Презентация, доклад на тему Развитие речи у дошкольников

Содержание

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения,

Слайд 1Образовательный консорциум среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация Высшего профессионального образования «Московский гуманитарный институт» Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования Психология дошкольного возраста Курсовой проект «развитие речи у дошкольников»
Образовательный консорциум среднерусский университет          Автономная некоммерческая организация

Слайд 2В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос

о создании психолого-педагогических условий развития речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.


В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития речи

Слайд 3Вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики

дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др.
Вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова,

Слайд 4 тема работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Объектом исследования является: процесс

развития речи в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: использование произведений художественной литературы (описание сюжетных картин, анализ текстов) в процессе развития речи дошкольников.
Цель данной работы - определить значение художественной литературы для развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие речи дошкольников будет более эффективным при использовании педагогом анализа художественных произведений.

тема работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста».Объектом исследования является: процесс развития речи в дошкольном возрасте.Предмет исследования:

Слайд 5задачи:
Определить роль художественной литературы для развития речи дошкольников.
Выявить особенности развития речи

детей с 3-х до 7 лет.
Изучить условия развития связной речи ребенка дошкольного возраста.
Апробировать приемы работы с художественными произведениями в процессе развития речи дошкольников.

задачи:Определить роль художественной литературы для развития речи дошкольников.Выявить особенности развития речи детей с 3-х до 7 лет.Изучить

Слайд 6Речь - средство приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и

познания других, основное средство общения между педагогом и ребенком.
"Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)" .

Речь - средство приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основное средство общения между

Слайд 7В психологии в основном различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя

речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она - "речь минус звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию .
В психологии в основном различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.Внешняя речь - система используемых человеком звуковых

Слайд 8Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи

человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время .

Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на

Слайд 9В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо

диалогической, либо монологической речи.
Диалог - вид речи, заключающийся в обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов.
Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.Диалог - вид

Слайд 10Итак, в психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых

сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.
Три основные функции речи - коммуникативная, обобщения и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Итак, в психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для

Слайд 11Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В

процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: "родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности" .
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и

Слайд 12Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в

детском саду развитие речи - одна из главных. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте .
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи - одна

Слайд 13В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:
1) речь из

ситуативной становится контекстной;
2) развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
3) складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;
4) совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;
5) совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.
Итак,я выяснила, что такое понятие, формы, функции и свойства речи, а также особенности развития речи детей дошкольного возраста. Далее, необходимо произвести диагностику детей и определить уровень речевого развития детей МДОУ.
В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:1) речь из ситуативной становится контекстной;2) развивается регулирующая функция

Слайд 14Базой исследования явилось МДОУ , дети старшей и средней группы.
Группы обучаются

по программе «Истоки».
В программе «Истоки» целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями.
Базой исследования явилось МДОУ , дети старшей и средней группы.Группы обучаются по программе «Истоки».В программе «Истоки» целостно

Слайд 15В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития

общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.
В средней группе педагогическое обследование по определению уровня развития речи проводилось при помощи методики «Словарная мобильность».Указана в Приложении. Во время проведения эксперимента исследование было проведено 4 раза – констатирующее , 2 промежуточных и контрольное.


 

В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль

Слайд 16 
Проведенное исследование позволило определить, что работа, проводимая на занятиях в процессе

знакомства с произведениями художественной литературы, при описании картин и составлении сюжетных рассказов дает положительный эффект в средней группе МДОУ.
  Проведенное исследование позволило определить, что работа, проводимая на занятиях в процессе знакомства с произведениями художественной литературы,

Слайд 17В старшей группе обследование проводилось 2 раза: констатирующее и контрольное.
группы

В старшей группе обследование проводилось 2 раза: констатирующее и контрольное.группы

Слайд 18В этом обследовании также можно утверждать о положительном результате при организации

работы по развитию речи у дошкольников

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости, эффективности и значимости работы по развитию речи дошкольников с применением художественных и образных средств.

В этом обследовании также можно утверждать о положительном результате при организации работы по развитию речи у дошкольниковТаким

Слайд 19С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
1. эмоциональная отзывчивость

на произведения, интерес к ним;
2. развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
3. вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;
4. дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений , сказок;
5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;
6. у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;
7. дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций [типа: Кто это? Где у зайки уши? Что он делает? ]
8. дети дошкольного возраста учатся следить за развитием действия в коротких рассказах , сказках с наглядным сопровождением [картинки, игрушки], а затем и без него.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;2. развивается

Слайд 21Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента позволили сформулировать следующий

вывод: целенаправленное и систематическое использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста способствует наиболее эффективному развитию их речи, что и подтверждает цель работы.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента позволили сформулировать следующий вывод: целенаправленное и систематическое использование художественной

Слайд 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 


Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993

г. № 9
Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- Москва, 1972г.
Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4. Москва, 1982 г.
Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9Ахунджанова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть