Слайд 1Речевая готовность ребенка к школе
Составила:
Учитель-логопед
Кочанова В.А.,
МАДОУ «Д/с № 2
«Колобок»,
г. Видное
Слайд 2Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Правильное произношение всех звуков
Умение
различать звуки речи на слух
Владение навыками звукового анализа и синтеза
Словарный запас
Сформированность грамматического строя речи
Связную речь
Речевую коммуникацию
Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
Слайд 3Звукопроизношение и фонематический слух:
в норме вся звуковая сторона речи
должна быть усвоена ребёнком полностью к
5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Слайд 4
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
умение выделять звук на фоне слова;
слышать и выделять первый и последний звук в слове;
определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
называть слова с заданным звуком;
уметь составлять слова из звуков;
дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слайд 5Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры
(аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Слайд 6Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный
запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
Слайд 7Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и
словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Слайд 8Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
пересказывать небольшие по объёму рассказы
и сказки
составлять рассказ по картинке
составлять рассказ по серии картин
отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Слайд 9Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
уметь слушать и
понимать речь,
строить общение с учетом ситуации,
легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 10Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой
стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. Практика показывает, что у 35 % современных дошкольников наблюдаются задержки или нарушения речевого развития.
Слайд 11Нарушения или задержка в формировании устной могут привести к следующим нарушениям
письменной речи:
Дисграфия – нарушение письма
Дислексия – нарушение чтения
Дизорфография – невозможность применить правило при его знании
Слайд 13ЛОГОПЕД
Ребенок не может преодолеть речевые нарушения самостоятельно. На оказание такой помощи
и направлена работа школьного логопеда.
В первую очередь, учитель – логопед работает с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний.
Слайд 14Логопед советует:
Если есть проблемы со звукопроизношением – исправить до 1-го сентября.
Развивать мелкую моторику рук (обводка, штриховка, лепка, вырезание, массаж), общую моторику (игры с мячом, скакалкой, велосипед, плавание).
Уточнять пространственные представления (право-лево).
Привести «словарь» ребёнка в соответствие с возрастной нормой:
- знания о себе и своей семье (день рождения, домашний адрес, полные имена родителей, профессии);
- знание времён года (их признаков), месяцев, дней недели;
- знание основных обобщений (одежда, обувь, мебель, транспорт, животные, деревья…);
- знание детёнышей животных (телята, жеребята, цыплята…).
Слайд 15Уважаемые родители!
Если ваш ребёнок имеет трудности в речевом развитии и нуждается
в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам всему научится».
Необходимо обратиться к
логопеду.