Слайд 1Развитие речемыслительной деятельности у дошкольников с нарушениями речи.
Речемыслительная деятельность - единый процесс порождения мысли и речи.
Учитель- логопед первой квалификационной категории
В.Н. Деликатная
пгт. Новоаганск, 2015 г.
Слайд 2«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС ДО)».
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества:
когда взаимодействует с другими его членами,
когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации,
когда осуществляется полноценный обмен этим опытом,
когда устанавливаются межличностные контакты.
Слайд 3Речемыслительная деятельность, как процесс формирования и развития следующих умений и навыков:
навыки
порождения и восприятия речи;
навыки осмысления и преобразования внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение определённой цели, и средство общения, обслуживающее различные стороны человеческой деятельности;
навыки речемышления. – «сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаружилось как движение через ряд внутренних планов, как переход от одного плана к другому» (Л.С. Выготский).
развитие всех видов речевой деятельности
навыки формирования функциональной грамотности
Слайд 4навыки коммуникативной компетентности
навыки совершенствования лингвистического мышления
развитие чувства языка и языкового вкуса
умение
точного выражения мыслей
навыки мобильного оперативного поиска и использование нужных сведений в процессе общения
навыки контроля внутреннего программирования речевого высказывания и его редактирование
навыки формирования индивидуального стиля речи языковой личности и навык познания мира через общение
Слайд 5Примерные игры и игровые упражнения, способствующие развитию речемыслительных процессов:
“Угадай игрушку”
Цель: формировать
умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
“Про кого я говорю”
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
“Скажи какой”
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
“Разложи картинки”
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
“Кто что умеет делать”
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных., птиц, людей (разных профессий).
Слайд 6“Картинки с наложением”.
Цель: рассмотреть и назвать «спрятавшиеся» предметы, изображения.., развитие зрительного восприятия, соотнесения контуров предмета с реальным изображением;
“Собери целое”. Цель: формирование процессов синтеза.
“Найди отличия”. Цель: формирование умственных действий сравнения, развитие зрительного сосредоточения, отображать результаты в речи
“Рассеянный художник”, «Так бывает или нет». Цель: формирование планомерного поиска закономерностей; назвать и объяснить ошибки художника; развитие логического мышления. ……
Слайд 8Приемы наглядного моделирования:
Пиктограммы (пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова). Пиктограммы относятся
к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии. Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие “знак” (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков;
Слайд 9Заместители
(замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными).
В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели.
Мнемотаблицы.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи и речемыслительной деятельности .
Слайд 10В реализации данной технологии решаются следующие задачи:
– помочь детям в упорядочивании и
систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать мелкую моторику у детей
Слайд 19Игровые приемы логопедических упражнений с применением метода наглядного моделирования который позволяет
решить следующие задачи:
познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
образно представить структуру слова;
научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
определять последовательность звуков в слове;
определять количество звуков в слове;
изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, гласные;
сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
отработать навык послогового чтения.
Слайд 20Таким образом, система формирования речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями, включающей
развитие логического мышления, пространственно-временных представлений через экспериментирование и продуктивные виды деятельности, способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию готовности к школьному обучению.