их в суть проблемы, выпукло представленной в контексте культуры, показать возможные варианты поступков и слов и предложить сделать свой выбор?
Слайд 12Используемая литература и интернет-ресурсы
1.«Аномалии и язык». Вопросы языкознания. Арутюнова Н. Д.,
№ 3, 1987.
«Болезни языка или язык болезни?» Химик В.В. Выпуск № 2
2006 г., Санкт – Петербург.
3. «Жизнь русского слова». Шанский Н.М. М., 2006.
4. «Как слово наше отзовется». Колосов В.В., 1998 г.
Толковый словарь русского языка начала 21 века. Эксмо.
www.fotostrana.ru