Слайд 1Развитие у обучающихся культуры смыслового чтения средствами школьной библиотеки
Слайд 2Качество современного образования
- Формирование среды развития уч-ся
- Индивидуальная образовательная траектория…
- освоение
УУД
- познание мира личности уч-ся
- активная учебно-
познавательная
деятельность
Слайд 3ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФЦП «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» (2013-20)
Улучшение результатов российских школьников по итогам
международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA)
Для качественного образования нужно качественное чтение
Слайд 4Обсуждаемые вопросы
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в России
Программа поддержки
и развития чтения в Челябинской области (2017–2020 гг.)
Каким должен быть фонд современной школьной библиотеки?
Возможности школьной библиотеки по организации чтения в электронной среде
Слайд 51. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в России
Утверждена распоряжением
Правительства РФ
от 3 июня 2017 г. № 1155-р (Д. Медведев)
«Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах».
Слайд 6Чтение – приоритет политики страны
«Поддержку и развитие детского и юношеского
чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны.
Разработка и реализация программы - важный фактор социально-экономического развития страны с учетом силы влияния литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения».
Слайд 7Роль чтения
Чтение имеет первостепенное значение:
для воспитания и образования подрастающего поколения,
становления и развития личности;
для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, общественных орг-ций;
для формирования общекультурного потенциала страны;
для повышения качества жизни.
Чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры
Слайд 8Кризис чтения в России
Особенности - как никогда прежде издается колоссальное разнообразие
книг и другой печатной продукции, в том числе для детского и юношеского возраста. НО: отсутствие интереса к чтению у значительной части населения (в том числе у молодых родителей), неразвитость инфраструктуры книжной торговли, бедность значительной части населения и библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать (не только в малых городах и на селе, но даже и в крупных городах, особенно в депрессивных регионах), отсутствие эффективной системы навигации в литературном потоке, должного уровня экспертизы книг, особенно для детей и юношества, а также другие факторы.
Слайд 9Результаты кризиса
Снижение потребности в чтении, более позднее овладение речью, недостаточность словарного
запаса, растущее число дислексий (нарушение чтения), дисграфий (нарушение письма) у обучающихся и дислогий (неспособность использовать родной язык как главный инструмент сознания, освоения культурного опыта, общения) у детей и юношества. Если десять лет назад у молодежи существовала проблема изложить мысль в письменной форме, то теперь не могут ее правильно высказать.
В России стало особенно заметным влияние этих общемировых проблем на подростковую возрастную группу. По результатам международных исследований российские школьники занимают в возрастной группе детей 9 - 10 лет лидирующие позиции по чтению и пониманию текста, но к 15 годам перемещаются в по рейтингу вниз.
Слайд 10Принципы программы
принцип активного участия детей и юношества в реализации программы;
принцип
доступности - все дети России должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику;
принцип партнерства, межведомственной кооперации и координации усилий, сфер культуры, образования, социальной защиты семьи и СМИ;
принцип системного подхода.
Слайд 11Основными направлениями программы
научно-исследовательская и методическая деятельность;
поддержка детской литературы, книгоиздания и
книгораспространения;
развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения;
развитие кадрового потенциала;
деятельность в медиасфере, для поддержки детского и юношеского чтения.
Слайд 12Инфраструктура чтения: семейное чтение
популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с
привлечением ведущих печатных и электронных СМИ;
создание и развитие открытых интернет-сервисов по поддержке семейного чтения;
развитие системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения, общедоступных кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей на базе библиотек и учреждений, реализующих воспитательные и образовательные программы;
Слайд 13Чтение в образовательных организациях
создание условий для формирования и активного внедрения в
ОО образовательных программ поддержки чтения;
обеспечение информационно-методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения;
создание условий для реализации программ внеурочной деятельности, в том числе с использованием сетевой формы;
активное вовлечение детей в творчество, выявление и поддержка одаренных детей в области литературы и художественного слова;
Слайд 14Чтение в библиотеках
создание в библиотеках и других культурно-просветительских учреждениях современного и
привлекательного для детей и родителей пространства;
систематическое обновление фондов библиотек, обеспечение соответствия объемов и качества фондов библиотек, международным нормативам книгообесп. и строгое соблюдение коэффициента обновляемости фондов;
государственная поддержка театров и театральных студий, развивающих школу художественного чтения, создания новых театральных постановок для детей и юношества;
создание системы поддержки инновационных библиотечных, музейных и театральных проектов, направленных на развитие у детей и юношества интереса к чтению
Слайд 15Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению (Профстандарт)
Информ-методич.
поддержка воспитания уважения к родному языку, чтению, развитие речи
Выставочная деятельность, презентации книг с участием обучающихся
Педагогическая поддержка семейного чтения
Социально-педагогическая поддержка детского литературного творчества
Педагогическая поддержка общественных объединений читательской направленности
Слайд 16В медиасреде
система продвижения детской литературы в медиасфере с привлечением общественно
значимых фигур и использованием всех каналов коммуникации;
социальная реклама чтения и детских книг;
разработка системы творческих соревнований и конкурсов, в том числе национальных и региональных,
разработка и запуск на электронных площадках крупнейших СМИ программ для привлечения к чтению детей и юношества с использ. новостных, текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных средств;
оказание государственной поддержки телевизионным каналам для детей и юношества, театрам, кино- и телестудиям,
распространение с помощью СМИ положительного опыта чтения акций по
Слайд 17Этапы реализации пр-мы
I этап (2018 год): проведение комплексных научных исследований, анализ
детского и юношеского чтения;
определение количественных и качественных уровней владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп
II этап (2019 - 2020 годы): определение моделей внедрения разработанных методических рекомендаций;
внедрения методических рекомендаций в нескольких пилотных регионах и институтах поддержки чтения;
анализ полученных результатов.
III этап (2020 - 2026 годы) - реализация программы на территории всей страны и во всех институтах поддержки и развития чтения.
Слайд 18Введение профессионального образовательного стандарта ориентирует
на приобретение новых знаний и навыков, формирование
новых компетенций, в том числе медийной и информационной грамотности.
Значительного внимания требуют обучение поиску, критической оценке информации, умению создавать и публиковать ее в медиа среде, а также информационная безопасность детей.
Лучший способ уберечь наших читателей от рисков и угроз современного мира – обратить внимание на позитивный контент, показать возможности творчества в медиасреде, научить, как избежать опасностей.
Слайд 192. Программа поддержки и развития чтения в Челябинской обл. (2017–2020)
Принята
Общественным советом при Министерстве культуры Челябинской области 10.02.2017, прот. № 6
Нацелена на активизацию деятельности по поддержке и развитию чтения в Челябинской области, на реализацию «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». Дана документная и ресурсная база, определена идеология и обозначены приоритеты и основные задачи, стоящие перед специалистами инфраструктуры чтения.
Слайд 208. Инфраструктура поддержки и развития чтения
8.1 Библиотека как организатор чтения: универсальные,
детские, школьные, вузовские, специальные библиотеки
8.2 – 8.6 – издательские и книготорговые организации, СМИ, музеи, театры, кинотеатры, клубы
8.7 подготовка кадров для инфраструктуры
Слайд 21Формы работы по чтению ШБ
Межчитательская коммуникация и преодоление разрыва между поколениями:
традиционные формы, как чтение старших детей младшим, проведение недель пап и мам, бабушек и дедушек с целью ориентации их в литературе для детей и подростков, информирования о проблемах детско-юношеского чтения и приемах его стимулирования.
Соревновательность: обсуждение книг, конкурсы на лучшего читателя, самый читающий класс, самую читающую семью, лучшее сочинений и др. связанных с чтением, книгой, библиотекой, внутришкольный буккроссинг и т. д.
Слайд 22Символика и технологии
Повышению престижа чтения служит разработка символики, иных знаков отличия
школьников и лучших организаторов детско-юношеского чтения.
Создание мультимедиа информационно-библиографических продуктов в поддержку чтения (буктрейлеров, пресс-клиппингов, дайджестов, новостных лент, тренажеров). Сайт, блоги, форумы школьных библиотек
Слайд 23Содержание деятельности
Обновление фондов библиотек не менее чем на 6% от общего
фонда библиотек на основе субсидий из областного бюджета
Создание регионального информационно - методического центра на базе ЧИППКРО для сети школьных ин-формационно-библиотечных центров
Проведение конференций, исследований,
Издание пособий по сопровождению чтения детей и родителей (ЧОДБ)
Проведение конкурсов профессионального мастерства «Школьный библиотекарь года», «Школьная библиотека года»
Слайд 243. Фонд ШБ
Во всем мире реальностью стало изменение практик чтения -
от чтения на бумаге к чтению на экране (в т.ч. на экране мобильных устройств) и использование медийных продуктов в общем образовании
систематическое обновление фондов библиотек, обеспечение соответствия объемов и качества фондов библиотек, обслуживающих детей и юношество, международным нормативам книгообеспеченности и строгое соблюдение коэффициента обновляемости фондов;
Слайд 25ГОСТ Р 7.0.94 – 2015
Способы комплектования
Получение документов во владение (покупка, госзакупка,
подписка, дарение)
Приобретение прав доступа (постоянного или временного к электронным ресурсам)
Организация точек доступа к открытым интернет-ресурсам
Слайд 274. Возможности ШБ по организации чтения в электронной среде
БиблиошколаБиблиошкола – учебники,
цифровые карты, аудиокниги, тренажеры
Школа цифрового века. 1 сентября - предметно-метод. издания, курсы, вебинары, дистант, Эл. Учебн.
ЛИТРЕС для школ – книги школьной литературной программы 5 - 11-й класс, рекомендации по чтению, партнерство со ШБ, мобильная библиотека
Национальная электронная детская библиотека – старые и совр. книги, журналы и газеты, диафильмы
Портал Культура.рф – видеолекции, виртуальные музеи, спектакли и концерты онлайн, фильмы, мультфильмы
Слайд 30Читаем - Изменяем библиотеку – Изменяем школу
Материально-техническое, информационно-ресурсное, программное обеспечение ШБ
- доступ к чтению и информационно-образовательным ресурсам)
Корпоративная деятельность библиотек Челябинска и области, методическая помощь ШИБЦ
Совершенствование кадров: обучение, переподготовка, самообразование, участие в проектах
Программы продвижение чтения в Челябинской области и РФ (26 окт 2017г – форум «Чтение на Евразийском перекрестке») – секция школьных библиотек
Слайд 31Выводы:
Хорошо оборудованный школьный БИЦ станет средой развития учащегося через чтение в
печатном и электронном виде
Педагог-библиотекарь помогает в воспитании, формировании УУД, создании индивидуальной образовательной траектории
Чтение становится основой активной учебно-познавательной, творческой, игровой, литературной, проектной деятельности