Слайд 1Горловская специальная общеобразовательная школа-интернат №25
Министерство образования и
науки Донецкой Народной Республики
Развитие
речи младших школьников
на уроках
русского языка
и литературного чтения
презентация
опыта работы
учителя начальных классов Марковцевой
Татьяны Геннадиевны
Слайд 2ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
І. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Визитная карточка педагога.
Фамилия, имя,
отчество Марковцева Татьяна Геннадиевна
Год и дата рождения 13.08.1968г.
Образование высшее, Славянский государственный педагогический университет
(СГПУ), дефектологический факультет, 2010г., специальность «Дефектология»,
учитель начальных классов коррекционной школы учитель старших классов
коррекционной школы, логопед.
Стаж педагогической работы 9,5 лет.
Должность и полное название образовательной организации,
учитель – дефектолог, учитель начальных классов Горловской специальной
общеобразовательной школы-интерната № 25 Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики.
Стаж работы на данной должности - 1,5 года.
Предмет преподавания - начальные классы, логопедия 3 класс.
Дата предыдущей аттестации - 2013 год.
Квалификационная категория - вторая.
Дата прохождения курсов повышения квалификации - ДИПГЮ, 2016 год.
Дата следующей аттестации - 2017 год
Слайд 3"Естественный путь
усвоения языка – это развитие речи.
Чем раньше будет
усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания".
Н. И. Жикалкин.
Слайд 4Заповеди учителя
Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников.
Любить
то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь.
Учитель учит до тех пор, пока учится сам.
Творчество в организации внеклассной работы.
Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.
Слайд 5
Речь - форма общения людей
посредством
языка
Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в развитии межличностных отношений.
Речь- канал развития интеллекта
Речь – основа всякой умственной деятельности, средст-
во коммуникации. Умение учеников сравнивать класси-
фицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Для ребёнка хорошая
речь – залог успешного
обучения и развития.
Вот почему так важно
создавать условия для
речевой деятельности
детей, для общения, для
выражения своих
мыслей.
Слайд 9 Принципы развития речи:
вызывание речевой
активности у учащихся;
углубление смыслового восприятия учебного текста;
формирование некоторых понятий лингвистики текста;
проведение упражнений, развивающих связную речь, в системе.
Слайд 10Методы развития речи:
создание проблемных речевых ситуаций;
анализ содержания учебного текста и планирование
высказывания;
сообщение признаков изучаемых понятий, упражнения на их закрепление;
различные виды пересказа, изложений, сочинений, усложняющие процесс конструирования текста.
Слайд 11Речь тесно связана с другими психическими процессами:
Восприятием
Запоминанием
Воспроизведением.
Слайд 12Виды речевой деятельности:
связанные с восприятием чужой речи
связанные с созданием
собственного
высказывания
зрительно
письменно
устно
на слух
чтение
письмо
говорение
Слушание
(аудирование)
Слайд 13Задачи в работе по развитию речи:
Обеспечить хорошую речевую среду для
учащихся
(восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио)
Обеспечить создание речевых ситуаций
Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного
лексического запаса, грамматических форм, синтаксических
конструкций, логических связей, активизировать
употребление слов
Формирование умения работать над текстом художественного произведения
Предупреждение и преодоление ошибок в произношении
слов, в словообразовании, в построении предложений
Формирование навыков связной (устной и письменной) речи
Воспитание интереса и уважительного отношения к слову
Создавать в классе атмосферу борьбы высокую культуру
речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Слайд 14 Усвоение речи ребёнком зависит:
От натренированности мускулатуры его органов речи
От
понимания ребёнком лексических и грамматических
значений языковых единиц
От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи
От развития чувства языка как способности запоминать нормы
употребления языковых единиц в речи
Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной
Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования
речи творческой системы ребёнка
Слайд 15ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ
ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ
Третье правило -
систематичность
Первое правило -наглядность
Второе правило -логичность
Слайд 16С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять
3 направления:
работа над словом (лексический уровень)
работа над словосочетанием и предложением (синтаксический
уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как
переходное звено от лексического уровня к синтаксическому
работа над связной речью.
Слайд 17Слово – основная значащая единица языка
Богатство словаря – признак высокого развития
каждого человека.
МЕДВЕДЬ – от МЁД и
ВЕДАТЬ (в значении
есть, пробовать,
отведывать),
проверочное слово МЁД.
ПЕТУХ – от слова ПЕТЬ
Словарная работа включает в себя 4 направления:
обогащение словаря свёкла или свекла
уточнение словаря звонит или звонит
активизация словаря торты или торты
устранение нелитературных слов
Слайд 18Источники обогащения словаря
Речевая среда
речевая среда:
в семье, среди друзей книги, газеты, радио,
телевидение, интернет
учебная работа в школе словари, справочники (учебники, речь учителя)
Слайд 19Работа над словосочетанием:
Выделение словосочетаний из предложения
Установление связей между словами с помощью
вопросов
Составление самостоятельных словосочетаний
Этапы работы над словосочетанием:
Первичное освоение синтаксических отношений между словами
Формирование умений устанавливать связь слов в предложении
Формирование умения определять части речи на основе учета лексического значения формальных и структурных признаков, синтаксических связей
Формирование умений выделять словосочетания для грамматически верного описания слов
Слайд 20Основные направления работы над предложением:
формирование грамматического понятия – предложения
формирование умения грамматически
правильно использовать в речи разные типы предложений
формирование умения правильно писать слова в предложении
развитие умения точно употреблять
слова в предложении
изучение структуры предложения.
Слайд 21Этапы работы над предложением:
Знакомство с важнейшими особенностями предложения
Уточнение
представлений о составных частях предложения
Переход на понятийный уровень.
Введение понятий и терминов
Установление грамматической
зависимости между словами в
предложении
Знакомство со сложными предложениями и предложениями с однородными членами
Слайд 22Виды работы над текстом
Чтение всего текста
Пересказывание
Чтение цепочкой по предложению, абзацу
Чтение вполголоса
Нахождение
отрывка к рисунку
Ответы на вопросы
Чтение самого интересного отрывка
Чтение по ролям
Нахождение и чтение образных слов, описаний
Нахождение самого длинного слова
Чтение, пометка непонятных слов
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо
Слайд 23Работа над предложением и текстом
Работа над предложением является основным звеном в
системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям.
(синтаксический
Слайд 24Комплексная работа над текстом – это закрепление навыков пересказа, составление плана,
подбор заголовка, установление абзацев.
Многозначных слов
Заимствованных слов
Синонимов
Антонимов ание в
Устаревших слов
Фразеологизмов
Использование в тексте
Слайд 25Развитие речи через малые жанры
сказки
загадки
пословицы
скороговорки
считалки
игры
Слайд 26СКАЗКА
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Цели: развитие речи;
творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.
1. Продолжи сказку: «Жили-были…»
2. Угадай, кто я?
3. Инсценировка.
4. Угадай сказку.
5. Растеряшка.
6. Доскажи имя литературного героя и в какой
сказке он живёт.
Докажи характер героя примерами из сказок.
Опиши героя.
Придумай конец сказки.
Придумай кроссворд к сказке.
Слайд 28
ИГРА
«Игра - огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире.» В.А.Сухомлинский
1. «Кто это сказал?»
2. «Продолжи стихотворение или
рассказ».
3. «Кто мы?»
4. Игра «Умники и умницы».
5. Викторины по сказкам.
6. «Игра «Знатоки русского языка».
ЗАГАДКИ
«Загадка –иносказательное описание какого-либо предмета
или явления, данное обычно в форме вопроса»
Чичеров В.И.
Цели: учить выделять свойства и признаки зага-
данного предмета и доказывать правильность
отгадки, воспитывать любовь к русской словесности,
народному творчеству.
1. Для выделения нового или изученного звука.
2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах
и т.д.).
3. Сочиняем загадку.
4. Отгадай кроссворд (из
загадок).
5. Нарисуй отгадку.
6. Подбор загадок, так, чтобы слова-отгадки
объединяла одна орфограмма.
7.Звуковой анализ отгадок.
Слайд 30СКОРОГОВОРКА
«Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков,
которые затрудняют быстрое произнесение слов».
Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой голоса, приобщение учащихся к устному народному творчеству.
1. Работа над артикуляцией.
2. Письмо по памяти.
3. Конкурс на звание чемпионов по
скороговоркам
Слайд 31
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, ( кончиком
языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и
нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – “облизнуться”)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)
Слайд 32СЧИТАЛКА
«Считалка – фольклорный жанр, творцом которого является не один человек, а
целый народ».
Цели: изучить историю создания считалок,
их назначение в древние времена.
1. «Дополни считалку».
2. Игры с использованием считалок.
3. «Составить считалку».
4. «Найти рифму».
5. «Найти концовку».
Слайд 33Чтобы хорошо читать,
надо правильно дышать
Задачи развития речевого дыхания:
Следует тренировать
длинный выдох, а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха;
необходимо тренировать умение рационально и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.
Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
— вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи - через рот;
— вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
Слайд 34Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания
воздух набирать через нос
плечи
не поднимать
вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Слайд 35Ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного
набора.
Разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям
Футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Упражнения для развития речевого дыхания
Слайд 36Упражнения для развития речевого дыхания
"Снегопад"
"Кораблик"
Сделать снежинки
из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик
Слайд 37Типы уроков развития речи
1. «Открытие» нового знания.
2.
Урок отработки умений и рефлексии.
3. Уроки построения системы знаний (уроки обще-
методологической направленности).
4. Уроки развивающего контроля.
5. Урок исследования ( урок -
творчества).
Слайд 38«Маленькие хитрости» на уроках
необычное начало каждого урока
разговорные пятиминутки
словарная и орфографическая
подготовка
еженедельное «свободное сочинительство»
упражнения по речевому
этикету.
Слайд 39Требования, предъявляемые к речи учеников младших классов:
Ясность речи
Выразительность речи
Правильность речи
Богатство языковых
средств
Точность речи
Логичность речи
Содержательность речи
Слайд 40 Конечная цель по речевому развитию обучающихся начальных классов
– научить детей свободно выражать свои мысли. Планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Слайд 42«Язык не может быть плохим
или хорошим…Ведь язык – это
только зеркало. То самое
зеркало, на которое глупо
пенять.» С.Довлатов
В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания.
Спасибо за внимание!
Слайд 43
Литература
1. Программа 1-4 «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой и обеспечивающие её учебники
и методические пособия.
2. Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.
3. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.
4. М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 1985 г.
5. Н.И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1984 г.
6. В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе».
7. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г.
8. М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 2005 г.
9. Т.А. Ладыженская «Живое слово» - М., Просвещение, 1986 г.
10. В.А. Синицын «Путь к слову» - М., АО «Столетие», 1996 г.
11. А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».
12. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.
13. «Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2003 г./
14. «Что такое виды речевой деятельности» /Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г./
15. «Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования».
16. «Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского» /Начальная школа, № 10, 2001 г./
17. «Формирование культуры речи младших школьников» /Начальная школа, № 10, 2003 г./
18. И.И. Политова “Развитие речи учашихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.
19.Журнал “Начальная школа”. Ж.У. Беделова. «Творчество младших школьников
20.А.А. Бидайбаева. «Технологические приемы обучения учащихся начальных классов оптимальному чтению»