Слайд 1Образовательный консорциум среднерусский университет
Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
«Московский гуманитарный институт»
Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования
Психология дошкольного возраста
Курсовой проект
«развитие речи у дошкольников»
Слайд 2В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос
о создании психолого-педагогических условий развития речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Слайд 3Вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики
дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др.
Слайд 4 тема работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Объектом исследования является: процесс
развития речи в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: использование произведений художественной литературы (описание сюжетных картин, анализ текстов) в процессе развития речи дошкольников.
Цель данной работы - определить значение художественной литературы для развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие речи дошкольников будет более эффективным при использовании педагогом анализа художественных произведений.
Слайд 5задачи:
Определить роль художественной литературы для развития речи дошкольников.
Выявить особенности развития речи
детей с 3-х до 7 лет.
Изучить условия развития связной речи ребенка дошкольного возраста.
Апробировать приемы работы с художественными произведениями в процессе развития речи дошкольников.
Слайд 6Речь - средство приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и
познания других, основное средство общения между педагогом и ребенком.
"Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)" .
Слайд 7В психологии в основном различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя
речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она - "речь минус звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию .
Слайд 8Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи
человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время .
Слайд 9В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо
диалогической, либо монологической речи.
Диалог - вид речи, заключающийся в обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов.
Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника.
Слайд 10Итак, в психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых
сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.
Три основные функции речи - коммуникативная, обобщения и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.
Слайд 11Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В
процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: "родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности" .
Слайд 12Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в
детском саду развитие речи - одна из главных. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте .
Слайд 13В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:
1) речь из
ситуативной становится контекстной;
2) развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
3) складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;
4) совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;
5) совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.
Итак,я выяснила, что такое понятие, формы, функции и свойства речи, а также особенности развития речи детей дошкольного возраста. Далее, необходимо произвести диагностику детей и определить уровень речевого развития детей МДОУ.
Слайд 14Базой исследования явилось МДОУ , дети старшей и средней группы.
Группы обучаются
по программе «Истоки».
В программе «Истоки» целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями.
Слайд 15В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития
общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.
В средней группе педагогическое обследование по определению уровня развития речи проводилось при помощи методики «Словарная мобильность».Указана в Приложении. Во время проведения эксперимента исследование было проведено 4 раза – констатирующее , 2 промежуточных и контрольное.
Слайд 16
Проведенное исследование позволило определить, что работа, проводимая на занятиях в процессе
знакомства с произведениями художественной литературы, при описании картин и составлении сюжетных рассказов дает положительный эффект в средней группе МДОУ.
Слайд 17В старшей группе обследование проводилось 2 раза: констатирующее и контрольное.
группы
Слайд 18В этом обследовании также можно утверждать о положительном результате при организации
работы по развитию речи у дошкольников
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости, эффективности и значимости работы по развитию речи дошкольников с применением художественных и образных средств.
Слайд 19С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
1. эмоциональная отзывчивость
на произведения, интерес к ним;
2. развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
3. вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;
4. дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений , сказок;
5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;
6. у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;
7. дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций [типа: Кто это? Где у зайки уши? Что он делает? ]
8. дети дошкольного возраста учатся следить за развитием действия в коротких рассказах , сказках с наглядным сопровождением [картинки, игрушки], а затем и без него.
Слайд 21Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента позволили сформулировать следующий
вывод: целенаправленное и систематическое использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста способствует наиболее эффективному развитию их речи, что и подтверждает цель работы.
Слайд 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993
г. № 9
Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- Москва, 1972г.
Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4. Москва, 1982 г.
Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.