Слайд 1
Развитие функциональной грамотности в начальной школе
Слайд 2
Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию
функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.
Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
Слайд 3
Задачи Национального плана:
1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности
школьников.
2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
6. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Слайд 4 В национальном плане действий по формированию функциональной грамотности школьников на 2012-2016
годы обозначены механизмы реализации для создания условий развития функциональной грамотности:
обновление стандартов образования и учебных программ;
обновление форм методов и технологий обучения;
развитие системы оценки результатов обучения школьников;
обеспечение активного участия родителей в воспитании и образовании детей;
развитие дополнительного образования.
Слайд 5 Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая
направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Этот общественный заказ уже успешно реализовывает телевидение: образовательные программы, мультфильмы учат действовать в различных жизненных ситуациях.
Слайд 6
Требования стандарта таковы, что наряду
с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Одна из важнейших задач стоящих перед педагогами – формирование функционально грамотных людей.
Слайд 7Что такое «функциональная грамотность»?
Слайд 8 Личность
Функционировать
Грамотность
Слайд 9Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова «личность» записать личностные
качества
Слайд 10Задание для 2 группы: Подберите слова синонимы к слову «функционировать».
Слайд 11Задание для 3 группы:
Дайте определение слову «грамотность».
Слайд 12
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Слайд 13
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и
действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Слайд 14Компонентами функциональной грамотности являются:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий
и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Слайд 16
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов,
исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
Слайд 18 Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения
ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
- учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
- учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
- учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.
Слайд 19
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности
младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
Слайд 20
обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации
условий, провоцирующих детское действие;
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Слайд 21
На начальном этапе обучения главное – развивать
умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов
Слайд 23
Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические
способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Слайд 24
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция
функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов).
Слайд 25 Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена
в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе.
В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS) в таких международных исследованиях, как: «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS), сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).
Слайд 26 Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном
обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо.
Слайд 27
В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только
много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Слайд 28 Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что
педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.
Слайд 29«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ
+ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Слайд 30
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на
развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Слайд 31Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных
сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой).
Второй - компьютерные и информационные умения.
Третий - коммуникативные умения.
Слайд 32 Российские ученые выделяют следующие индикаторы грамотности: общая грамотность; информационная;
компьютерная; коммуникативная; владение иностранными языками (на уровне бытовой лексики); грамотное решение бытовых проблем; грамотность действий в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамотность.
В свою очередь каждый индикатор включает характеристики умений, раскрывавших его содержание.
Слайд 33Таблица 2. Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Слайд 36«ТАНЫМ»
социально-педагогический проект
исследование функциональных навыков учащихся 4-8 классов в области читательской, естественнонаучной,
математической грамотности.
Слайд 37Цель проекта:
оценить, насколько обладают учащиеся 4-8 классов Карагандинской области знаниями
и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе, влияние на эти достижения различных факторов, связанных с регионом, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.
Слайд 38Задачи проекта:
создать и апробировать базу заданий, направленных на развитие функциональной грамотности
школьников, основываясь на опыте исследований TIMMS и PISA.
провести мастер-классы (практические семинары) с целью обмена опытом по методике применения эффективных способов работы, позволяющими развивать функциональную грамотность учащихся и умение применять полученные знания в практике;
привлечь работе над проектом ведущих педагогов и учителей области, окончивших уровневые курсы.
Слайд 39Программа мероприятий проекта
Создание базы заданий, направленных на развитие функциональной грамотности школьников,
основываясь на опыте исследований TIMMS и PISA
Проведение семинаров по проблемам формирования функциональных навыков школьников с представителями регионов.
Проведение тестирования по функциональной грамотности.
Проведение семинаров с учителями школ регионов по результатам тестирования.
Проведение мастер-класса по подготовке материалов направленных на развитие функциональной грамотности школьников, основываясь на опыте исследований TIMMS и PISA
Слайд 41Ожидаемый результат:
функциональная грамотность рассматривается как уровень образованности, индивидуально-личностный результат образования, характеризующийся
способностью личности к коммуникации в стандартных и нестандартных ситуациях;
предметы школьного курса содействуют формированию функциональных навыков путем: формирования знаний, развития умений, свободного использования освоенных навыков, развития универсальных способов деятельности, создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем.
процесс формирования функциональных навыков непрерывен по своей сути и протекает в течение всего времени обучения в школе.
Слайд 42
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 43
Инструментарий исследования PISA разрабатывается с участием экспертов ведущих международных организаций и
представителей стран-участниц в форме тестовых буклетов, анкет и руководств. Технология оценивания функциональной грамотности включает шесть уровней образовательных достижений:
1 уровень-низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;
2 уровень - умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших неучебных ситуациях;
3 и 4 уровни - способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
5 и 6 уровни - умения самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы.
Слайд 44 По каждому направлению исследования определены конкретные требования к набору
умений и навыков применения знаний. В рамках каждой предметной области PISA оцениваются знания, компетенции, контекст, в котором учащиеся должны решать проблемы. Кроме того, все учащиеся оцениваются по их отношению к учебе и стратегии обучения.
Используется письменная форма контроля (тесты). На выполнение теста ученику отводится два часа (120 минут).
В тесты включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.
Составляется несколько вариантов тестов. При этом одна и та же группа заданий может быть включена в несколько вариантов.
Слайд 45
Способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к
использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Способность человека к пониманию и логическому осмыслению разных форм письменной речи необходимых для полноценной самореализации в жизни и достижений собственных целей.
«Грамотность чтения» - термин, введенный международной программой PISA (Programme for International Student Assessment) для диагностики чтения как важнейшего коммуникативного умения.
Грамотность чтения – что это?
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 46МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
ГРАМОТНОСТЬ
ЧТЕНИЯ
Слайд 47ТЕКСТ
Текст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение,
состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Основные признаки текста:
1) завершённость;
2) связность;
3) стилевое единство;
4) цельность.
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 48ТИПЫ ТЕКСТОВ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ
ЧТЕНИЯ
Слайд 49ОПИСАНИЕ
Отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Рассказ, повесть,
басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов.
РАССУЖДЕНИЕ
Сочинение-размышление, комментарий, аргумента-ция собственного мнения.
ТИПЫ ТЕКСТОВ: СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 50
ТИПЫ ТЕКСТОВ: НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 51УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 52ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 53ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 54ОБОБЩЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 55РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНКА (ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ)
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 56РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНКА: РАЗМЫШЛЕНИЕ И ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 57РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 59МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
СПЛОШНЫЕ
ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
Слайд 601. О чем текст? ______________________________________________________
2. Как бы ты его озаглавил? Предложи
2-3 варианта.
1. __________________________
2. __________________________
3. __________________________
3. Продолжи предложения:
Диктант на этот раз начинался просто ____________________
Все начали тщательно – кто проверять, а кто сверять ________________ с соседскими.
Такое представление устроила, что простыми ____________________
Мы подписали новые тетрадки и _______________________________
4. История, продиктованная Татьяной Евгеньевной была о ________________________
* Выбери правильный вариант ответа. Отметь значком Х
СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 615. Вставь на место пропусков подходящие по смыслу слова.
Диктант на этот
………………. начинался просто замечательно: учительница посадила меня за …………….………. …………..…………. с Надькой Ножкой, …........................ Мы подписали …............................... …............................. и приступили к …................. История, которую …................................ Татьяна Евгеньевна, оказалась очень ….............. - про веселую …....................... обезьянку по имени …........................ Все внимательно …....................... и старательно - кто записывал, а кто …............................ Как я у …................... А что делать, если … каждом …..... каверза на ......................... сидит и каверзой .................................. Всё как у Ножки: вот ........... знак в слове “...................” , а вот …... …...................”Ручька”. И вдруг меня ….............. ....:а что, если моя фамилия …....................тоже с мягким............
6. Вставьте подходящее по смыслу слово.
Слова для справок: каверза, неутомимая, тщательно.
а) ________________ - скрытая трудность, грозящая осложнениями, неприятностями.
б) ________________ - очень подробно, внимательно и аккуратно.
в) ________________ - не знающая усталости, очень выносливая, упорная
СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 627 . Как ты думаешь, что может помочь тебе успешно написать
диктант? отметь
8. Как ты думаешь, смог ли герой рассказа написать диктант без ошибок? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Прочитай диктант который написал Ручкин. Ты заметил сколько в нём ошибок?
Исправь и напиши правильно.
Лошатка по имени полька очен любила есть яблаки. Но больше всиго ей нравилось танцевать пад польку.
СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 63
10. Что обычно ест на обед обезьянка? Выбери и раскрась.
СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ:
ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 641.Задание на выявление умения находить информацию в тексте. Учащиеся должны найти
необходимые единицы информации, иной раз выраженные в тексте в иной (синонимической) форме, нежели в вопросе.
Примеры заданий.
1. Фамилия соседа по парте Нади:
A) Ножка
B) Ножкин
C) Ручькин
D) Ручка
E) Ручкин
2. Главный герой надеется получить за диктант оценку
A) «5»
B) «4» или «3»
C) «3», «4» или «5»
D) «4»
E) «4» или «5»
СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 65
2 Выявление умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл.
Умение находить доводы
в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, сделать выводы о намерениях.
Даны тезисы:
1. Критерием успеха в диктанте герой считает списывание у отличницы.
2. Жизненная позиция героя - больше надеяться на других, а не на себя, ставить под сомнение свои действия
3. Если веселиться, как обезьянка, люди будут тебя любить.
4. Для успешности в жизни надо выучить все правила грамматики.
В тексте есть подтверждения следующих тезисов:
A) 1
B) 1, 2
C) 1, 4
D) 1, 2, 3, 4
E) 1, 2, 4
СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 66
2 Выявление умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл.
Умение находить доводы
в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, сделать выводы о намерениях.
Даны тезисы:
1. Критерием успеха в диктанте герой считает списывание у отличницы.
2. Жизненная позиция героя - больше надеяться на других, а не на себя, ставить под сомнение свои действия
3. Если веселиться, как обезьянка, люди будут тебя любить.
4. Для успешности в жизни надо выучить все правила грамматики.
В тексте есть подтверждения следующих тезисов:
A) 1
B) 1, 2
C) 1, 4
D) 1, 2, 3, 4
E) 1, 2, 4
СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 67НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 68Задания. Пребывая в Москве, на курсах по функциональному чтению, мы получили
в подарок билет.
1. Когда мы были на курсах в Москве?___________________________________________
2. Куда можно пойти с этим билетом?
А. в ювелирный магазин “Алмазы России”
Б. в Комитет РФ по драгоценным металлам
В. в музей-выставку “Алмазный фонд”
И хотя мы знаем, что дареному коню в зубы не смотрят, цена нас заинтересовала.
3. Какова стоимость билета?____________________________
Выяснив дату посещения, мы отправились на экскурсию.
НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 694. Когда состоялась экскурсия? _________________________
Немного побродив по городу, мы оказались в
нужном месте центра Москвы.
5. Куда мы пришли?_____________________________________________________________
В нужный день и время мы подошли к Кремлю и в растерянности остановились.
6. Через какие ворота Кремля можно попасть на выставку? _____________________________
7. В каком помещении Кремля находится выставка?____________________________________
8. Хорошо, что с нами не было маленьких детей.
Почему? ____________________________________________________________________________
НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 70Задание на выявление умения находить информацию в тексте.
Учащиеся должны найти необходимые
единицы информации, иной раз выраженные в тексте в иной (синонимической) форме, нежели в вопросе.
Пример задания.
Вы находитесь в отпуске в Москве. Гуляя по ГУМу, вы встретили знакомую, которая предложила вам билет на выставку в Алмазный фонд. У вас есть час до запланированной ранее экскурсии на Красной площади. Причина, которая побудила вас отказаться от предложения посетить Алмазный фонд, это
A) вы не успеете доехать после посещения алмазного фонда до Красной площади
B) у вас с собой много вещей, и их негде оставить
C) у вас осталось только 500 рублей, и вам не хватает на билет
D) вы с трехлетним ребёнком
E) у вас с собой фотоаппарат, а там нельзя фотографировать
НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 711. Вы приехали из Москвы и рассказываете своим друзьям о впечатлениях
после посещения выставки Алмазного фонда. Вам так хочется похвастаться, что вы не всегда говорите правду. Верной является информация:
A) я покажу вам много фотографий с выставки
B) я бродил по выставке полдня
C) обратил внимание, что на выставке нет детей-дошкольников
D) два дня подряд ходил на выставку по одному и тому же билету
E) там такая сильная охрана, я спокойно оставил свои вещи у входа
2. Вы приехали в Москву, вам предложили билет. Куда вы сможете с ним пойти?
A) в ювелирный магазин “Алмазы России”
B) в Комитет РФ по драгоценным металлам
C) в музей-выставку “Алмазный фонд”
D) на завод по изготовлению алмазных изделий
E) на фирму ЗАО «Алмазный мир»
НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: ПРИМЕРЫ
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Слайд 72
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в
виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Слайд 73
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка
– учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
Слайд 74
При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель
формирования функционально-грамотной личности, т.е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК.